Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу N А35-3486/08-С20 Пропуск установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока подачи заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 апреля 2009 г. по делу N А35-3486/08-С20

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 6 апреля 2009 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Ж. в лице конкурсного управляющего Б. на решение Арбитражного суда Курской области от 04.12.2008 года по делу N А35-3486/08-С20,

установил:

муниципальное унитарное предприятие Ж. (далее - МУП Ж., Предприятие) в лице конкурсного управляющего Б. обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением, с учетом уточнений, об оспаривании пунктов 1 и 2 распоряжения N 76 и постановления N 82 от 31.01.2006 года главы администрации
г. Железногорска в части изъятия имущества МУП Ж., принадлежащего последнему на праве хозяйственного ведения, и передаче изъятого имущества в МУП Т. на праве хозяйственного ведения.

Решением Арбитражного суда Курской области от 04.12.2008 года по делу N А35-3486/08-С20 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, МУП Ж. в лице конкурсного управляющего Б. обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь при этом на принятие судебного акта с нарушением норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на получение Предприятием оспариваемых правовых актов в марте 2008 года, а также отсутствие в документах, на основании которых суд пришел к выводу о пропуске трехмесячного срока для обжалования, подписи конкурсного управляющего Б., свидетельствующей о получении им или о передаче ему этих правовых актов.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, изъятие у Предприятия на основании оспариваемых правовых актов имущества привело к невозможности осуществления им уставной деятельности.

Администрации г. Железногорска Курской области в судебном заседании и представленном отзыве возражала против доводов апелляционной жалобы, указывая на то, что заявителем пропущен трехмесячный срок для обжалования, а оспариваемые постановление и распоряжение соответствуют закону, изданы во исполнение решения Железногорской городской Думы от 27.12.2005 года N 288-3-РД, законность которого не оспаривалась, и не нарушают права и законные интересы МУП Ж.

Муниципальное унитарное предприятие Т. оспорило доводы апелляционной жалобы в судебном заседании и в отзыве, полагая срок, установленный для обжалования правовых актов, пропущенным.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих
в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что решением Железногорской городской Думы от 23.09.2003 года N 362-2-РД был утвержден и зарегистрирован устав МУП Ж., согласно которому за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, являющееся муниципальной собственностью, предприятие наделено уставным фондом на сумму 19732623,00 рублей для выполнения уставных видов деятельности, а именно: внутренние, пригородные, международные перевозки пассажиров автобусами, а также по заказам организаций.

26.01.2006 года директор МУП Т. обратился к главе администрации муниципального образования “Город Железногорск“ с заявлением о передаче имущества на праве хозяйственного ведения из МУП Ж. в МУП Т. согласно решения Железногорской городской Думы от 27.12.2005 года N 288-3-РД.

31.01.2006 года на основании решения Железногорской городской Думы от 27.12.2005 года N 288-3-РД и письменного обращения МУП Т. от 26.01.2006 года N 26 распоряжением N 76 главы администрации г. Железногорска “О передаче основных средств с баланса МУП Ж. часть имущества Предприятия остаточной стоимостью 10270231 руб. 66 коп. была изъята и передана в хозяйственное ведение МУП Т.“

Согласно постановлению главы администрации г. Железногорска от 31.01.2006 года N 82 “Об изъятии недвижимого имущества у МУП Ж.“ из хозяйственного ведения МУП Ж. изъято и в хозяйственное ведение МУП Т. передано недвижимое имущество остаточной стоимостью 4637358 руб. 70 коп. согласно приложению.

Определением Арбитражного суда Курской области от 27.04.2006 года по делу N А35-3640/06“г“ в отношении должника - МУП Ж. введена процедура наблюдения.

06.12.2006 года МУП Ж. было признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда Курской области от
28.03.2007 года конкурсным управляющим МУП Ж. утвержден Б.

Ссылаясь на неправомерность изъятия имущества, конкурсный управляющий МУП Ж. Б. обратился 10.06.2008 года в арбитражный суд с требованием о признании недействительными пунктов 1 и 2 распоряжения N 76 и постановления N 82 от 31.01.2006 года главы администрации г. Железногорска в части изъятия имущества МУП Ж.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем пропущен трехмесячный срок на подачу заявления в суд, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уважительные причины пропуска, позволяющие восстановить срок, отсутствуют, а также из того, что действующее законодательство предусматривает возможность унитарного предприятия отказаться от имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, а произведенное изъятие части имущества не привело к невозможности осуществления уставной деятельности.

Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии уважительных причин для восстановления пропущенного срока и оснований для признания оспариваемого постановления недействительным в части на основании следующего.

Одним из способов защиты гражданских прав в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Часть 1 статьи 115 АПК РФ закрепляет, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В силу части 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска срока уважительными.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 года N 367-О разъяснил, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на
основание своих требований и возражений.

В качестве обоснования уважительности причины пропуска срока подачи заявления конкурсный управляющий МУП Ж. ссылается на то, что заявитель в лице конкурсного управляющего узнал об оспариваемых правовых актах в марте 2008 года при получении ответа администрации г. Железногорска на запрос Предприятия.

Арбитражный суд, проанализировав имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу, что данное утверждение МУП Ж. не соответствует обстоятельствам дела.

Согласно пункту 4 статьи 24 Федерального закона от 26.10.2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства.

Во исполнение указанной обязанности конкурсным управляющим Б. 02.10.2006 года сделано заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства Предприятия за период с 01.04.2004 года по 01.04.2006 года. При этом в предмет исследования при анализе сделок должника было включено распоряжение главы администрации города Железногорска N 76 от 31.01.2006 года. По итогам анализа конкурсным управляющим сделаны выводы о соответствии распоряжения N 76 действующему законодательству и об отсутствии признаков преднамеренного банкротства МУП Ж.

Следовательно, заявителю было известно об оспариваемом распоряжении N 76 от 31.01.2006 года не позднее, чем за год и восемь месяцев до обращения в арбитражный суд с рассмотренным требованием.

Получение Предприятием распоряжения N 76 и постановления N 82 не позднее 18.07.2006 года подтверждается Книгой учета регистрации выдачи постановлений и распоряжений главы администрации города, начатой 10.01.2006 года и оконченной 18.07.2006 года, в которой содержатся сведения о выдаче указанных актов представителю МУП Ж.

Ссылки заявителя на записи в названной Книге учета о выдаче 13.03.2008 года С. оспариваемых постановления и распоряжения не могут быть приняты в подтверждение обстоятельств, на
которые ссылается Предприятие, поскольку в обоих случаях записи содержат указание на повторный характер выдачи документов.

Из изложенного следует, что МУП Ж. обратилось в суд с заявлением об оспаривании названных правовых актов с пропуском трехмесячного срока, установленного статьей 198 АПК РФ. При этом из представленных Предприятием доказательств не усматривается, что указанный срок был пропущен по уважительным причинам.

С учетом этого суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска установленного АПК РФ срока для такого обращения.

Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал в восстановлении пропущенного срока.

С учетом изложенного и того, что пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляционная инстанция полагает отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований правомерным.

Вывод суда первой инстанции о том, что Предприятие вправе отказаться от права хозяйственного ведения на закрепленное за ним имущество, противоречит требованиями пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 года N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.11.2008 года N 10984/08 по делу N А79-7776/2007, согласно которым добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу указанных норм, прямо обязывающих предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом. Однако данный вывод не повлек принятие неправильного судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах
апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Расходы по государственной пошлине, связанные с рассмотрением дела в апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы. В связи с тем, что определением от 03.02.2009 года МУП Ж. была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит взысканию с заявителя апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 04.12.2008 года по делу N А35-3486/08-С20 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Ж. в лице конкурсного управляющего Б. - без удовлетворения.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия Ж. в федеральный бюджет государственную пошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 1000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.