Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2009 по делу N А14-6817-2009/203/25 По делу о взыскании убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за поставленную тепловую энергию.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 октября 2009 г. по делу N А14-6817-2009/203/25

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2009 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,

судей: Суховой И.Б.,

Андреещевой Н.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Правдик А.Н.,

при участии:

от ОАО “ТГК N 4“: Коновалова Е.И., юрисконсульт, филиала ОАО “ТГК N 4“ - Воронежская региональная генерация, доверенность N 36-02/189902 от 02.03.2009 г., удостоверение <...>.

от ФКУ администрации городского округа г. Воронеж: Хаванский А.А., главный специалист отдела правовой работы в сфере бюджетных правоотношений юридического управления, доверенность N 1389-ФКУ от 31.12.2008 г., паспорт <...>.

от ТСЖ “Лидер“: представитель не явился,
надлежаще извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.07.2009 года по делу N А14-6817-2009/203/25 (судья Романова Л.В.) по иску открытого акционерного общества “Территориальная генерирующая компания N 4“ к муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж общества и товарищества собственников жилья “Лидер“ о взыскании 5 000 рублей задолженности и 6 000 рублей убытков,

установил:

Открытое акционерное общество “Территориальная генерирующая компания N 4“ (далее - ОАО “ТГК-4“, истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья “Лидер“ и муниципальному образованию городского округа город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж (далее - ответчик) о взыскании 6 000 руб. убытков, возникших в связи с не возмещением межтарифной разницы и 5 000 рублей задолженности за поставленную в декабре 2008 г. тепловую энергию.

В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец уточнил исковые требования и просил взыскать с муниципального образования в лице Финансово - казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж 14823,14 рублей убытков, возникших в связи с не возмещением межтарифной разницы за декабрь 2008 года, от требований к ТСЖ “Лидер“ истец заявил отказ от исковых требований.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.07.2009 г. по делу N А14-6817-2009/203/25 исковые требования к муниципальному образованию городского округа город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж удовлетворены в полном
объеме, в отношении ТСЖ “Лидер“ производство по делу прекращено.

Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда первой инстанции, просит решение в части взыскания с ответчика 14 823,14 руб. отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

При этом заявитель апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК ПФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленным федеральным законом. Установление тарифов на тепловую энергию, согласно положениям ФЗ от 14.04.1995 года N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ“ и в соответствии с нормами ФЗ от 28.08.1995 года N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации“ не относится к компетенции органов местного самоуправления.

При расчете с истцом ТСЖ “Лидер“ неправомерно применяло тариф на тепловую энергию, установленный для населения постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“, поскольку данный акт принят с превышением полномочий, установленных для исполнительного органа местного самоуправления. Для осуществления расчетов с поставщиком тепловой энергии подлежит применению тариф, установленный ГУТ Воронежской области, в связи с чем, требование истца о взыскании убытков является неправомерным.

В судебном заседании 01.10.2009 года
представитель Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж поддержал доводы апелляционной жалобы.

Истец с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ОАО “ТГК-4“ пояснил, что истец не является исполнителем коммунальных услуг. В спорный период действовало постановление Муниципального совета г. Воронеж от 23.12.1997 года N 199-II “Об утверждении новой редакции единого платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальный услуги“ и Решение Воронежской городской думы от 28.05.2008 года N 147-II, согласно которым функции единого расчетного центра по оплате жилищно-коммунальных услуг были возложены на МУП МИВЦ. Для расчета платежей граждан в спорный период МУП “МИВЦ“ применяло тарифы для населения, установленные постановлением Главы городского округа город Воронеж “О тарифах на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ от 07.03.2008 года N 427. Убытки у истца, являющегося энергоснабжающей организацией, возникли из-за разницы между стоимостью фактически отпущенной в адрес ТСЖ “Лидер“ тепловой энергией и суммой, предъявленной для оплаты населению по установленным органом местного самоуправления тарифам, применяемым для расчета оплаты населением стоимости тепловой энергии.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ТСЖ “Лидер“ не явился.

В виду наличия в материалах дела доказательств надлежащего извещения ТСЖ “Лидер“ о времени и месте судебного заседания, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ.

По ч. 5 ст. 268 АПК РФ при обжаловании решения в части и отсутствии возражений, суд
проверяет законность и обоснованность принятого судебного акта только в обжалуемой части.

Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 01.01.2006 г. между истцом и ТСЖ “Лидер“ заключен договор N 3241 на отпуск тепловой энергии в горячей воде для целей отопления и горячего водоснабжения.

В соответствии с п. 1.1. договора, энергоснабжающая организация поставляет до границы балансовой принадлежности через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления и горячего водоснабжения, а абонент принимает и своевременно оплачивает тепловую энергию.

Согласно п. 4.12 договора плата за потребленную тепловую энергию осуществляется на основании утвержденного Главным управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области.

В соответствии с п. 4.3 договора оплату за тепловую энергию осуществляет население не позднее 20 числа следующего за расчетным месяцем через МУП “МИВЦ“ на основании тарифов, утвержденных Постановлением городского округа г. Воронеж “О тарифах на услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению“ за счет средств населения и финансирования из городского бюджета по статье “теплофикация“, плате граждан за услуги по отоплению и горячему водоснабжению“. Учет тепловой энергии осуществляется по приборам учета, установленным у абонента и допущенным в эксплуатацию представителем энергоснабжающей организации, а в случае отсутствия приборов учета расчет выполняется расчетно-балансовым методом по проектным нагрузкам (п. 5.1 контракта).

Во исполнение принятых договорных обязательств истец в декабре 2008 года осуществил через присоединенную поставку горячей воды в количестве 156,06 Гкал на общую сумму 107 087,37 рублей.

По факту поставки тепловой энергии истцом в соответствии с условиями договора в адрес ТСЖ “Лидер“
были предъявлены счет фактуры по тарифам, установленным для ОАО “ТГК-4“ решениями ГУТ Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 года и N 31/9 от 21.11.2007 года в размере 581,52 рублей за 1 Гкал.

По данным МУП “МИВЦ“, отраженным в ведомостях по форме Ф. 302, населению ТСЖ “Лидер“ за отопление горячее водоснабжение в соответствии с постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 года “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ начислено для оплаты 150 332,89 рублей за период декабрь 2008 года, исходя из тарифа на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление в сумме 636,19 рублей за 1 Гкал.

Оплату за поставленную электроэнергию в части платежей населения ТСЖ “Лидер“ произвело в полном объеме.

Размер разницы между фактической стоимостью отпущенной тепловой энергией, рассчитанной по тарифу, установленному для истца ГУТ Воронежской области и суммой, начисленной МУП “МИВЦ“ к оплате населению ТСЖ “Лидер“, по тарифам, установленным постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 года, составил за спорный период 14 823,14 рублей.

Размер указанной разницы муниципальным образованием городской округ город Воронеж в лице ФКУ Администрации городского округа город Воронеж возмещен не был.

Ввиду того, что размер разницы между фактической стоимостью отпущенной тепловой энергией, рассчитанной по тарифу, установленному для истца ГУТ Воронежской области и суммой, начисленной МУП “МИВЦ“ к оплате населению ТСЖ “Лидер“, по тарифам, установленным постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 года является убытками энергоснабжающей организации, подлежащими возмещению из муниципального бюджета, истец одновременно
заявил требования об их взыскании с муниципального образования.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности по платежам населения и убытков.

Судебная коллегия апелляционной инстанции считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

Судом первой инстанции правомерно применены к возникшему спору нормы главы 30 Гражданского кодекса РФ о договорах энергоснабжения.

В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии на основании ст. 544 Гражданского кодекса РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Решениями ГУТ Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 года и N 31/9 от 21.01.2007 года для ОАО “ТГК-4“ при расчете с товариществами собственников жилья установлен тариф в размере 581,52 рублей за 1 Гкал.

В соответствии с постановлением Муниципального совета г. Воронеж от 23.12.1997 года N 199-II “Об утверждении новой редакции единого платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальный услуги“ и Решением Воронежской городской думы от
28.05.2008 года N 147-II в спорный период функции единого расчетного центра по оплате жилищно-коммунальных услуг были возложены на МУП МИВЦ.

Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ тариф на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление составляет 636,19 рублей за 1 Гкал и 42,76 рублей за 1 куб. м горячей воды.

Предъявляемая населению ТСЖ “Лидер“ стоимость потребленной тепловой энергии и горячей воды производилась МУП “МИВЦ“ с учетом тарифов для населения, установленных постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427.

19.12.2008 года решением суда Центрального района города Воронежа, вступившим в законную силу, постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ признано недействующим со дня его принятия.

В своем решении суд указал, что согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то размер платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для
расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Согласно п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы самоуправления в целях решения вопросов местного значения наделены полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац 6 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ.

В соответствии с п. 6.6 указанного Закона органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.

Закон субъекта о передаче полномочий по установлению тарифов органам местного самоуправления принят не был.

Во исполнение решения суда Центрального района города Воронежа от 19.12.2008 года постановлением Главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 года N 18 постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ признано недействующим.

Таким образом, в спорный период времени МУП “МИВЦ“, руководствуясь постановлением Главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 года N 18 постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ осуществляло централизованное начисление населению стоимости потребленной тепловой энергии для целей
отопления и горячей воды исходя из тарифов на тепловую энергию 636,19 рублей и за 1 Гкал.

27.01.2009 года решение суда Центрального района г. Воронежа от 19.12.2008 года и постановление Главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 года N 18 были опубликованы в газете “Берег“.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещению убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из смысла указанных правовых норм следует, что общие условия возникновения обязательства из причинения вреда включают в себя помимо факта неправомерного действия одного лица и наличия вреда у другого лица как следствия неправомерного действия в качестве необходимого основания также вину причинителя вреда и причинную связь между неправомерными действиями и наступившим вредом.

Таким образом, поскольку вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Воронежа от 19.12.2008 года, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, признаны неправомерными действия исполнительного органа муниципального образования городской округ город Воронеж по установлению для граждан тарифов постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу ОАО “ТГК-4“ убытков, причиненных незаконными действиями органа местного самоуправления по установлению тарифов для населения.

Довод муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж о необходимости применения ТСЖ “Лидер“ при расчетах с истцом тарифов, установленных для поставщика ГУТ Воронежской области, судебная коллегия отклоняет.

В спорный период до вступления в законную силу решения Центрального районного суда города Воронежа постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ являлось действующим, и, соответственно, подлежащим применению.

Материалами дела установлено, что сторонами по делу фактически учитывались установленные муниципальным органом тарифы при расчете сумм, предъявляемых населению.

Население оплачивало потребленную энергию по указанным тарифам.

Заявителем жалобы тарифы для населения также применялись, о чем свидетельствует частичная компенсация энергоснабжающей организации убытков, вызванных установлением данного тарифа, и возмещение взысканных судом первой инстанцией убытков за счет средств муниципальной казны на момент рассмотрения апелляционной жалобы.

Возражения заявителя жалобы об отсутствии распорядительной заявки на возмещение межтарифной разницы и несоблюдении порядка предоставления субсидий на возмещение межтарифной разницы, утвержденного Постановлением главы городского округа город Воронеж N 1225 от 23.09.2008 года, отклоняются судебной коллегией как не влияющие на обязанность ответчика по возмещению межтарифной разницы.

Кроме того, Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета городского округа город Воронеж на возмещение межтарифной разницы ресурсоснабжающим организациям за поставленный коммунальные ресурсы, утвержденное Постановлением Главы городского округа город Воронеж N 1225 от 23.09.2008 года, Постановлением Главы городского округа город Воронеж N 160 от 19.03.2009 года признано утратившим силу.

При таких обстоятельствах законных оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.

Нарушений норм материального права, а также процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.07.2009 года по делу N А14-6817-2009/203/25 в части взыскания с муниципального образования городской округ город Воронеж в лице ФКУ администрации городского округа город Воронеж 14 823,14 руб. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Председательствующий судья:

Л.А.КОЛЯНЧИКОВА

Судьи

Н.Л.АНДРЕЕЩЕВА

И.Б.СУХОВА