Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2009 по делу N А48-1914/2009 По делу о признании недействительным решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем, - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2009 г. по делу N А48-1914/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,

судей: Скрынникова В.А.,

Свиридовой С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Анзельм К.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение арбитражного суда Орловской области от 26.06.2009 г. по делу N А48-1914/2009 (судья Жернов А.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Основа Торговой Стабильности“ к государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании
частично недействительным решения N 21 с/с от 20.03.2009 г.,

при участии в судебном заседании:

от регионального отделения Фонда социального страхования: Чириковой О.Н., главного специалиста отдела правового обеспечения по доверенности от 09.02.2007 г. N 06-12/06/719,

от страхователя: Кирюхиной В.А., представителя по доверенности б/н от 30.01.2007 г.; Колесовой Е.Н., главного бухгалтера по доверенности б/н от 25.06.2009 г.; Гречихина А.М., представителя по доверенности б/н от 30.01.2007 г.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Основа Торговой Стабильности“ (далее - общество “Основа Торговой Стабильности“, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к государственному учреждению - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - региональное отделение Фонда социального страхования, фонд) о признании недействительным решения от 20.03.2009 г. N 21 с/с “О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования“ в части не принятия к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога в сумме 138 618 руб. 88 коп.

Решением арбитражного суда Орловской области от 26.06.2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Орловское региональное отделение Фонда социального страхования, не согласившись с состоявшимся судебным актом, обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы региональное отделение ссылается на то, что за счет средств Фонда социального страхования выплачивается лишь пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, установленное законодательством о пособиях гражданам, имеющим детей. Гарантии и льготы, в частности, повышенный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком
для отдельных категорий граждан, обеспечивает федеральный бюджет.

Так как обществом “Основа Торговой Стабильности“ в представленной им региональному отделению отчетности - расчетных ведомостях по средствам Фонда социального страхования формы 4-ФСС за 2007 - 2008 годы не были отражены сведения об осуществлении им расходов на выплату пособий работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и имеющим право на получение данного пособия в повышенном размере за счет федерального бюджета, то оно использовало средства на обязательное социальное страхование с нарушением законодательства не по целевому назначению, что лишает его права на возмещение этих расходов за счет средств Фонда социального страхования.

Исходя из нарушения страхователем принципа целевого использования средств Фонда социального страхования, региональное отделение считает, что им правомерно не приняты к зачету расходы общества “Основа торговой стабильности“ на обязательное социальное страхование по выплате пособий по уходу за ребенком до достижения им полутора лет в сумме 101 353 руб. 33 коп.

Кроме того, фонд считает, что обществом также преднамеренно установлена завышенная заработная плата Ларюхиной Е.В. непосредственно перед наступлением страхового случая - предоставлением отпуска по уходу за ребенком, с целью создания искусственной ситуации для получения средств из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособия по уходу за ребенком в завышенном размере.

Поскольку у общества не имеется документов, составленных по форме N Т-11 и Т-11а, обосновывающих повышение заработной платы, данное обстоятельство, по мнению фонда, привело к завышению выплат из средств Фонда социального страхования на 37 265 руб. 55 коп.

Страхователь с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, в связи с чем просит решение
арбитражного суда Орловской области от 26.06.2009 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей регионального отделения Фонда социального страхования и общества “Основа Торговой Стабильности“, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, государственным учреждением - Орловским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании решения руководителя N 21 от 06.02.2009 г. была проведена документальная выездная проверка общества с ограниченной ответственностью “Основа Торговой Стабильности“ по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования: на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, на оплату путевок на оздоровление детей работников и иных расходов по обязательному социальному страхованию, предусмотренных бюджетом фонда на соответствующий год и произведенных в порядке, установленном нормативными правовыми актами, за период с 01.01.2007 года по 31.12.2008 года.

Результаты проверки оформлены актом N 21с/с от 17.02.2009 года. По итогам рассмотрения акта фондом было вынесено решение N 21 с/с от 20.03.2009 г., согласно которому не были приняты к зачету расходы, произведенные страхователем - плательщиком единого социального налога с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 169 134 руб. 65 коп., в том числе, июль 2007 года - 1 026 руб. 62 коп., август 2007 года - 2 198 руб. 73 коп.; сентябрь 2007 года - 15 034 руб. 43 коп.;
октябрь 2007 года - 3 711 руб. 85 коп.; ноябрь 2007 года - 3 711 руб. 85 коп.; декабрь 2007 года - 4 747 руб. 5 21 коп.; январь 2008 года - 8 673 руб. 73 коп.; февраль 2008 года - 5 824 руб. 40 коп.; март 2008 года - 15 195 руб. 08 коп.; апрель 2008 года - 11 435 руб. 86 коп.; май 2008 года - 9 808 руб. 36 коп.; июнь 2008 года - 12 722 руб. 79 коп.; июль 2008 года - 13 872 руб. 19 коп.; август 2008 года - 13 872 руб. 19 коп.; сентябрь 2008 года - 13 872 руб. 19 коп.; октябрь 2008 года - 11 366 руб. 49 коп.; ноябрь 2008 года - 11 030 руб. 34 коп.; декабрь 2008 года - 11 030 руб. 34 коп. (пункт 1 резолютивной части решения).

Также данным решением обществу “Основа Торговой Стабильности“ было предложено отразить суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования (форма 4-ФСС РФ, раздел I) и представить в территориальный орган Федеральной налоговой службы России уточненный расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу (пункт 2 резолютивной части решения).

Основанием для отказа в принятии к зачету расходов в сумме 101 353 руб. 33 коп. послужили выводы фонда о неправомерном отнесении обществом на расходы по обязательному социальному страхованию сумм расходов, произведенных в двойном размере на выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет женщинам, проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
(Чернобыльская АЭС), так как в расчетных ведомостях формы 4-ФСС РФ за 2007 - 2008 годы произведенные выплаты не отражены в таблице 3 по строке 5 и в таблице 8, в связи с чем допущена переплата по обязательному социальному страхованию гражданам Берловой Е.А., Беляевой Е.А., Клюенковой Н.А., Трошиной Т.В. в указанной сумме за счет средств Фонда социального страхования.

Основанием для отказа в принятии к зачету расходов в сумме 37 265 руб. 55 коп. послужили выводы о необоснованном преднамеренном завышении заработной платы работницы Ларюхиной Е.В. в целях исчисления ей пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет в завышенном размере.

Не согласившись с решением регионального отделения Фонда социального страхования N 21 с/с от 20.03.2009 года в части непринятия к зачету расходов на обязательное социальное страхование в суммах 101 353 руб. 33 коп. и 37 265 руб. 55 коп. (всего - 138 618 руб. 88 коп.), общество “Основа Торговой Стабильности“ обратилось с заявлением в арбитражный суд Орловской области.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что расходы общества на цели обязательного социального страхования были произведены правильно, без нарушения правил, определяющих право на пособие, размер пособия, порядок его исчисления и выплаты, и по надлежаще оформленным документам.

Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда области обоснованным исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам.

Объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам,
предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса), а также по авторским договорам (пункт 1 статьи 236 Кодекса).

Пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса установлено, что налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

Согласно статье 240 Налогового кодекса налоговый период по единому социальному налогу определен как календарный год, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В статье 243 Налогового кодекса предусмотрено, что сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 243 Кодекса).

При этом, согласно пункту 2 статьи 243 Налогового кодекса сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пункт 5 статьи 243 Налогового кодекса устанавливает обязанность налогоплательщиков ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах: 1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации; 2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного
перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию; 3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; 4) расходов, подлежащих зачету; 5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Эти сведения отражаются в разделе I Расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации - форма 4-ФСС РФ, утвержденная Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.12.2004 года N 111.

В соответствии с Порядком заполнения Расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.12.2004 года N 111, в таблице 3 раздела I ведомости “Расходы на цели обязательного социального страхования с начала года“ отражаются все расходы страхователя на указанные цели, в частности, в строке 5 таблицы 3 указываются расходы по выплате пособий по уходу за ребенком до полутора лет.

Одновременно в таблице 8 отражаются расшифрованные сведения из строки 5 таблицы 3, а именно, производится детализация выплат лицам, пострадавшим от радиационных воздействий (Чернобыльская АЭС, ПО “Маяк“, Семипалатинский полигон и другие).

Согласно абзацам 2, 3 раздела “Общие положения“ Порядка заполнения Расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ), в расчетной ведомости заполняют все предусмотренные показатели. В каждую строку и соответствующие ей графы вписывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных в расчетной ведомости, в соответствующей строке (графе) ставится прочерк. Для исправления ошибок необходимо перечеркнуть неверную цифру, вписать правильную цифру и поставить подпись под исправлением, с указанием даты исправления (абзацы).

Если страхователи используют несоответствующие бланки расчетной ведомости, исполнительный орган Фонда социального страхования Российской
Федерации может ее не принять (абзац 4 раздела “Общие положения“ Порядка заполнения).

Таким образом, расчетные ведомости, выполненные на бланке неустановленной формы, могут быть не приняты Фондом социального страхования. В то же время, вышеизложенные положения Порядка заполнения Расчетной ведомости допускают возможность внесения изменений в расчетную ведомость и не запрещают представление уточненной расчетной ведомости формы 4-ФСС РФ. Одновременно законодательство о социальном страховании и расходовании средств Фонда социального страхования не предусматривает такого последствия неверного заполнения расчетной ведомости, как отказ в принятии расчетной ведомости или признание произведенных расходов за счет средств Фонда социального страхования необоснованными.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7, подпунктом 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“ от 16.07.1999 года N 165-ФЗ, материнство является одним из видов социальных страховых рисков (страховой случай), страховым обеспечением которого является ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 9 данного Федерального закона отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.

Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ от 19.05.1995 года N 81-ФЗ установлено ежемесячное пособие по уходу за ребенком, продолжительность выплаты которого статьей 14 названного Закона устанавливается со дня предоставления отпуска по уходу
за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (статья 4 Закона N 81-ФЗ).

Согласно пункту 7 части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, гарантируется, в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. При этом, в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100 процентов заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В соответствии со статьей 5 Закона N 1244-1, предусмотренное названным Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2005 года N 542, действовавшим в спорный период.

В соответствии с пунктом 2 Постановления N 542 финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Министерству финансов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2005 года N 439 “О Правилах выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ установлено, что финансирование расходов, связанных с выплатой пособия, осуществляется гражданам в период отпуска по уходу за ребенком, а также гражданам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, до достижения ребенком возраста полутора лет - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации и средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации для выплаты пособия в размере, превышающем размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленный Федеральным законом “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, в пределах средств, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год по подразделу “Трансферты внебюджетным фондам“ раздела “Межбюджетные трансферты“ функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (абзац 2 пункта 9).

Финансирование расходов, связанных с выплатой указанным гражданам пособия в период ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет, в соответствии с абзацем 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 439, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год для выплаты пособия по подразделу “Социальное обеспечение населения“ раздела “Социальная политика“ функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей, в силу пункта 27 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 года N 101, осуществляется Фондом совместно с налоговыми органами, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных союзов.

При этом подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 года N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ установлено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Отказывая обществу “Основа Торговой Стабильности“ в принятии к зачету произведенных им расходов на социальное страхование в спорной части, региональное отделение Фонда социального страхования указало на то, что в расчетных ведомостях формы 4-ФСС РФ за 2007 - 2008 годы в строке 5 таблицы 3 и в таблице 8 не были отражены выплаты пособий по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, произведенные женщинам, проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (Берловой Е.А., Беляевой Е.А., Клюенковой Н.А., Трошиной Т.В.), в связи с чем допущена переплата по обязательному социальному страхованию на сумму 101 353 руб. 33 коп.

Факт неотражения сведений о выплате пособий в повышенном размере в специальных разделах представленных региональному отделению Фонда социального страхования расчетных ведомостей формы 4-ФСС РФ страхователем не оспаривается.

Вместе с тем, как это следует из материалов дела, обществом “Основа Торговой Стабильности“ были представлены фонду уточненные расчетные ведомости за указанные периоды, в которых в соответствии с требованиями Порядка заполнения Расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации формы 4-ФСС РФ, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.12.2004 г. N 111, были заполнены соответствующие строки в таблице 3 и таблице 8, с указанием суммы выплат пособий по уходу за ребенком до полутора лет, произведенных обществом сверх установленных норм лицам, пострадавших от радиационного воздействия на Чернобыльской АЭС (в том числе, Берловой Е.А., Беляевой Е.А., Клюенковой Н.А., Трошиной Т.В.).

Как верно указано судом первой инстанции, сведения, подлежащие отражению в графе 5 таблицы 3 расчетной ведомости 4-ФСС “Расходы, в том числе выплаты сверх установленных норм лицам, пострадавшим от радиационных воздействий в случаях, установленных законодательством“, являются производными от сведений, содержащихся в графе 4 “Расходы всего“, поскольку расшифровывают частный показатель “В том числе“ произведенных расходов от общего показателя “Всего“. Следовательно, отсутствие в изначально представленных расчетных ведомостях сведений о расходах, выплаченных сверх установленных норм выплат при наличии указания суммы понесенных расходов “Всего“, не могло повлечь незаконной выплаты этих сумм или необоснованного уменьшения налогооблагаемой базы по единому социальному налогу, так как окончательная сумма, принимаемая к зачету, определяется на основании данных, отраженных в графе “Расходы всего“.

Доказательств того, что спорные выплаты произведены страхователем без наличия законных к тому оснований либо в сумме, превышающей установленные размеры, т.е., с нарушением действующего законодательства, фондом не представлено.

В этой связи у регионального отделения Фонда социального страхования отсутствовали основания для отказа в принятии к зачету расходов в сумме 101 353 руб. 33 коп., произведенных страхователем - обществом “Основа Торговой Стабильности“ на оплату пособий по уходу за ребенком до полутора лет Берловой Е.А., Беляевой Е.А., Клюенковой Н.А., Трошиной Т.В.

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что, так как страхователем представлены фонду уточненные расчетные ведомости за спорные периоды, он не лишен возможности на основе представленных документов урегулировать взаимоотношения с федеральным бюджетом в соответствии с бюджетным законодательством.

Также апелляционная коллегия признает несостоятельным довод Фонда социального страхования об искусственном создании страхователем ситуации для получения Ларюхиной Е.В. пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет за счет средств обязательного социального страхования в завышенном размере в связи с непредставлением документов, обосновывающих правомерность повышения данному работнику заработной платы непосредственно перед наступлением страхового случая - отпуска по уходу за ребенком.

При этом суд руководствуется следующими нормами законодательства.

В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. N 870 “Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию“, с 01.01.2007 г. исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом “Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию“ для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Статьей 14 Закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ “Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию“ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам (пункт 1).

В заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса оплатой труда работника является вознаграждение за труд, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), связанные с трудом.

В силу статьи 191 Трудового кодекса работодатель вправе поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

Статья 132 Трудового кодекса устанавливает, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Согласно абзацу 1 статьи 135 названного Кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (абзац 2 статьи 135 Трудового кодекса).

В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ “Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию“ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 года N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (далее - Положение).

На основании подпункта “к“ пункта 2 Положения в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет.

Согласно пункту 14 Положения премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, включаются в средний заработок с учетом следующих особенностей: ежемесячные премии и вознаграждения, выплачиваемые вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок того месяца, за который они начислены; премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), вознаграждения по итогам работы за квартал, за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, единовременные премии за особо важное задание включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде.

Таким образом, премии (ежемесячные премии и вознаграждения, выплачиваемые вместе с заработной платой данного месяца, единовременная премия за выполнение особо важного задания), начисленные и выплаченные в расчетный период, при условии, если они предусмотрены системой оплаты труда, должны быть учтены в среднем заработке для расчета пособия по уходу за ребенком.

Как пояснил страхователь, основным видом деятельности общества “Основа Торговой Стабильности“ с момента его создания в конце 2005 г. являлась оптовая торговля алкогольной продукцией и пивом.

В конце 2006 г. руководителем общества было принято решение о расширении ассортимента реализуемых товаров, в связи с чем была произведена закупка кондитерских изделий, кормов для животных, сока, воды, напитков.

Поскольку в штате общества “Основа Торговой Стабильности“ на момент принятия решения о расширении ассортимента не было сотрудника соответствующей квалификации, в январе 2007 г. в отдел по работе с документами на должность специалиста по сертификации в порядке перевода была принята Ларюхина Е.В., знающая специфику сертификации и документооборота по товарам, вошедшим в расширенный ассортимент.

Пунктом 16 трудового договора от 09.01.2007 г., заключенного обществом с Ларюхиной Е.В. (работник), работнику была установлена тарифная ставка - один минимальный размер оплаты труда, и предусмотрена возможность выплаты премий, условия и размер которых определяются в локальном норматив“ом акте.

Согласно пунктам 2, 5 Положения о премировании от 01.07.2006 г., утвержденного директором общества “Основа Торговой Стабильности“, премирование производится по результатам работы за месяц с учетом показателей в работе и личного вклада каждого работника, и максимальными размерами не ограничивается. Решение о выплате премий, согласно пункту 6 Положения, принимается руководителем предприятия, который самостоятельно определяет необходимость премирования работников в зависимости от конкретных результатов деятельности подразделения (пункт 3 Положения).

Ларюхина Е.В. была ознакомлена с данным положением о премировании, что подтверждается ее подписью.

В связи с предстоящим уходом с 16.02.2007 г. в декретный отпуск специалиста по сертификации по направлениям - корма для животных, кондитерские изделия, соки, воды, директор общества своим распоряжением от 19.01.2007 г. поручил руководителю отдела по работе с документооборотом произвести перераспределение обязанностей Ларюхиной Е.В., а также организовать, а специалисту по сертификации Ларюхиной Е.В. провести обучение специалистов отдела по этим направлениям.

Согласно распоряжениям о поощрении работников отдела по работе с документами от 31.01.2007 г. и от 28.02.2007 г. за январь и февраль 2007 г. соответственно, Ларюхиной Е.В., в числе других сотрудников, была начислена премия за январь 2007 года в сумме 4 360 руб., за февраль 2007 года - в суммах 3 342 руб. 66 коп. и 11 540 руб. Согласно расчетной ведомости N 1/1 за январь 2007 года, расходному кассовому ордеру N 3 от 15.02.2007 года, ведомости начисления заработной платы от 15.03.2007 года, вышеперечисленные суммы премии Ларюхиной Е.В. выплачены.

Таким образом, страхователем представлены суду документы, подтверждающие как размер произведенных выплат, так и их основания.

То обстоятельство, что распоряжения руководителя о премиях за январь - февраль 2007 г. были представлены только в последнее заседание арбитражного суда Орловской области, и не были представлены в фонд, не может служить основанием для не принятия данных документов в качестве доказательств по делу.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Определение Конституционного Суда РФ от 12.17.2006 N 267-О, а не Постановление.

Как указал в Постановлении от 12.07.2006 г. N 267-О Конституционный Суд Российской Федерации, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предполагает, что налогоплательщик вправе представить, а арбитражные суды обязаны исследовать документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета.

Данная правовая позиция применима также к рассматриваемому спору, поскольку он касается права страхователя на получение вычета при исчислении единого социального налога в размере произведенных им расходов на выплаты по обязательному социальному страхованию.

Следовательно, судом области представленные страхователем документы правомерно были приняты в качестве доказательств по делу.

Кроме того, судом первой инстанции обоснованно был отклонен довод регионального отделения Фонда социального страхования о том, что доказательством произведенных расходов общества по уплате премий могут служить только документы унифицированной формы N Т-11 и Т-11а, поскольку представленные страхователем в материалы дела распоряжения о премировании содержат основные обязательные реквизиты этих форм: наименование, дату составления, наименование организации, составившей документ, содержание хозяйственной операции, ее измерители в денежном выражении, наименование и подписи должностных лиц, ответственных за достоверность содержащихся в документе данных о совершенной операции и правильностью ее оформления.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. Пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Страхователем были представлены суду документы, обосновывающие заявленные им требования.

Региональным отделением Фонда социального страхования, в нарушение данных положений законодательства, никаких доказательств в обоснование своей позиции по данному эпизоду представлено не было.

Таким образом, обоснованность перечисления Ларюхиной Е.В. денежных средств в виде премий, учитываемых при исчислении пособия по уходу за ребенком, подтверждена документально.

При таких обстоятельствах и, с учетом указанных выше положений трудового законодательства, суд первой инстанции правомерно признал необоснованным не принятие фондом к зачету расходов общества на выплату пособия Ларюхиной Е.В. по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет в сумме 37 265 руб. 55 коп.

Судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применены нормы материального права, подлежащего применению.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Уплаченная региональным отделением Фонда социального страхования при обращении с апелляционной жалобой государственная пошлина в сумме 1000 руб. по платежному поручению N 11141 от 17.07.2009 г.подлежит возврату из федерального бюджета, так как в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы социального страхования освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика.

Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Орловской области от 26.06.2009 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Возвратить государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 11141 от 17.07.2009 г.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья:

Т.Л.МИХАЙЛОВА

Судьи:

В.А.СКРЫННИКОВ

С.Б.СВИРИДОВА