Решения и определения судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по делу N А09-1031/2009 По делу о признании недействительным распоряжения уполномоченного органа о запрете осуществления транспортных услуг по перевозке пассажиров.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2009 г. по делу N А09-1031/2009

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Полынкиной Н.А.,

судей Игнашиной Г.Д., Тиминской О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником Соколовой Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение Арбитражного суда Брянской области от 12.03.2009 по делу N А09-1031/2009 (судья Халепо В.В.),

при участии в судебном заседании представителей:

лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

индивидуальный предприниматель Гавренков Дмитрий Геннадьевич (далее - ИП Гавренков Д.Г., предприниматель) обратился с заявлением к Брянской городской администрации (далее - администрация) о признании недействительным п. 2 ч. 2 распоряжения от 31.12.2008 N 1629-зр “Об отмене распоряжения
Брянской городской администрации от 23.12.2003 N 1563-р “О разрешении индивидуальному предпринимателю Гавренкову Д.Г. осуществления транспортных услуг по перевозке пассажиров по маршруту N 44 “Школа N 61 - ул. Почтовая - ул. Ново-Советская - Бежицкий рынок - Курган Бессмертия - пр. Ленина - Драмтеатр - ул. Горбатова“.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. При этом заявитель указывает, что конкурс на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров проводится при возникновении потребности в дополнительных пассажирских перевозках, в то время как в рассматриваемом случае таких оснований не было, заявитель осуществлял услуги по перевозке пассажиров надлежащим образом, с соблюдением маршрута, нарушений распоряжения от 23.12.2003 N 1563-р о разрешении осуществления транспортных услуг по перевозке пассажиров не допускал. Заявитель подчеркивает, что об отмене распоряжения от 23.12.2003 N 1563-р о разрешении осуществления транспортных услуг по перевозке пассажиров он извещен не был, и в конкурсе на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров не имел возможности участвовать в связи с нахождением в местах лишения свободы.

Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащем образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле.

Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие их представителей.

Суд апелляционной
инстанции, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения Брянской городской администрации от 23.12.2003 N 1563-р ИП Гавренкову Д.Г. было разрешено осуществлять транспортные услуги по перевозке пассажиров по маршруту N 44 “Школа N 61 - ул. Почтовая - ул. Ново-Советская - Бежицкий рынок - Курган Бессмертия - пр. Ленина - Драмтеатр - ул. Горбатова“, используя транспортное средство - микроавтобус марки “ГАЗель“, государственный номер АА 495 32 (л.д. 5).

На основании заказа администрации Комитетом по промышленности, транспорту и связи в газете “Брянск“ N 35 (426) от 11.07.2008 опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора по выполнению перевозок пассажиров на маршруте регулярного сообщения N 44 города Брянска. Информация о проведении конкурса была размещена и на Интернет-сайте www.Admin.Bryansk.Ru.

К участию в конкурсе, согласно данному извещению, допускаются субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированные в установленном порядке, имеющие право на занятие соответствующим видом деятельности в соответствии с уставными документами и (или) лицензией, своевременно подавшие конкурсные предложения в администрацию.

Конкурс признан состоявшимся, с победителем заключены соответствующие договоры.

ИП Гавренков Д.Г. участие в данном конкурсе не принимал.

По результатам конкурса Брянской городской администрацией принято распоряжение от 31.12.2008 N 1629-зр “Об отмене распоряжений Брянской городской администрации по вопросам организации маршрутных перевозок и внесении изменений в распоряжения Брянской городской администрации“.

Пунктом 2 части 2 указанного распоряжения отменено распоряжение от 23.12.2003 N 1563-р “О разрешении индивидуальному предпринимателю Гавренкову Д.Г. осуществления транспортных услуг по перевозке пассажиров
по маршруту N 44 “Школа N 61 - ул. Почтовая - ул. Ново-Советская - Бежицкий рынок - Курган Бессмертия - пр. Ленина - Драмтеатр - ул. Горбатова“.

Не согласившись с указанным распоряжением, ИП Гавренков Д.Г. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 6 Федерального закона N 154-ФЗ от 28.08.1995 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ организация транспортного обслуживания населения находится в ведении муниципальных образований и отнесена к вопросам местного значения.

В силу пп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с п. 6 ст. 72 Закона Российской Федерации N 1550-1 от 06.07.1991 N 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации“ городская администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности; осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города; утверждает маршруты и графики движения местного транспорта; привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города; обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе; организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах.

Таким образом, на органы местного самоуправления возложены организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения.

Это же правило установлено в пп. 34 п.
2 ст. 45 Устава г. Брянска, принятого Брянским городским Советом народных депутатов 30.11.2005, согласно которому к исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относится организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений.

Постановлением Брянской городской администрации от 01.06.2006 N 1676-п с 22.05.2006 функции по размещению заказа на право заключения договоров по выполнению перевозок пассажиров на коммерческих маршрутах г. Брянска возложены на Комитет по промышленности, транспорту и связи Брянской городской администрации.

Для реализации полномочий местного самоуправления в сфере пассажирских перевозок Постановлением Брянского городского Совета народных депутатов N 746-п от 29.04.2004 приняты Правила организации транспортного обслуживания населения в г. Брянске (далее - Правила) и Положение о конкурсе на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на маршрутах г. Брянска (далее - Положение).

Функции заказчика пассажирских перевозок выполняет Брянская городская администрация, которая определяет организатора пассажирских перевозок (пункт 1.7 Правил). К исключительной компетенции заказчика относится утверждение конкурсной документации и проведение конкурсов, а также информирование перевозчиков об их проведении (пункт 1.9 Правил).

Таким образом, без заключенного с администрацией Брянской области договора перевозка пассажиров на коммерческих маршрутах запрещена и хозяйствующие субъекты, желающие осуществлять коммерческую деятельность в сфере пассажирских перевозок на коммерческих маршрутах г. Брянска, обязаны пройти процедуру конкурсного отбора.

В силу пункта 2.1 Положения о конкурсе на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на маршрутах г. Брянска конкурс проводится при возникновении потребности в дополнительных пассажирских перевозках как на действующих, так и на вновь открываемых маршрутах.

Иными словами, необходимость проведения конкурса возникает в случае потребности в увеличении количества подвижного состава на действующем коммерческом маршруте или для открытия нового маршрута для удовлетворения спроса населения г. Брянска в
пассажирских перевозках.

Кроме того, проведение конкурса направлено на выявление наиболее ответственных перевозчиков, способных обеспечить соблюдение технических, санитарных, кадровых и иных требований, предъявляемых к перевозчикам в целях обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечения мер защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.03.91 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

В этой связи действия администрации по размещению заказа на проведение открытого конкурса входят в ее компетенцию. Перевозка по определенным маршрутам не является свободным выбором предпринимателей. Последние вправе принять участие в обслуживании этих городских маршрутов в результате конкурса на равных для всех условиях. Извещение о конкурсе направлено неограниченному кругу лиц, имеющих лицензию, в том числе и заявителю.

Оспариваемые действия не ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, не ущемляют их интересы, поскольку организация конкурса преследует достижение общественно полезных целей путем привлечения к осуществлению пассажирских перевозок транспортом общего пользования более квалифицированных лиц.

Указанное опровергает довод заявителя жалобы о том, что в рассматриваемом случае оснований для проведения конкурса не было, заявитель осуществлял услуги по перевозке пассажиров надлежащим образом, с соблюдением маршрута, нарушений распоряжения от 23.12.2003 N 1563-р о разрешении осуществления транспортных услуг по перевозке пассажиров не допускал.

Кроме того, как установлено судом первой инстанции, микроавтобус марки “Газель“, гос. номер АА 495 32, на котором заявителю распоряжением от 23.12.2003 N 1563-р было разрешено осуществление пассажирских
перевозок по маршруту N 44, был продан заявителем на момент рассмотрения спора. Учитывая данные обстоятельства, на момент принятия оспариваемого распоряжения администрации (31.12.2008) у заявителя отсутствовало транспортное средство, с использованием которого ему было разрешено осуществление транспортных пассажирских перевозок по маршруту N 44.

Следовательно, возможность осуществления перевозок по маршруту N 44 в соответствии с распоряжением администрации от 23.12.2003 N 1563-р была утрачена предпринимателем в результате его собственных действий еще до принятия оспариваемого акта.

Не может быть принято во внимание и указание заявителя жалобы на то обстоятельство, что об отмене распоряжения от 23.12.2003 N 1563-р на право осуществления транспортных услуг по перевозке пассажиров ему не было известно, а в конкурсе на право заключения договора он не имел возможности участвовать.

Предприниматель был вправе принять участие в обслуживании маршрута N 44 в результате конкурса на равных для всех перевозчиков условиях. Так, согласно извещению, к участию в конкурсе допускаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, предприниматели без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном порядке, получившие лицензию на осуществление пассажирских перевозок.

Однако материалы дела не содержат сведений о том, что предприниматель воспользовался своим правом и принял участие в конкурсе.

Вместе с тем, из содержания извещения о проведении конкурса от 11.07.2008, а также конкурсной документации следует, что после подведения итогов данного конкурса распоряжение Брянской городской администрации от 23.12.2003 N 1563-р о разрешении осуществления транспортных услуг по маршруту N 44 утрачивает силу.

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предпринимателем распоряжение от 31.12.2008 N 1629-зр не
нарушает его прав и законных интересов.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 12 марта 2009 года по делу N А09-1031/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по уплате госпошлины отнести на заявителя жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.А.ПОЛЫНКИНА

Судьи

Г.Д.ИГНАШИНА

О.А.ТИМИНСКАЯ