Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 по делу N А48-2539/2009 По делу о взыскании денежных средств в виде ошибочно перечисленной пенсии.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2009 г. по делу N А48-2539/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Андреещевой Н.Л.,

судей: Алферовой Е.Е.,

Яковлева А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповой Е.Н.,

при участии:

от АК СБ РФ в лице Орловского ОСБ N 8595: Болдуевой Е.В., представителя по доверенности N ДО-3-29/3945 от 16.01.2009 г.;

от ГУ ОПФ РФ по Орловской области: представитель не явился, извещен надлежаще;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области, г. Орел, на решение Арбитражного суда Орловской
области от 06.08.2009 г. по делу N А48-2539/2009 (судья Дементьев Г.А.) по иску Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области, г. Орел, к Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (открытое акционерное общество), г. Москва, в лице Орловского отделения N 8595 Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество), г. Орел, о взыскании 4 224 руб. 93 коп.,

установил:

Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее - ГУ ОПФ РФ по Орловской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Орловского отделения N 8595 Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) (далее - АК СБ РФ (ОАО) в лице Орловского ОСБ N 8595, ответчик) о взыскании 4224 руб. 93 коп. денежных средств в виде ошибочно перечисленной за июль 2008 г. суммы пенсии на имя Тарасовой А.В.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 06.08.2009 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на его незаконность и необоснованность, неполное выяснение обстоятельств дела, а также неприменение закона, подлежащего применению, в связи с чем просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт.

В качестве основания для отмены судебного акта заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что ошибочно перечисленная истцом сумма пенсии на счет физического лица после месяца его смерти является федеральной собственностью и подлежит возврату истцу, исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации.

В судебное заседание суда апелляционной
инстанции представитель заявителя жалобы не явился, направив в апелляционный суд ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения истца о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ.

Представитель АК СБ РФ (ОАО) в лице Орловского ОСБ N 8595 в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции и в приобщенном к материалам дела отзыве на жалобу возражал против ее доводов, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Заслушав мнение представителя АК СБ РФ (ОАО) в лице Орловского ОСБ N 8595, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Орловской области от 06.08.2009 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ ОПФ РФ по Орловской области - без удовлетворения по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 11.04.2008 г. между АК СБ РФ (ОАО) в лице Орловского ОСБ N 8595 (Банк) и ГУ ОПФ РФ по Орловской области (Клиент) был заключен договор N 47000506/50, по условиям которого Клиент перечисляет на счет Банка суммы пенсий и других денежных выплат, начисленные к доставке в текущем месяце, а Банк доставляет эти суммы путем их зачисления на счет получателя этих средств (в счет по вкладу, банковский счет, в том числе с использованием банковской карты или другого вида счета), указанный в доставочном документе (далее - именуемый Реестр) Клиента (пункт 2.1. договора).

В соответствии с пп. 4.3.6. пункта 4.3. договора Банк обязан произвести возврат Клиенту
денежных средств, ошибочно перечисленных и зачисленных на счет получателя после месяца его смерти или наступления обстоятельств, влекущих прекращение выплаты в соответствии с пп. 3 пункта 1 статьи 22 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ и пунктом 29 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 г. N 294.

Возврат денежных средств, в предусмотренных указанным пунктом случаях осуществляется, если они не были выданы Банком со счета получателя в установленном порядке. В том случае, если указанные суммы были выданы, Банк направляет Клиенту соответствующее уведомление.

Ссылаясь на то, что пенсия физическому лицу - Тарасовой А.В. перечислена 11.07.2008 г., а согласно справке о смерти от 08.07.2008 г. N 15 Тарасова А.В. умерла 20.06.2008 г., истец обратился к ответчику с требованием о возврате ошибочно перечисленной пенсии.

Оставление ответчиком требований истца без удовлетворения явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд области правомерно руководствовался следующим.

Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ доставка трудовой пенсии производится по желанию пенсионера органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, организацией федеральной почтовой связи, кредитной или иной организацией.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации и Минтруда России от 16.02.2004 N 15п/18 были утверждены Правила выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ и “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“. В соответствии с пунктами 11, 32, 33 доставка пенсий производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской
Федерации, организациями федеральной почтовой связи, кредитными и иными организациями, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соответствующие договоры. Кредитная организация доставляет пенсию на банковский счет, счет по вкладу, счет банковской карты или другой вид счета на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае отношения банка с физическим лицом - Тарасовой А.В. регламентировались нормами глав 44, 45 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о банковском вкладе.

В силу пункта 3 статьи 834 ГК РФ к этим отношениям применяются правила о договоре банковского счета.

В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 845 ГК РФ по договору банковского счета Банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета, ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Как установлено пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ в случае смерти пенсионера выплата трудовой пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера.

При этом действующим законодательством не предусмотрено последствий, которые наступают в случае, если суммы пенсии ошибочно перечислены на банковский вклад пенсионера после его смерти.

Согласно статье 841 ГК РФ если договором банковского вклада не предусмотрено иное, на счет по вкладу зачисляются денежные
средства, поступившие в банк на имя вкладчика от третьих лиц с указанием необходимых данных о его счете по вкладу. При этом предполагается, что вкладчик выразил согласие на получение денежных средств от таких лиц, предоставив им необходимые данные о счете по вкладу.

Статьей 854 ГК РФ установлено, что списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без его распоряжения списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Как подтверждается материалами дела, 30 декабря 2005 г. между Сбербанком России (дополнительный офис N 8595/061) и гражданкой Тарасовой Алевтиной Васильевной был заключен кредитный договор N 6323050255, на основании которого ей был выдан кредит в сумме 50000 рублей под 19 процентов годовых на срок до 30.12.2010 г.

Тарасовой А.В. 30.12.2005 г. было подписано длительное поручение владельца счета о предоставлении банку права списывать с ее счета N 42306810947007891507/34, начиная с 01.02.2006 г. денежную сумму в размере 2300 рублей в счет погашения кредита и процентов. При этом она разрешила банку самостоятельно корректировать сумму перечисления при изменении тарифов.

Во исполнение обязанности должника банк ежемесячно осуществлял погашение кредита путем ежемесячного списания с банковского счета Тарасовой А.В. по ее распоряжению денежные средства в размере 2300 рублей.

Пенсия за июль 2008 года на лицевой счет Тарасовой А.В. была перечислена 11.07.2008 года.

Согласно справке о смерти от 08.07.2008 г. N 15 Тарасова А.В. умерла 20 июня 2008 года.

Не располагая сведениями о смерти клиента, банк продолжал ежемесячно списывать поступившие от истца на вклад пенсионера денежные средства.

В соответствии со статьей 418 ГК
РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.

Поскольку имущественное обязательство Тарасовой А.В. по возврату кредита неразрывно не связано с личностью должника, то после ее смерти обязанность возвратить кредит банку не прекратилась. При этом списание денежных средств с банковского счета Тарасовой А.В. осуществлялось на основании данного ею при жизни распоряжения (кредитного договора) в соответствии со статьей 854 ГК РФ, следовательно, денежные средства в размере 2300 рублей приобретены Банком по основаниям, которые предусмотрены действующим законодательством, а также соглашениями Банка с клиентом.

При наступлении смерти вкладчика право распоряжаться денежными средствами на счете переходит к наследникам умершего согласно презумпции универсального правопреемства, предусмотренной статьей 1110 ГК РФ.

Кроме того, денежные средства для выплаты сумм пенсий пенсионерам поступают от Пенсионного фонда РФ, банк осуществляет обслуживание счета без контроля за распоряжением счетом клиентами.

Довод истца о том, что банк принял на себя обязательство производить возврат пенсии в случае, если она ошибочно начислена и выплачена умершему лицу при условии, что денежные средства ранее не были выданы со счета по вкладу, и, следовательно, должен возвратить сумму пенсии, правомерно отклонен арбитражным судом области, поскольку данное условие договора не соответствует требованиям статьи 845 ГК РФ, как нарушающее права наследников клиентов банка.

В действующем законодательстве отсутствуют нормы, позволяющие банку списывать со счета клиента (вкладчика) без его распоряжения излишне зачисленные денежные средства. Не предусмотрено такое право и в договоре банковского вклада.

Исходя из изложенного, судебная коллегия апелляционного суда полагает правильным и обоснованным вывод арбитражного суда области о необходимости отказа в удовлетворении исковых
требований.

Доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции считает несостоятельными.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ установлено, что в случае смерти пенсионера выплата трудовой пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера.

Однако данная норма истцом была нарушена, истец не прекратил выплату пенсии Тарасовой А.В. после ее смерти. При этом законодательством не предусмотрено последствий, которые наступают в случае, если суммы пенсии ошибочно перечислены на банковский вклад пенсионера после его смерти.

Исходя из положений статей 841, 854, 845, 858 ГК РФ, у ответчика отсутствовали правовые основания для списания денежных средств, зачисленных на счет умершего физического лица.

Судебное решение о взыскании со счета Тарасовой А.В. спорной суммы не принималось.

Ссылки истца на положения договора, согласно которым Банк принял на себя обязательство производить возврат пенсии в случае, если она ошибочно начислена и выплачена умершему лицу при условии, что денежные средства ранее не были выданы со счета по вкладу и, следовательно, должен возвратить ошибочно перечисленную сумму пенсии, не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку данное условие противоречит статье 845 ГК РФ, нарушая права наследников клиентов банка.

Поскольку имущественное обязательство получателя пенсии по возврату кредита неразрывно не связано с личностью должника, то после его смерти обязанность возвратить кредит Банку не прекратилось. При этом списание денежных средств с банковского счета пенсионера осуществлялось на основании данного им при жизни распоряжения в соответствии со статьей 854 ГК РФ - кредитного договора.

При таких обстоятельствах, поскольку денежные средства в заявленной сумме получены Банком по основаниям, предусмотренным действующими нормативными актами и соглашениями,
а изъятие денежных средств со счета клиента невозможно без оснований, установленных законом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.

Иные доводы апелляционной жалобы отклоняются судебной коллегией как несостоятельные и основанные на неправильном толковании норм материального права.

Кроме того, все доводы истца, изложенные им в апелляционной жалобе, были предметом исследования со стороны арбитражного суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.

Расходы по государственной пошлине в сумме 1 000 руб. за рассмотрение апелляционной относятся на ГУ ОПФ РФ по Орловской области, однако взысканию с него в доход федерального бюджета не подлежат на основании подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 6 августа 2009 года по делу N А48-2539/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области, г. Орел - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья

Н.Л.АНДРЕЕЩЕВА

Судьи

Е.Е.АЛФЕРОВА

А.С.ЯКОВЛЕВ