Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2009 по делу N А48-2924/2009 По делу о привлечении к ответственности по части 3 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение условий по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 сентября 2009 г. по делу N А48-2924/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 03.09.2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 04.09.2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,

судей Сергуткиной В.А.,

Протасова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,

при участии:

от ОАО “Болховский завод полупроводниковых приборов“: Михеева И.В., представитель по доверенности от 10.09.2009 N 10;

от Прокурора Болховского района Орловской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Болховский завод полупроводниковых приборов“ на решение Арбитражного суда Орловской области от 07.07.2009 по делу N А48-2924/2009 (судья Жернов А.А.) по заявлению прокурора Болховского района
Орловской области к открытому акционерному обществу “Болховский завод полупроводниковых приборов“ о привлечении к административной ответственности,

установил:

Прокурор Болховского района Орловской области (далее - Прокурор, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением открытому акционерному обществу “Болховский завод полупроводниковых приборов“ (далее - Общество, ОАО “БЗПП“, ответчик) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и назначении ответчику наказания в виде административного штрафа.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 07.07.2009 заявленные требования удовлетворены, Общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде взыскания в доход федерального бюджета административного штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Принятое по делу решение считает необоснованным. Полагает возможным применить к спорной ситуации ст. 2.9 КоАП РФ. Указывает на устранение выявленных нарушений. В судебном заседании Михеева И.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу Прокурор указывает на законность и обоснованность принятого по делу решения. Полагает доказанной вину Общества в совершении вменяемого административного правонарушения. Считает, что в данном случае отсутствуют основания для применения критерия малозначительности.

Дело рассматривалось арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие Прокурора Болховского района Орловской области.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав лиц, участвующих в деле (их представителей), явившихся в судебное заседание, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены оспариваемого решения суда.

Как установлено
судом, ОАО “БЗПП“ зарегистрировано в качестве юридического лица и имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности от 28.01.2009, N ЛО-57-02-000038 срок действия которой установлен с 28.01.2009 по 28.01.2014 (л.д. 10 - 11).

Старшим помощником прокурора Болховского района Орловской области Даниловой Е.В. 15.06.2009 проведена проверка соблюдения законодательства о лекарственных средствах в деятельности аптечного пункта ОАО “БЗПП“, по итогам которой была составлена справка (л.д. 9).

Согласно данного документа, ответчиком нарушены лицензионные требования и условия, а именно, в аптечном пункте на стеллажах, шкафах, полках отсутствуют стеллажные карты с указанием наименования лекарственного препарата, серии, срока годности, количества единиц хранения; отсутствует ряд лекарственных препаратов, включенных в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи (аллопуринол, бетабистин, пирацетам, кларитромицин и др.); антибиотики хранятся в темном шкафу в промышленной упаковке при температуре + 28 градусов С; лекарственные средства в аэрозольных упаковках хранятся при температуре + 23 градуса С.

Усмотрев в указанном признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, заявителем 17.06.2009 вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. С содержанием указанного постановления ответчик ознакомлен, замечаний и дополнений к нему не представил.

Материалы проверки и заявление о привлечении Общества к административной ответственности направлены в Арбитражный суд Орловской области.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из вывода о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения. Апелляционная коллегия соглашается с указанным выводом арбитражного суда первой инстанции, при рассмотрении дела руководствуется следующим.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 6 ст.
205 КоАП РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Из ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ следует, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет наложение административного штрафа, на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с нормами названного Закона.

Согласно ст. 9 указанного Закона, для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, к которому в том числе прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при
осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств определен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2006 г. N 416.

В соответствии с подпунктом “в“ пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности, в том числе, являются соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона “О лекарственных средствах“ и Правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей“.

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами “а“ - “д“ пункта 4 настоящего Положения.

В силу ст. 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“ розничная торговля лекарственными средствами осуществляется аптечными учреждениями. Разрешена розничная торговля только лекарственными средствами, зарегистрированными в Российской Федерации. Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Дополнение к Перечню публикуется ежегодно. Виды аптечных учреждений, Правила и Порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

В
соответствии с пунктом 3.20 Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.03 г. N 80 на всех стеллажах, шкафах, полках для хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, прикрепляется стеллажная карта с указанием наименования лекарственного препарата, серии, срока годности, количества единиц хранения.

Согласно пункту 74 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 продавец обязан обеспечить продажу лекарственных препаратов минимального ассортимента, необходимых для оказания медицинской помощи, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 N 312 “О минимальном ассортименте лекарственны средств“.

Пунктом 4.5.1 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 13.11.1996 N 377 (далее - Инструкция) к числу лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры, относятся:

- группа лекарственных веществ, требующих защиты от улетучивания и высыхания;

- легкоплавкие вещества;

- иммунобиологические препараты;

- антибиотики;

- органопрепараты;

- гормональные препараты;

- витамины и витаминные препараты;

- препараты, содержащие гликозиды;

- медицинские жиры и масла;

- мази на жировой основе и другие вещества. В силу пункта 4.5.2 Инструкции лекарственные средства, требующие защиты от воздействия повышенной температуры, следует хранить при комнатной температуре (18 - 20 град. С) прохладной (или холодной) - (12 - 15 град. С) температуре. В некоторых случаях требуется более низкая температура хранения (например, для АТФ - (3 - 5 град. С)), что должно быть указано на этикетке или в инструкции по применению препарата.

Согласно пункта 4.5.7 Инструкции антибиотики следует хранить в промышленной упаковке при комнатной температуре, если отсутствуют
другие указания на этикетках.

Согласно пункта 4.9.10 указанной Инструкции хранение большинства лекарственных средств в аэрозольных упаковках должно осуществляться при температуре от + 3 град, до + 20 град. С в сухом, защищенном от света месте, вдали от огня и отопительных приборов Аэрозольные упаковки следует оберегать от ударов и механических повреждений.

Арбитражным судом первой инстанции правильно установлено, подтверждено материалами дела и Обществом не оспаривается нарушение п. 3.20 ОСТ 91500.05.0007-2003, п. 74 Правил продажи отдельных видов товаров, п. 4.5.1, 4.5.2., 4.9.10 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Апелляционная коллегия учитывает, что Обществу назначено административное наказание по нижнему пределу санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, а именно, 30 000 руб.

В силу ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оценивая довод заявителя апелляционной жалобы о малозначительности совершенного правонарушения, арбитражный апелляционный суд с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 18 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, основываясь на исследованных доказательствах и установленных обстоятельствах дела и внутреннем убеждении, приходит к выводу о невозможности применения критерия малозначительности к возникшему административно-деликтному правоотношению.

Достаточных, допустимых и достоверных доказательств, опровергающих данный вывод, апелляционной коллегии Обществом представлено не было, не смотря на имевшуюся процессуальную возможность. Факт
устранения выявленных нарушений, образующих объективную сторону административного правонарушения, не является основанием, установленным действующим законодательством в качестве освобождающего от ответственности.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит. По сути, заявитель апелляционной жалобы лишь выражает несогласие с принятым по делу судебным актом, приводимые доводы не опровергают выводы суда первой инстанции.

Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда Орловской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 07.07.2009 по делу N А48-2924/2009 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья

МИРОНЦЕВА Н.Д.

Судьи

СЕРГУТКИНА В.А.

ПРОТАСОВ А.И.