Решения и определения судов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2009 по делу N А55-12178/2009 По делу о восстановлении на лицевом счете денежных средств списанных в качестве платы за пользование железнодорожными вагонами.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2009 г. по делу N А55-12178/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2009 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Лукьяновой Т.А.,

судей Каплина С.Ю., Серовой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ионовой О.В.,

с участием:

от истца - не явился, извещен;

от ответчика - Артешина А.Ю., доверенность N НЮ-46/152 от 23 июня 2009 г., Денисов Д.А., доверенность N НЮ-46/204 от 29 июля 2009 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 6, апелляционную жалобу ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала “Куйбышевская железная дорога“, г. Самара, на решение Арбитражного
суда Самарской области от 14 августа 2009 года по делу N А55-12178/2009 (судья Сафаева Н.Р.) по иску ОАО “Ашинский металлургический завод“, Челябинская область, г. Аша, к ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала “Куйбышевская железная дорога“, г. Самара, о восстановлении на лицевом счете необоснованно списанной платы за пользование вагонами в сумме 150 738 руб. 70 коп.,

установил:

ОАО “Ашинский металлургический завод“, Челябинская область, г. Аша обратилось в арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала Куйбышевская железная дорога, г. Самара о восстановлении на лицевом счете истца в Самарском ТЕХПД Куйбышевской железной дороги списанной ответчиком платы за пользование вагонами в сумме 150 738 руб. 70 коп.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2009 года по делу N А55-12178/2009 исковые требования удовлетворены.

Решением суд обязал ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала Куйбышевская железная дорога, г. Самара восстановить на лицевом счете ОАО “Ашинский металлургический завод“, Челябинская область, г. Аша открытом в Самарском ТЕХПД Куйбышевской железной дороги 150 738 руб. 70 коп., списанные в качестве платы за пользование вагонами.

Не согласившись с вынесенным решением ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала “Куйбышевская железная дорога“, г. Самара, обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части обязания восстановления на лицевом счете истца суммы за пользование вагонами в размере 78 551 руб. 40 коп. и принять по делу новый судебный акт об оставлении в обжалуемой части иска без рассмотрения.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что при вынесении решения судом первой инстанции допущены нарушения
материального права.

Представитель истца в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представители ответчика в судебном заседании просили решение суда отменить в обжалуемой части, и принять по делу новый судебный акт, на основании доводов изложенных в апелляционной жалобе.

При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствии не явившегося лица участвующего в деле, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд усматривает основания для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2009 года по делу N А55-12178/2009 исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела, между ОАО “Ашинский металлургический завод“, Челябинская область, г. Аша (истец) и ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала “Куйбышевская железная дорога“, г. Самара (ответчик) заключен договор N 4/30-867/2004 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО “Ашинский металлургический завод“ при станции Аша Куйбышевской железной дороги от 05.12.2003 г. в редакции протокола разногласий и протокола их согласования от 25.05.2004 г.

На основании п. 1 данного договора ответчиком осуществляется обслуживание принадлежащего истцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Аша стрелкой N 34/36, обслуживаемого локомотивом истца.

Согласно п. 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом дороги на пути
6, 7 станции Аша. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.

На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов 12,5 часа (п. 13 договора).

В соответствии с п. 16 договора владелец обязался уплачивать дороге плату за пользование вагонами парка МПС в соответствии с Тарифным руководством N 2, в зависимости от суточного вагонооборота.

Данные платежи списывались дорогой через Самарский технологический центр по обработке перевозочных документов с лицевого счета владельца.

Как следует из иска сумма предъявленная ко взысканию истцом к ответчику составила 150 738 руб. 70 коп.

Из представленных в дело документов, подтверждающих размер суммы иска (накопительных ведомостей, счетов-фактур N 0090032200000133/0000087872 от 15.06.2008 г., N 0090032200000133/0000090078 от 20.06.2008 г., N 0090032200000133/0000093161 от 25.06.2008 г., N 0090032200000133/0000095849 от 30.06.2008 г. (т. 1. л.д. 11- 90), справок о движении средств на лицевом счете истца в июне 2008 года ответчиком в качестве платы за пользование вагонами, поступившими в адрес ОАО “Ашинский металлургический завод“, следует, что ответчиком с лицевого счета истца списана сумма в размере - 72 187 руб. 70 коп.

Из материалов дела следует, что разногласия сторон возникли относительно наличия у истца права на неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов, адресованных истцу, к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест локомотивом владельца в количестве 2,5 часа.

Из норм ст. 2 ФЗ от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ и ст. 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации следует, что железнодорожными путями необщего пользования называются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к железнодорожным путям общего
пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Если железнодорожные пути необщего пользования обслуживаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, вагоны подаются перевозчиком на этот путь к местам погрузки, выгрузки и убираются им с него. В таком случае перевозчик заключает с грузоотправителями, грузополучателями договоры на подачу и уборку вагонов.

Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой в данном случае исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке (статьи 56, 62 Устава, пункты 2.1, 3.1, 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26).

При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца пути между перевозчиком и владельцем пути заключается договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

В таком случае вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором железнодорожные выставочные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.

Местом погрузки, выгрузки является часть железнодорожных путей необщего пользования, примыкающая к крытым и открытым складам и предназначенная для погрузки и выгрузки грузов. Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой в данном случае исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на эти пути и сдачи перевозчику (пункты 2.1, 3.1, 3.3, 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования).

На основании ст. 62 Устава в договорах на эксплуатацию железнодорожного
пути необщего пользования должно быть оговорено технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест.

В соответствии с п. 3.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденного приказом МПС России от 29.09.2003 N 67, технологическое время состоит из времени, затрачиваемого владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования на выполнение маневровой работы своим локомотивом с вагонами, поступающими в адрес обслуживаемых им грузоотправителей, грузополучателей при подаче и расстановке вагонов на места погрузки, выгрузки грузов таких грузоотправителей, грузополучателей и уборке вагонов с этих мест.

Исходя из статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плата за пользование вагонами, контейнерами вносится перевозчику владельцем железнодорожного пути необщего пользования и исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам этого пути на железнодорожных выставочных путях до момента возвращения их на железнодорожные выставочные пути. В оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с указанных мест. В таком случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования плату, перечисленную владельцем пути перевозчику.

Закрепленное в ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации правило об исключении технологического времени из платы за пользование вагонами распространяется на всех владельцев железнодорожных путей необщего пользования и не поставлено в зависимость от того, выступают ли эти ветвевладельцы одновременно грузоотправителями или грузополучателями.

Поскольку вагоны, предназначенные владельцу железнодорожного пути необщего пользования как грузоотправителю или грузополучателю, также подаются перевозчиком на выставочные пути, а дальнейшее их продвижение к местам погрузки, выгрузки и
возвращение на выставочные пути производится локомотивом владельца пути, последний, являясь грузоотправителем или грузополучателем, также выполняет маневровые работы своим локомотивом при подаче вагонов на места погрузки, выгрузки и уборке вагонов с этих мест.

Время на выполнение названных операций в силу п. 2 ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не должно включаться в оплачиваемое время пользования вагонами.

Продолжительность операций оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Таким образом, с владельца железнодорожного пути необщего пользования в том случае, когда он сам является грузоотправителем или грузополучателем, взимается плата за пользование вагонами за все время нахождения вагонов на подъездном пути, из которого должно исключаться время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест; продолжительность данных операций должна быть оговорена в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Такое время было оговорено в пункте 13а договора и составило 2,5 часа.

При удовлетворении искового заявления суд первой инстанции обязал ответчика произвести восстановления на лицевом счету истца 150 738 руб. 70 коп., списанные в качестве платы за пользование вагонами, при этом суд руководствовался расчетом приведенном в исковом заявлении.

В своей апелляционной жалобе ответчик возражает против удовлетворения требований искового заявления в части восстановления на лицевом счету истца суммы в размере 78 551 руб. 40 коп.

Из имеющихся в деле доказательств, как указывалось выше, сумма исковых требований подтвержденная надлежащими доказательствами составляет - 72 187 руб. 70 коп.

Таким образом, сумма предъявленных исковых требований выше, чем сумма подтвержденная доказательствами.

Так как доводы апелляционной жалобы нашли свое подтверждение в материалах дела, решение Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2009 года
по делу N А55-12178/2009 подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2009 года по делу N А55-12178/2009 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

Иск ОАО “Ашинский металлургический завод“, Челябинская область, г. Аша, к ОАО “Российские железные дороги“, г. Москва удовлетворить частично.

Обязать ОАО “Российские железные дороги“, г. Москва восстановить на лицевом счете ОАО “Ашинский металлургический завод“, Челябинская область, г. Аша необоснованно списанную сумму платы за пользование вагонами в размере 72 187 руб. 30 коп.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ОАО “Российские железные дороги“, г. Москва в пользу ОАО “Ашинский металлургический завод“, Челябинская область, г. Аша расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 2 162 (две тысячи сто шестьдесят два) руб. 08 коп.

Взыскать с ОАО “Ашинский металлургический завод“, Челябинская область, г. Аша в пользу ОАО “Российские железные дороги“, г. Москва расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1 000 (одна тысяча) руб. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий

Т.А.ЛУКЬЯНОВА

Судьи

С.Ю.КАПЛИН

Е.А.СЕРОВА