Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 по делу N А14-1224/2009/55/14 По делу о взыскании убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за поставленную тепловую энергию.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2009 г. по делу N А14-1224/2009/55/14

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2009 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шеина А.Е.,

судей Алферовой Е.Е.,

Яковлева А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анохиной К.Г.,

при участии:

от Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж: Потапова С.В. - главный специалист, доверенность N 1161-ФКУ от 05.11.2008 г., удостоверение <...>;

от ОАО “Территориальная генерирующая компания N 4“ в лице филиала - “Воронежская региональная генерация“: Колиошко А.В. - юрисконсульт, доверенность N 36-02/189900 от 02.03.2009;

от ООО “Нева“ - представитель
не явился, надлежаще извещено;

от МУП “Муниципальный информационно-вычислительный центр“ - представитель не явился, надлежаще извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.04.2009 по делу N А14-1224/2009/55/14 (судья Пименова Т.В.),

установил:

Открытое акционерное общество “Территориальная генерирующая компания N 4“ в лице филиала - “Воронежская региональная генерация“ (далее - ОАО “ТГК-4“, истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковым заявлением к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж (далее - ответчик) о взыскании 53 336 руб. 37 коп. убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за поставленную ООО “Нева“ в мае, сентябре 2008 года тепловую энергию.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.04.2009 по делу N А14-1224/2009/55/14 уточненные исковые требования ОАО “ТГК-4“ удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.

При этом заявитель апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Установление тарифов на тепловую энергию, согласно положениям ФЗ от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую
энергию в РФ“ и в соответствии с нормами ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ не относится к компетенции органов местного самоуправления. При расчете с истцом ООО “Нева“ неправомерно применяло тариф на тепловую энергию, установленный для населения постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“, поскольку данный акт принят с превышением полномочий, установленных для исполнительного органа местного самоуправления. Для осуществления расчетов с поставщиком тепловой энергии подлежит применению тариф, установленный ГУТ Воронежской области, в связи с чем, требование истца о взыскании убытков является неправомерным.

ОАО “ТГК-4“ против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

При этом ОАО “ТГК-4“ указывает, что истец не является исполнителем коммунальных услуг. В спорный период действовало постановление Муниципального совета г. Воронеж от 23.12.1997 N 199-II “Об утверждении новой редакции единого платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальный услуги“ и Решение Воронежской городской Думы от 28.05.2008 N 147-II, согласно которым функции единого расчетного центра по оплате жилищно-коммунальных услуг были возложены на МУП “Муниципальный информационно-вычислительный центр“ (далее - МУП “МИВЦ“). Для расчета платежей граждан в спорный период МУП “МИВЦ“ применяло тарифы для населения, установленные постановлением Главы городского округа город Воронеж “О тарифах на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление и тарифах на горячую воду
для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ от 07.03.2008 N 427. Убытки у истца, являющегося энергоснабжающей организацией, возникли из-за разницы между стоимостью фактически отпущенной в адрес ООО “Нева“ тепловой энергией и суммой, предъявленной для оплаты населению по установленным органом местного самоуправления тарифам, применяемым для расчета оплаты населением стоимости тепловой энергии.

ООО “Нева“ и МУП “МИВЦ“, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей истца и ответчика, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 01.01.2007 между ОАО “ТГК-4“ (энергоснабжающая организация) и ООО “Нева“ (абонент) был заключен договор N 3511 на снабжение тепловой энергией в горячей воде.

В соответствии с пунктом 1.1. договора, энергоснабжающая организация отпускает абоненту до границы балансовой принадлежности через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для нужд отопления и горячего водоснабжения, а абонент принимает (потребляет) и своевременно оплачивает тепловую энергию и теплоноситель.

Пунктом 3.2. договора установлено, что оплата за принятую тепловую энергию осуществляется абонентом (ООО “Нева“) и Администрацией города по тарифам, утвержденным Главным управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области.

Из пункта 3.4. договора следует, что источниками оплаты потребленной тепловой энергии являются:

- платежи населения, перечисляемые энергоснабжающей организации на основании тарифов, утвержденных
постановлением Главы городского округа г. Воронеж, при этом возмещение затрат по выпадающим доходам, субсидиям и льготам, предоставляемым населению, производится за счет средств соответствующего бюджета;

- возмещение Администрацией города межтарифной разницы (разница между фактическими затратами энергоснабжающей организации и платежами абонента).

Из материалов дела следует, что во исполнение договорных обязательств ОАО “ТГК-4“ за спорный период (май, сентябрь 2008 года) поставило ООО “Нева“ тепловой энергии в количестве 179,73 Гкал на сумму 123 329,57 руб.

За принятую тепловую энергию была произведена оплата на общую сумму 69 993,20 руб. - за счет платежей населения (68 326,77 руб.) и возмещения соответствующих льгот, предоставляемых населению (1 666,43 руб.).

Разница между фактической стоимостью отпущенной тепловой энергии, рассчитанной по тарифу, установленному для истца ГУТ Воронежской области и суммой, начисленной МУП “МИВЦ“ к оплате населению ООО “Нева“, по тарифам, установленным постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008, составила за спорный период 53 336,37 рублей.

Размер указанной межтарифной разницы Муниципальным образованием городской округ город Воронеж в лице ФКУ Администрации городского округа город Воронеж возмещен не был.

Учитывая, что размер разницы между фактической стоимостью отпущенной тепловой энергии, рассчитанной по тарифу, установленному для истца ГУТ Воронежской области и суммой, начисленной МУП “МИВЦ“ к оплате населению ООО “Нева“, по тарифам, установленным постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 является убытками энергоснабжающей организации, подлежащими возмещению из муниципального бюджета, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми в настоящем деле уточненными исковыми требованиями.

По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ОАО “ТГК-4“ требования ввиду следующего.

В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее
- ГК РФ) по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Решениями ГУТ Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 и N 31/9 от 21.11.2007 для ОАО “ТГК-4“ на 2008 год установлены тарифы на поставляемую тепловую энергию и горячую воду в размере 581,52 рублей за 1 Гкал и 47,64 рублей за 1 м. куб. соответственно.

В соответствии с постановлением Муниципального совета г. Воронеж от 23.12.1997 N 199-II “Об утверждении новой редакции единого платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальный услуги“ и Решением Воронежской городской Думы от 28.05.2008 N 147-II в спорный период функции единого расчетного центра по оплате жилищно-коммунальных услуг были возложены на МУП “МИВЦ“.

Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ установлен тариф на тепловую энергию
для расчета размера платы граждан за отопление в размере 686,19 рублей за 1 Гкал и 42,76 рублей за 1 м. куб. горячей воды.

Предъявляемая населению ООО “Нева“ стоимость потребленной тепловой энергии и горячей воды производилась МУП “МИВЦ“ с учетом тарифов для населения, установленных постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427.

19.12.2008 решением суда Центрального района города Воронежа, вступившим в законную силу, постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ признано недействующим со дня его принятия.

В своем решении суд указал, что согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов
на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.

Закон субъекта о передаче полномочий по установлению тарифов органам местного самоуправления принят не был.

Во исполнение решения суда Центрального района города Воронежа от 19.12.2008 постановлением Главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 N 18 постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ признано недействующим.

27.01.2009 решение суда Центрального района г. Воронежа от 19.12.2008 и постановление Главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 N 18 были опубликованы в газете “Берег“.

Таким образом, в спорный период (май, сентябрь 2008 года) МУП “МИВЦ“, руководствуясь постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ осуществляло централизованное начисление населению стоимости потребленной тепловой энергии для целей отопления и горячей воды исходя из тарифов на тепловую энергию 686,19 рублей за 1 Гкал и 42,76 рублей за 1 м. куб. горячей воды, а не согласно тарифам, установленным решениями ГУТ Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 и N 31/9 от 21.11.2007 для ОАО “ТГК-4“ в размере 47,64 рублей за 1 м. куб. и 581,52 рублей за 1 Гкал.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в
результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из смысла указанных правовых норм следует, что общие условия возникновения обязательства из причинения вреда включают в себя помимо факта неправомерного действия одного лица и наличия вреда у другого лица как следствия неправомерного действия в качестве необходимого основания также вину причинителя вреда и причинную связь между неправомерными действиями и наступившим вредом.

Таким образом, поскольку вступившим в законную силу решением суда Центрального района города Воронежа от 19.12.2008, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, признаны неправомерными действия исполнительного органа муниципального образования городской округ город Воронеж по установлению для граждан тарифов постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“, суд апелляционной инстанции приходит к
выводу о наличии оснований для взыскания в пользу ОАО “ТГК-4“ убытков, причиненных незаконными действиями органа местного самоуправления по установлению тарифов для населения.

Довод Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж о необходимости применения ООО “Нева“ при расчетах с истцом тарифов, установленных для поставщика ГУТ Воронежской области, суд апелляционной инстанции отклоняет.

В спорный период, до вступления в законную силу решения суда Центрального района города Воронежа, постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ являлось действующим, и, соответственно, подлежащим применению.

Материалами дела установлено, что сторонами по делу фактически учитывались установленные муниципальным органом тарифы при расчете сумм, предъявляемых населению.

Население оплачивало потребленную энергию по указанным тарифам.

О применении тарифов для населения заявителем апелляционной жалобы свидетельствует частичная компенсация за счет средств муниципальной казны убытков энергоснабжающей организации, понесенных последней, в связи с невозмещением межтарифной разницы за поставленную ООО “Нева“ тепловую энергию.

При указанных обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, законных оснований для отмены решения суда первой инстанции, не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.04.2009 по делу N А14-1224/2009/55/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Председательствующий судья

А.Е.ШЕИН

Судьи

Е.Е.АЛФЕРОВА

А.С.ЯКОВЛЕВ