Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009 по делу N А14-2752/2009/111/14 По делу о взыскании убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за тепловую энергию, поставленную по договору снабжения тепловой энергией в горячей воде для целей отопления и горячего водоснабжения.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 августа 2009 г. по делу N А14-2752/2009/111/14

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2009 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Маховой Е.В.,

судей Андреещевой Н.Л.,

Колянчиковой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мещеряковой В.С.,

при участии:

от МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж: Хаванский А.А., главный специалист отдела правовой работы в сфере бюджетных правоотношений юридического управления, доверенность N 1389-ФКУ от 31.12.2008 г.;

от ОАО “ТГК N 4“ в лице филиала ОАО “ТГК N 4“ - “Воронежская региональная генерация“: Колиошко А.В., юрисконсульт, доверенность N 1088 от 02.03.2009 г.;

от МУП “МИВЦ“:
представитель не явился, надлежаще извещен;

от ООО УК “СтройТехника“: представитель не явился, надлежаще извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городского округа г. Воронеж в лице Финансово - казначейского управления администрации городского округа г. Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.06.2009 г. по делу N А14-2752/2009/111/14 (судья Пименова Т.В.) по иску открытого акционерного общества “Территориальная генерирующая компания N 4“ в лице филиала открытого акционерного общества “Территориальная генерирующая компания N 4“ - “Воронежская региональная генерация“ к муниципальному образованию городской округ г. Воронеж в лице Финансово - казначейского управления администрации городского округа г. Воронеж, при участии третьих лиц муниципального унитарного предприятия “Муниципальный информационно - вычислительный центр“, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания “СтройТехника“, о взыскании 12 000 рублей убытков в виде невозмещенной межтарифной разницы,

установил:

Открытое акционерное общество “Территориальная генерирующая компания N 4“ (далее - истец, ОАО “ТГК-4“) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к муниципальному образованию городской округ г. Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа г. Воронеж (далее - ответчик) о взыскании 630 430,07 рублей убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за поставленную ООО УК “СтройТехника“ в декабре 2008 г. тепловую энергию (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.06.2009 г. исковые требования ОАО “ТГК-4“ удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный
суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ст. 268 АПК РФ).

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители МУП “МИВЦ“, ООО УК “СтройТехника“ не явились. Через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от МУП “МИВЦ“ поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения МУП “МИВЦ“, ООО УК “СтройТехника“ о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержал.

Представитель ОАО “ТГК-4“ против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей истца, ответчика, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.09.2007 г. между ОАО “ТГК-4“ (энергоснабжающая организация) и ООО УК “СтройТехника“ (абонент) был заключен договор N 4379 на снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей отопления и горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктом 1.1. договора энергоснабжающая организация подает до границы балансовой принадлежности через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, теплоноситель для нужд отопления и горячую воду, а абонент принимает (потребляет) и своевременно оплачивает в полном объеме полученную тепловую энергию, горячую воду, и теплоноситель в случае обнаружения утечки сетевой воды, оформленную актом.

Пунктом 3.2. договора установлено, что расчеты за принятую тепловую энергию и горячую
воду осуществляются абонентом по тарифам, утвержденным Главным управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области.

Из п. п. 3.4, 3.5 договора следует, что источниками оплаты потребленной тепловой энергии и горячей воды являются: платежи населения, перечисляемые энергоснабжающей организации на основании тарифов, утвержденных постановлением Главы городского округа г. Воронеж, при этом возмещение затрат по выпадающим доходам и льготам, предоставляемым населению, производится за счет средств соответствующего бюджета; возмещение Муниципальным образованием городской округ г. Воронеж из средств местного бюджета межтарифной разницы (разница между полной стоимостью фактически отпущенной тепловой энергии и платежами населения).

В спорный период ОАО “ТГК-4“ поставляло ООО УК “СтройТехника“ тепловую энергию.

Разница между фактической стоимостью отпущенной тепловой энергии, рассчитанной по тарифу, установленному для истца ГУТ Воронежской области и суммой, начисленной МУП “МИВЦ“ к оплате населению ООО УК “СтройТехника“, по тарифам, установленным постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 г., составила за спорный период 630 430,07 рублей.

Размер указанной межтарифной разницы муниципальным образованием городской округ город Воронеж в лице ФКУ администрации городского округа г. Воронеж возмещен не был.

Поскольку межтарифная разница муниципальным образованием городской округ г. Воронеж в лице ФКУ администрации городского округа г. Воронеж истцу не возмещена, последний обратился в суд с настоящим иском.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность
используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Решениями ГУТ Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 и N 31/9 от 21.11.2007 г. для ОАО “ТГК-4“ при расчете с управляющими организациями установлен тариф в размере 47,64 рублей за 1 куб. м и 581,52 рублей за 1 Гкал.

В соответствии с постановлением Муниципального совета г. Воронежа от 23.12.1997 г. N 199-II “Об утверждении новой редакции единого платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальный услуги“ и Решением Воронежской городской думы от 28.05.2008 N 147-II в спорный период функции единого расчетного центра по оплате жилищно-коммунальных услуг были возложены на МУП “МИВЦ“.

Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 г. N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ установлен тариф на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление в размере 686,19 рублей за 1 Гкал и 42,76 рублей за 1 куб. м горячей воды.

Предъявляемая населению ООО УК “СтройТехника“ стоимость потребленной тепловой энергии и горячей воды производилась МУП “МИВЦ“ с учетом тарифов для населения, установленных
Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 г. N 427.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа, вступившим в законную силу, постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 г. N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ признано недействующим со дня его принятия.

В своем решении суд указал, что согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с п. 6 ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.

Закон субъекта о передаче полномочий по установлению тарифов
органам местного самоуправления принят не был.

Во исполнение решения Центрального районного суда г. Воронежа от 19.12.2008 г. Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 г. N 18 Постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 г. N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ признано недействующим.

27.01.2009 г. решение Центрального районного суда г. Воронежа от 19.12.2008 г. и постановление Главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 г. N 18 были опубликованы в газете “Берег“ и стали общеизвестны.

Таким образом, в спорный период МУП “МИВЦ“, руководствуясь Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 г. N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“, осуществляло централизованное начисление населению стоимости потребленной тепловой энергии для целей отопления и горячей воды исходя из тарифов на тепловую энергию 686,19 рублей за 1 Гкал и 42,76 рублей за 1 куб. м горячей воды, а не согласно тарифам, установленным решениями ГУТ Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 г. и N 31/9 от 21.11.2007 г. для ОАО “ТГК-4“ при расчете с управляющими компаниями в размере 47,64 рублей за 1 куб. м и 581,52 рублей за 1 Гкал.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного
органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из смысла указанных правовых норм следует, что общие условия возникновения обязательства из причинения вреда включают в себя помимо факта неправомерного действия одного лица и наличия вреда у другого лица как следствия неправомерного действия в качестве необходимого основания также вину причинителя вреда и причинную связь между неправомерными действиями и наступившим вредом.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу ОАО “ТГК-4“ убытков, причиненных незаконными действиями органа местного самоуправления.

Довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости применения ООО УК “СтройТехника“ при расчетах с истцом тарифов, установленных для поставщика ГУТ Воронежской области, подлежит отклонению.

В спорный период действовало и применялось постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 г. N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“.

Материалами дела установлено, что сторонами по делу фактически учитывались установленные муниципальным органом тарифы при расчете сумм, предъявляемых населению.

Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу
не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.

Руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.06.2009 г. по делу N А14-2752/2009/111/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

Председательствующий

Е.В.МАХОВАЯ

Судьи

Н.Л.АНДРЕЕЩЕВА

Л.А.КОЛЯНЧИКОВА