Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2009 по делу N А48-1862/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по статье 6.3 КоАП РФ за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 2009 г. по делу N А48-1862/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Протасова А.И.

судей Миронцевой Н.Д.,

Семенюта Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Г.А.,

при участии:

от ООО “Весна-Орел“: не явились, надлежаще извещены;

от Прокуратуры Северного района города Орла: не явились, надлежаще извещены;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области: не явились, надлежаще извещены;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.05.2009 по делу N А48-1862/2009 (судья Соколова В.Г.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Весна-Орел“ к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области о признании незаконным и отмене постановления от 14.04.2009 N 230 о привлечении к административной ответственности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Весна-Орел“ (далее также - ООО “Весна-Орел“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее также - Управление, административный орган) об отмене постановления от 14.04.2009 N 230 по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.05.2009 заявленное требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

По мнению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, несогласование с ним меню применительно к конкретной школе является самостоятельным оконченным составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и не может квалифицироваться по статье 6.7 КоАП РФ.

ООО “Весна-Орел“ против доводов апелляционной жалобы возражает, считая решение суда законным и обоснованным, представило отзыв. По мнению Общества, Управление неправильно квалифицировало деяние по статье 6.3 КоАП РФ и неправомерно привлекло Общество к ответственности во второй раз за совершение одного и того же правонарушения. ООО
“Весна-Орел“ полагает, что причиной не соблюдения санитарных правил явилось отсутствие бюджетного финансирования по муниципальному контракту для обеспечения питания учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями СанПин 2.4.5.2409-08, и ссылается на обязательность заключения им муниципального контракта на условиях, предложенных в конкурсной документации, невозможность самостоятельного расторжения этого контракта в одностороннем порядке, и обязанность осуществить реализацию услуг по стоимости нормативов, предусмотренных пунктом 1 Постановления мэра г. Орла от 20.08.2008 N 2739.

В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей) в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Северного района г.Орла в отношении ООО “Весна-Орел“ проведена общенадзорная проверка, по результатом которой 10.03.2009 вынесено Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ и направлении для рассмотрения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области.

Основанием для вынесения указанного постановления послужило установление в ходе общенадзорной проверки 05.03.2009 факта несогласования Обществом в нарушение требований СанПиН 2.4.5.2409-08, а также положений заключенного им муниципального контракта N 2 от 11.10.2008 двухнедельного меню рационов питания с Управлением Роспотребнадзора по Орловской области.

В соответствии со статьей 23.13 и частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ
постановление от 10.03.2009 о возбуждении в отношении ООО “Весна-Орел“ производства по делу об административном правонарушении вместе с материалами проверки были направлены на рассмотрение в Управление Роспотребнадзора по Орловской области.

14.04.2009 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области вынесено постановление N 230, которым ООО “Весна-Орел“ привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, ООО “Весна-Орел“ обратилось за судебной защитой с рассмотренным требованием.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводам о нарушении Обществом пункта 6.5 СанПиН 2.4.5.2409-08, вместе с тем, неправильной квалификации деяния.

Апелляционный суд считает выводы суда области о допущенном ООО “Весна-Орел“ нарушении и неправильной квалификации совершенного им деяния правильными, а решение правомерным исходя из следующего.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения предусмотрены статьей 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ (далее - Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“), в соответствии с пунктом 2 которой при организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.

Согласно пункту 1 статьи 28 названного Закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Пунктом 6.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов “Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального
образования. СанПиН 2.4.5.2409-08“, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45, предусмотрено, что примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, и согласовывается руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Указанные СанПиН 2.4.5.2409-08 в силу пункта 1.3 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.

Статья 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Объективной стороной правонарушения является нарушение конкретных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, а также невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения предусмотрены статьей 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ (далее - Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“), в соответствии с пунктом 2 которой при организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.

Согласно пункту 1 статьи 28 названного Закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и
воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Пунктом 6.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов “Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08“, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45, предусмотрено, что примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, и согласовывается руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Указанные СанПиН 2.4.5.2409-08 в силу пункта 1.3 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.

Таким образом, несогласование разработанного юридическим лицом, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, примерного меню с территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, которым является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, образует объективную сторону правонарушения, вменяемого Обществу.

Факт того, что Общество является юридическим лицом, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, а, следовательно, субъектом вменяемого ему правонарушения, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Из содержания имеющейся в материалах дела копии письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области от 12.11.2008 N 6082/09-СН, подписанного и.о. руководителя Винцевич В.С., адресованного первому заместителю мэра г.Орла Еремину В.В., следует, что о несоответствии разработанного ООО “Весна-Орел“ меню требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 и соответственно о том, что данное меню с Управлением не согласовано, ответчику было известно уже в октябре - ноябре 2008 года, то есть, на момент вынесения оспариваемого постановления
от 14.04.2009 N 230 истек предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности. Ответчиком не представлено доказательств того, что заявитель был привлечен к ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за несогласование с Управлением Роспотребнадзора по Орловской области иного меню, отличного от типового меню, являющегося приложением к котировочной заявке, поданной на конкурс, приложением ко всем муниципальным контрактам, заключенным Обществом, и меню, анализируемого Управлением при подготовке письма от 12.11.2008 N 6082/09-СН.

В силу п. п. 2, 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения и истечение сроков давности привлечения к административной ответственности относятся к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Как подтверждается материалами дела, ООО “Весна-Орел“ было допущено несоблюдение СанПиН 2.4.5.2409-08, выразившееся в нарушении требований к формированию примерного меню, предусмотренных разделом VI “Требования к организации здорового питания и формированию примерного меню“, за что постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области от 24.02.2009 N 162 Общество было привлечено к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 25 000 руб. Административный штраф ООО “Весна-Орел“ уплачен.

Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области от 14.04.2009 N 230 заявитель фактически повторно привлечен к административной ответственности за нарушение требований к формированию примерного меню, предусмотренных разделом VI СанПиН 2.4.5.2409-08, ввиду того, что, располагая всей необходимой информацией и соответствующими документами, Управление в ходе проведенной им проверки самостоятельно не выявило и не вменило заявителю при вынесении постановления от 24.02.2009
N 162 наряду с нарушением других пунктов раздела VI СанПиН 2.4.5.2409-08 несоблюдение п. 6.5 раздела VI СанПиН 2.4.5.2409-08. Изложенное противоречит ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

С учетом изложенного, ответчик, придя к выводу о наличии в деянии ООО “Весна-Орел“ составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 6.3 и 6.6 КоАП РФ, должен был назначить наказание в пределах санкции ст. 6.6 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание. Как указывалось выше, данное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 руб. Обществу было назначено, административный штраф уплачен.

Апелляционная коллегия полагает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции, что оснований для наложения на заявителя административного штрафа в размере 10000 руб. по постановлению от 14.04.2009 N 230 не имеется.

Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.

Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а
лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.

При таких обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 268, частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 12.05.2009 по делу N А48-1862/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

Председательствующий судья

А.И.ПРОТАСОВ

Судьи

Н.Д.МИРОНЦЕВА

Е.А.СЕМЕНЮТА