Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 по делу N А35-3066/09-С21 По делу о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в отказе перечислить проценты за нарушение сроков возврата сумм НДС, и об обязании налогового органа совершить действия по принятию решения о перечислении указанных процентов.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 октября 2009 г. по делу N А35-3066/09-С21

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,

судей Михайловой Т.Л.,

Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 22.07.2009 по делу N А35-3066/09-С21 (судья Ольховиков А.Н.), принятое по заявлению Закрытого акционерного общества “ГОТЭК“ об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области и об обязании уплатить проценты,

при
участии в судебном заседании:

от налогового органа: Гладких С.Н., главного специалиста-эксперта по доверенности N 03-06/250 от 20.04.2009,

от налогоплательщика: Чекрышова Э.Н., представителя по доверенности б/н от 25.09.2009,

установил:

Закрытое акционерное общество “ГОТЭК“ (далее - Общество “ГОТЭК“, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнения) к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе письмом N 10-07/5670 от 20.03.2009 перечислить проценты в размере 3 085 700,14 руб. за нарушение сроков возврата сумм налога на добавленную стоимость, и об обязании Инспекции совершить действия по принятию решения о перечислении Обществу процентов в размере 3 085 700,14 руб. за нарушение сроков возврата сумм налога на добавленную стоимость.

Решением Арбитражного суда Курской области от 22.07.2009 заявленные требования удовлетворены полностью.

Инспекция, не согласившись с данным решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта и о принятии по делу нового судебного акта.

В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что решением N 09-12/02 от 21.01.2008 по результатам выездной налоговой проверки Обществу доначислены суммы налогов, а в соответствии со статьей 176 НК РФ налоговый орган не имеет право произвести возврат сумм налога, так как у Общества имеется задолженность по федеральным налогам, а законодательство не содержит нормы о том, какая задолженность может являться для отказа в возврате: приостановленная или не приостановленная.

Представитель налогоплательщика возражает против доводов апелляционной жалобы Инспекции, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы инспекции отказать.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд
апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 18.04.2008 Закрытое акционерное общество “ГОТЭК“ представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 года, в которой сумма налога на добавленную стоимость отражена к возмещению из бюджета в размере 83 935 921 руб.

По результатам проведенной камеральной налоговой проверки указанной декларации Инспекцией принято решение N 08-17/891/436 от 06.10.2008 “О возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению“, согласно которому подлежит возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость в размере 83 935 921 руб.

08.10.2008 Обществом “ГОТЭК“ в Инспекцию подано заявление о возврате на расчетный счет Общества налога на добавленную стоимость в сумме 83 935 921 руб.

Решением N 5541 от 21.10.2008 “Об отказе в осуществлении зачета (возврата)“ Обществу отказано в возврате налога на добавленную стоимость в сумме 83 935 921 руб.

21.04.2008 Обществом “ГОТЭК“ представлена в Инспекцию налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 года, в которой отражена сумма налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета в размере 26 459 841 руб.

По результатам проведенной камеральной налоговой проверки указанной декларации Инспекцией вынесено решение N 08-17/895/437 от 08.10.2008 “О возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению“, согласно которому подлежит возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость в размере 26 459 841 руб.

10.10.2008 Общество “ГОТЭК“ обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате 26 459 841 руб. на расчетный счет Общества, по результатам рассмотрения которого Инспекций 23.10.2008 принято
решение N 5540 “Об отказе в осуществлении зачета (возврата)“, которым Обществу отказано в возврате 26 459 841 руб.

03.06.2008 Обществом “ГОТЭК“ представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2007 года, в которой отражена сумма налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета в размере 8 031 725 руб.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2007 года, по результатам которой вынесено решение N 08-17/895/453 от 22.10.2008 “О возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению“, согласно которому подлежит возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость в размере 8 031 725 руб.

24.10.2008 Общество “ГОТЭК“ обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате 8 031 725 руб. на расчетный счет Общества.

07.11.2008 Инспекция вынесла решение N 5627 “Об отказе в осуществлении зачета (возврата)“, которым было отказано Обществу в возврате 8 031 725 руб.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа налоговым органом в возврате из бюджета налога на добавленную стоимость послужило наличие у Общества “ГОТЭК“ задолженности по федеральным налогам, пеням и штрафам, доначисленным Обществу решением N 09-12/02 от 21.01.2008, принятым по результатам проведенной выездной налоговой проверки.

В соответствии с указанным решением Общество, в том числе, привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату налога на прибыль организаций за 2005, 2006 годы в виде штрафа в размере 22 446 958 руб.; Обществу в соответствии со статьей 75 НК РФ за неуплату в установленный законодательством о налогах и сборах срок налога на прибыль начислены пени в сумме 19
154 258 руб., а также доначислен налог на прибыль за 2005, 2006 годы в общей сумме 116 554 016 руб.

Не согласившись с решением налогового органа N 09-12/02 от 21.01.2008 “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“ в указанной части, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Решением Арбитражного суда Курской области от 09.12.2008 по делу N А35-1322/08-С21 требования Общества были удовлетворены в полном объеме: решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области N 09-12/02 от 21.01.2008 “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“ в обжалуемой части было признано недействительным.

25.12.2008 Инспекция известила налогоплательщика о принятом решении о возврате налога на добавленную стоимость в общей сумме 118 371 329,88 руб., без уплаты процентов.

Считая, что возврат налога на добавленную стоимость был произведен Инспекцией несвоевременно, Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о взыскании процентов в сумме 3 087 481,46 руб.

Письмом N 10-7/5670 от 20.03.2009 Инспекция отказала Обществу в перечислении указанной суммы процентов, мотивируя данный отказ тем, что в лицевом счете налогоплательщика на момент обращения с соответствующими заявлениями о возврате числилась задолженность по налогам, пеням и штрафам, начисленным по решению N 09-12/02 от 21.01.2008, которое было признано недействительным лишь 09.12.2008.

Посчитав бездействие Инспекции, выразившееся в отказе письмом N 10-07/5670 от 20.03.2009 перечислить проценты за нарушение сроков возврата сумм налога на добавленную стоимость незаконным, нарушающим его права и законные интересы, Общество “ГОТЭК“ обратилось в суд с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Курской области.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ в
случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями данной статьи.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.

По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 3 статьи 176 НК РФ, в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 НК РФ.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.

Пунктом 6
статьи 176 НК РФ установлено, что при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу на добавленную стоимость, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 176 НК РФ решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.

Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

В силу пункта 10 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

Таким образом, положениями статьи 176 НК РФ установлен строго регламентированный порядок возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, который гарантирует налогоплательщику возмещение налога путем зачета или возврата в законодательно предусмотренные сроки либо компенсацию его потерь вследствие несвоевременного возврата
налога в виде выплаты процентов, начисленных на эту сумму, устанавливая тем самым определенный баланс частных и публичных интересов в сфере налогообложения.

Анализ приведенных норм налогового законодательства позволяет сделать вывод, что в случае представления налогоплательщиком надлежащих доказательств наличия у него права на возмещение налога на добавленную стоимость и подачи заявления о его возврате, налоговый орган обязан принять решение о возмещении налога на добавленную стоимость и его возврате в установленные приведенными нормами налогового законодательства сроки, а также совершить действия, необходимые для осуществления фактического возврата налогоплательщику сумм налога. В случае несовершения указанных действий в установленные законодательством сроки у налогового органа возникает обязанность начислить проценты на несвоевременно возвращенную из бюджета сумму.

При этом проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение.

Отказ Инспекции выплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает баланс, обеспечиваемый нормами статьи 176 НК РФ, между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и интересами общества.

Из материалов дела следует, установлено судом первой инстанции и не оспаривается налоговым органом, что соответствующие заявления о возврате на расчетный счет налога на добавленную стоимость за ноябрь 2007 года, декабрь 2007 года и 1 квартал 2008 года Общество направило в Инспекцию 24.10.2008, 08.10.2008 и 10.10.2008 соответственно.

Между тем, возврат налога на добавленную стоимость осуществлен Инспекцией 21.12.2008 в сумме 41 461 287,08 руб., 27.01.2009 в сумме 35 077 496,19 руб., 28.01.2009 в сумме 3 905 671,22 руб., 29.01.2009 в сумме 37 924 874,39 руб., т.е. с нарушением законодательно установленных сроков возврата суммы налога.

Следовательно, вывод
суда первой инстанции о законности и обоснованности требований Общества о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области, выразившегося в отказе письмом N 10-07/5670 от 20.03.2009 перечислить проценты в размере 3 085 700,14 руб. за нарушение сроков возврата сумм налога на добавленную стоимость и взыскании с налогового органа процентов за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость является обоснованным.

Расчет суммы процентов проверен судом первой инстанции и не оспорен налоговым органом.

Довод апелляционной жалобы Инспекции сводящийся к тому, что у налогового органа отсутствовала возможность для осуществление Обществу “ГОТЭК“ возврата налога на добавленную стоимость при наличии задолженности, взыскание которой приостановлено в силу действия обеспечительных мер, принятых определением Арбитражного суда Курской области от 10.04.2008 по делу N А35-1322/08-С10, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 4 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 “О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации“ под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 АПК РФ понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.10.2006 N 5274/06, зачет излишне уплаченного налога в счет недоимки является формой принудительного взыскания задолженности.

Таким образом, после даты вынесения судом определения о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативного правового акта налоговый орган не может совершать такие действия по принудительному взысканию как зачет
сумм налога, подлежащих возврату налогоплательщику, в счет доначисленных обжалуемым ненормативным актом сумм налогов, пеней и налоговых санкций.

Системное толкование пунктов 4, 6, 7 статьи 176 НК РФ позволяет сделать вывод, что под “суммой налога (пеней), подлежащей уплате или взысканию“ в целях применения пункта 6 статьи 176 НК РФ, следует понимать сумму, в отношении которой налоговым органом - на момент принятия руководителем (заместителем руководителя) решения о возврате - могут быть применены меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога (пеней).

Вследствие принятия определением арбитражного суда обеспечительных мер в отношении имеющейся у налогоплательщика задолженности (по обжалуемому решению Инспекции), на момент принятия руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о возврате существуют юридические препятствия для осуществления принудительного взыскания данной задолженности (т.е., соответственно, зачета - в порядке пункта 4 статьи 176 НК РФ). При таких обстоятельствах, указанная сумма задолженности не может быть признана “подлежащей уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации“.

В пользу изложенного толкования свидетельствует указание в пункте 7 статьи 176 НК РФ на “одновременность“ принятия налоговым органом решения о зачете либо возврате с решением о возмещении суммы налога.

Таким образом, в период действия обеспечительных мер указанные суммы задолженности нельзя признать недоимкой по налогу либо задолженностью по пени и (или) штрафу, “подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ“.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что на момент вынесения налоговым органом решений “О возмещении полностью сумм налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению“ (06.10.2008, 08.102008, 22.10.2008) действовали принятые определением Арбитражного суда Курской области от 10.04.2008 по делу N А35-1322/08-С10 обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Межрайонной ИФНС России N 3 по Курской области N 09-12/02 от 21.01.2008 “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“ в части: взыскания штрафа в размере 22 446 958 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 19 154 258 руб., недоимки по налогу на прибыль в сумме 116 554 016 руб., у налогового органа отсутствовали основания для отказа в возврате Обществу “ГОТЭК“ налога на добавленную стоимость.

Также судом апелляционной инстанции отклоняется довод представителя налогового органа о необходимости исчисления начала течения срока для исчисления пеней исходя из даты решения Арбитражного суда Курской области от 09.12.2008 по делу N А35-1322/08-С21, отражение результата которого обусловило исключение информации о задолженности Общества по федеральным налогам.

Признание решением арбитражного суда недействительным соответствующего решения налогового органа как незаконного и соответствующее исключение сумм недоимки (задолженности) из лицевых счетов налогоплательщика, ранее отраженных на основании оспоренного решения Инспекции, не свидетельствует о погашении либо исключении обязанности налогоплательщика по уплате такой недоимки (задолженности), а означает признание отсутствия таковой на момент изначального внесения данных о такой недоимки (задолженности) в лицевой счет. Следовательно, принятие налоговым органом незаконного решения не должно влечь каких-либо неблагоприятных последствий для налогоплательщика, в том числе в целях определения начала течения срока для исчисления пеней за несвоевременный возврат налога из бюджета.

Таким образом, решение Арбитражного суда Курской области от 22.07.2009 по делу N А35-3066/09-С21 о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в отказе Обществу “ГОТЭК“ письмом N 10-07/5670 от 20.03.2009 перечислить проценты в размере 3 085 700,14 руб. за нарушение сроков возврата сумм налога на добавленную стоимость, а также об обязании Инспекции произвести предусмотренные статьей 176 НК РФ действия по возврату Обществу “ГОТЭК“ процентов в сумме 3 085 700,14 руб. за нарушение сроков возмещения налога на добавленную стоимость за ноябрь 2007 года, декабрь 2007 года и 1 квартал 2008 года является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит.

Судом в полном объеме установлены все фактические обстоятельства, необходимые для разрешения спора, и правильно применены нормы материального права.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

В связи с указанным вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не решается.

Руководствуясь статьями 266 - 268, частью 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Курской области от 22.07.2009 по делу N А35-3066/09-С21 - без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья

Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ

Судьи

Т.Л.МИХАЙЛОВА

М.Б.ОСИПОВА