Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 по делу N А48-4895/08-15 Органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины только в случаях, когда обращаются в арбитражные суды в защиту государственных и (или) общественных интересов. Поскольку в данном случае Пенсионный фонд обратился в суд не в защиту публичных интересов, с учетом исхода спора и на основании подпункта 3 пункта 1 ст. 333.21 НК РФ суд обоснованно взыскал с него государственную пошлину в доход федерального бюджета.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 апреля 2009 г. по делу N А48-4895/08-15

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 3 апреля 2009 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Урицком районе Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 27.01.2009 года по делу N А48-4895/08-15,

установил:

государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Урицком районе Орловской области (далее - ГУ УПФР в Урицком районе Орловской области, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Орловской области (далее
- УФРС по Орловской области, регистрационный орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на земельный участок площадью 54 кв. м. под трансформаторной подстанцией по улице Н. в п. г. т. Н., выделенный Пенсионному фонду в постоянное (бессрочное) пользование.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 27.01.2009 года по делу N А48-4895/08-15 в удовлетворении заявленных требований отказано. С Пенсионного фонда взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ УПФР в Урицком районе Орловской области обратилось с апелляционной жалобой в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит обжалуемое решение отменить, как принятое с нарушением норм материального права.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являясь государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органа государственной власти, должны оплачивать государственную пошлину за государственную регистрацию прав в сумме 100 рублей.

Представители УФРС по Орловской области возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение арбитражного суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание не явились представители ГУ УПФР в Урицком районе Орловской области, доказательства надлежащего уведомления в материалах дела имеются.

В соответствии со ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Пенсионного фонда, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей УФРС по Орловской области, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ГУ УПФР в
Урицком районе Орловской области обратилось в УФРС по Орловской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 54 кв. м. под трансформаторной подстанцией по улице Н. в п. г. т. Н. (кадастровый номер N), выделенный Пенсионному фонда в постоянное (бессрочное) пользование.

Уведомлением от 10.10.2008 г. N 08/005/2008-451 УФРС по Орловской области сообщило о приостановлении государственной регистрации на один месяц в связи с тем, что государственная пошлина в сумме 100 рублей, уплаченная Пенсионным фондом, не соответствует установленному подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ) размеру государственной пошлины для юридических лиц, составляющему 7 500 рублей, и предложило в срок до 09.11.2008 г. доплатить государственную пошлину в сумме 7 400 рублей.

Сообщением об отказе в государственной регистрации от 14.11.2008 г. N 08/005/2008-451 Пенсионному фонду отказано в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок на том основании, что заявителем не представлены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за государственную регистрацию права в размере, установленном п.п. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Пенсионный фонд не является органом государственной власти, в связи с чем, требование УФРС по Орловской области о необходимости уплаты государственной пошлины в сумме 7 500 рублей и последующий отказ в регистрации правомерны.

Апелляционная инстанция находит выводы суда первой инстанции правильными.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на
недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Пунктом 5 статьи 131 ГК РФ, пунктом 5 статьи 2 и пунктом 3 статьи 20 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон о государственной регистрации) заинтересованному лицу предоставлено право обжаловать отказ в государственной регистрации прав, либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации в суд, арбитражный суд.

Исчерпывающий перечень оснований, по которым в государственной регистрации прав может быть отказано, перечислен в статье 20 Закона о государственной регистрации, согласно абзацам четвертому и десятому пункта 1 которой такими основаниями являются несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, а также непредставление документов, необходимых в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о государственной регистрации вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ об уплате государственной пошлины.

Обращаясь в регистрационный орган, Пенсионный фонд уплатил по платежному поручению N 208 от 04.09.2008 г. государственную пошлину в сумме 100 рублей за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.

Вместе с тем, размеры государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлены статьей 333.33 НК РФ.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных
подпунктами 19, 20.1 - 20.4, 22 - 24 и 52 настоящего пункта сумма уплачиваемой государственной пошлины составляет для физических лиц - 500 рублей, для организаций - 7 500 рублей, для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления - 100 рублей.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ определена система федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с данным Указом, Пенсионный фонд Российской Федерации не входит в единую централизованную систему органов государственной исполнительной власти Российской Федерации.

Исходя из Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансовым кредитным учреждением, осуществляющему свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и указанным Положением.

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает целевой сбор и аккумулирование страховых взносов; организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; капитализацию средств Пенсионного фонда России, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в названный фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“, а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям
плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).

В силу ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 25.06.2001 г. N 9-П, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию. Такие полномочия, по смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты “в“, “ж“), 72 (пункт “ж“ части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты “в“, “г“, “е“ части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Однако, как правильно указал суд первой инстанции, из данного Постановления Конституционного Суда РФ не следует, что наделение Пенсионного фонда РФ такими полномочиями позволяет расценивать его как орган, фактически входящий в систему органов исполнительной власти Российской Федерации.

Таким образом, Пенсионный фонд является государственным учреждением, особенности правового положения которого устанавливаются законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

Вместе с тем, согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ, данное в п. 7 Постановления от 20.12.2005 г. N 25 “О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии“: “Поскольку в соответствии со статьей 5 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и, следовательно, не относится к
тем субъектам, чьи решения, действия (бездействие) гражданин вправе оспорить в суде в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ (“Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих“), дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом Российской Федерации, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий, не могут рассматриваться в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, а подлежат рассмотрению в порядке искового производства“.

Как усматривается из апелляционной жалобы, ГУ УПФР в Урицком районе Орловской области считает, что Пенсионный фонд наделен двойным правовым статусом. С одной стороны является юридическим лицом в организационно-правовой форме - государственное учреждение, с другой - государственным органом, наделенным публично-властными полномочиями, что выражается в распределении денежных средств Российской Федерации.

С учетом анализа действующего законодательства и оценки представленных в материалы дела документов, судебная коллегия находит доказанным первую правовую позицию Пенсионного фонда в части правового статуса как юридического лица. Правового обоснования того, что Пенсионный фонд как государственное учреждение, одновременно имеет статус государственного органа, с учетом Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации и Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, а также иных норм действующего законодательства, апелляционному суду представлено не было.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при подаче заявления о регистрации права на земельный участок Управлению Пенсионного фонда РФ в Урицком районе Орловской области следовало уплатить пошлину в сумме 7 500 рублей, в связи с чем, отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Орловской области в государственной регистрации по
мотиву недоплаты пошлины не противоречит положениям п. п. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ органы Пенсионного фонда Российской Федерации, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Поскольку в данном случае Пенсионный фонд инициировал дело не в защиту публичных интересов, то с учетом исхода спора и на основании п. п. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, суд первой инстанции обоснованно взыскал с него в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.

В апелляционной жалобе Пенсионный фонд не привел правовых обоснований, по которым он не согласен с решением суда первой инстанции в указанной части.

Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, апелляционной инстанцией отклоняются как несостоятельные. Основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.

Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 268, п. 1 ст. 269, ст. ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 27.01.2009 года по делу N А48-4895/08-15 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Урицком районе Орловской области - без
удовлетворения.

Взыскать с государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Урицком районе Орловской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.