Решения и определения судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2009 по делу N А54-4314/2008-С8 Суд обязал ответчика устранить нарушение прав заявителя путем рассмотрения заявления о выдаче разрешения на размещение и эксплуатацию временного сооружения, так как договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не относится к публичным договорам и заключение его в судебном порядке не предусмотрено, вследствие чего суд первой инстанции неправомерно обязал орган местного самоуправления заключить такой договор.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2009 г. по делу N А54-4314/2008-С8

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тимашковой Е.Н.,

судей Еремичевой Н.В., Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Рязани (регистрационный номер 20АП-1301/2009) на решение Арбитражного суда Рязанской области от 16 февраля 2009 года по делу N А54-4314/2008-С8 (судья Стрельникова И.А.), принятое

по заявлению ООО “Ярмарка“

к Администрации г. Рязани

о признании незаконным бездействия,

при участии:

от заявителя: не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,

от ответчика: не явились, о
времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Ярмарка“ (далее - ООО “Ярмарка“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г. Рязани, выраженное в нерассмотрении заявления о выдаче разрешения на размещение и эксплуатацию временного сооружения N 741-ВС4/08 от 11.07.2008, поданного ООО “Ярмарка“ в установленный срок, как несоответствующее требованиям Положения о временных сооружениях на территории г. Рязани, утвержденного решением Рязанского городского Совета от 26.04.2007 N 309-III (далее - Положение о временных сооружениях), в качестве устранения нарушения обязать Администрацию г. Рязани перезаключить договор совместного использования объекта недвижимости под временным строением, расположенным по адресу: г. Рязань, ул. Горького, д. 11 (с учетом уточнения).

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 16.02.2009 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, Администрация г. Рязани подала апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимся в деле.

Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что неявка представителя указанной стороны не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 22.08.2007 между Администрацией г. Рязани и обществом “Ярмарка“ был заключен договор N 843/07 на период действия с 16.09.2007 по 15.09.2008, в
соответствии с которым Администрация передает, а Заявитель принимает в пользование объект недвижимости (городское благоустройство), расположенный по адресу: ул. Горького, д. 11, для размещения ВС (временного строения) типа отдельно стоящая конструкция для размещения транспарантов перетяжек - ВС-4.

Имея намерение продлить указанный договор на следующий срок, Общество в соответствии с п. 4.5 Положения о временных сооружениях за 2 месяца до окончания срока действия договора 11.07.2008 обратилось в Администрацию с заявлением N 741-ВС4/08 о выдаче разрешения на размещение и эксплуатацию временного сооружения.

К заявлению были приложены необходимые документы в соответствии с указанным Положением, по этому вопросу у сторон спора нет.

По результатам рассмотрения заявления какого-либо решения принято не было.

17.10.2008 структурным подразделением Администрации города Рязани - Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству в адрес ООО “Ярмарка“ направлено письмо N 25-19/1083, в котором сообщалось, что после 01.07.2008 заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций будет осуществляться только на основании результатов торгов. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций обязательства сторон по договору считаются прекращенными.

Считая бездействие Администрации г. Рязани, выраженное в нерассмотрении заявления о выдаче разрешения на размещение и эксплуатацию временного сооружения, незаконным и нарушающим его права, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал бездействие Администрации незаконным.

Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных
органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено судом, Обществом с Администрацией г. Рязани в соответствии с Положением о временных сооружениях был заключен договор от 22.08.2007 N 843/07, в соответствии с которым Администрация передает, а Заявитель принимает в пользование объект недвижимости (городское благоустройство), расположенный по адресу: ул. Горького, д. 11, для размещения ВС (временного строения) типа отдельно стоящая конструкция для размещения транспарантов перетяжек - ВС-4 на период действия с 16.09.2007 по 15.09.2008.

Имея намерение продлить указанный договор на следующий срок, Общество в соответствии с п. 4.5 Положения о временных сооружениях за 2 месяца до окончания срока действия договора 11.07.2008 обратилось в Администрацию с заявлением N 741-ВС4/08 о выдаче разрешения на размещение и эксплуатацию временного сооружения.

Пунктом 4.5 раздела 4 “Порядок эксплуатации временных сооружений“ указанного Положения о временных сооружениях предусмотрено, что лица, заинтересованные в оформлении разрешения на размещение и эксплуатацию временного сооружения на новый срок обращаются в Администрацию города с заявлением не позднее чем за 2 месяца до окончания срока действующего разрешения. Согласно п. 4.6 заявление на продление рассматривается в срок не более 14 дней, и заявителю направляется уведомление с указанием срока, в течение которого необходимо перезаключить договор на размещение временного сооружения (в случае размещения временного сооружения на имуществе, находящемся в муниципальной собственности).

Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ
были внесены изменения в Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, вступившие в законную силу с 01.07.2008, т.е. на момент подачи Обществом заявления.

Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона “О рекламе“ по окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 19 указанного Закона (вступившей в силу с 01.07.2008) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

В соответствии с Уставом г. Рязани представительным органом местного самоуправления на территории г. Рязани является Рязанская городская Дума.

Между тем, на сегодняшний момент ни органами государственной власти, ни Рязанской городской Думой форма проведения подобных торгов не установлена.

В силу частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В этой связи апелляционный
суд считает, что Положение о временных сооружениях на территории города Рязани, утвержденное решением Рязанского городского Совета от 26.04.2007 N 309-III, подлежит применению в части, не противоречащей Федеральному закону “О рекламе“, действующему на момент рассмотрения заявления.

Согласно ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным (ч. 14 ст. 19).

Однако доказательств рассмотрения указанного заявления в установленный срок, Администрацией в материалы дела не представлено.

Имеющееся в материалах дела письмо Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Администрации г. Рязани от 17.10.2008 N 25-19/1083 (л.д. 49) правомерно расценено судом первой инстанции как носящее информационный характер и не относящееся к ответу на конкретное заявление.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал бездействие
ответчика незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО “Ярмарка“

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Вместе с тем, признавая бездействие органа местного самоуправления незаконным, суд первой инстанции обязал Администрацию г. Рязани устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО “Ярмарка“ путем направления проекта договора совместного использования объекта недвижимости под временным строением (ВС-4), расположенным по адресу: г. Рязань, ул. Горького, д. 11.

Апелляционная инстанция считает, что способ устранения нарушенного права был выбран судом неверно ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, срок действующего договора истек.

На момент подачи заявления и рассмотрения спора в суде действовала императивная норма ст. 19 Федерального закона “О рекламе“, согласно которой заключение договоров на размещение временной рекламной конструкции осуществляется на основании торгов (в форме аукциона или конкурса).

Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается
органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

При этом преимущественное право на заключение подобных договоров на новый срок действующим федеральным законодательством не предусмотрено, а с заявлением о проведении торгов либо об участии в них заявитель в Администрацию г. Рязани не обращался.

Договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не относятся к публичным, и поэтому невозможно заключение договоров в судебном порядке в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса РФ, в связи с чем обязание Администрации г. Рязани заключить договор минуя порядок, предусмотренный действующим федеральным законодательством, является неправомерным.

При указанных обстоятельствах следует признать, что суд, обязывая Администрацию г. Рязани заключить договор, подменил орган, у которого имеются законодательно установленные полномочия на такое заключение.

Рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции фактически признал, что у Администрации г. Рязани не имелось законных оснований для не рассмотрения представленного Обществом заявления.

Следовательно, при установлении этого факта суду следовало обязать Администрацию рассмотреть представленные заявителем документы в порядке, установленном ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, и принять решение по результатам их рассмотрения, тем самым, обязав ответчика устранить допущенное им нарушение.

Таким образом, способом устранения указанного нарушения прав Общества будет являться обязание Администрации г. Рязани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО “Ярмарка“ путем рассмотрения заявления от 11.07.2008 N 741-ВС4/08 о выдаче разрешения на размещение и эксплуатацию временного сооружения, поданного Обществом, в месячный срок и вынесения соответствующего решения.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению в части выбора способа устранения допущенного нарушения прав.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 269, ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
суд

постановил:

изменить решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.02.2009 по делу N А54-4314/2008-С8 в части обязания Администрации г. Рязани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО “Ярмарка“ путем направления проекта договора совместного использования объекта недвижимости под временным строением (ВС-4), расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Горького, д. 11, изложив его в следующей редакции: “Обязать Администрацию г. Рязани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО “Ярмарка“ путем рассмотрения заявления от 11.07.2008 N 741-ВС4/08 о выдаче разрешения на размещение и эксплуатацию временного сооружения, поданного Обществом, и вынесения соответствующего решения в месячный срок со дня получения постановления суда апелляционной инстанции“.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Е.Н.ТИМАШКОВА

Судьи

Н.В.ЕРЕМИЧЕВА

О.Г.ТУЧКОВА