Решения и определения судов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 по делу N А49-4266/2009 По делу о признании недействительным решения налогового органа в части начисления суммы земельного налога, пени и штрафа за его неуплату.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2009 г. по делу N А49-4266/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2009 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В.

с участием:

от Управления ФНС по Пензенской области: до перерыва - представитель Аверьянов С.В. (доверенность от 08 октября 2009 года), после перерыва - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от Инспекции ФНС по Октябрьскому району: до перерыва - представитель Аверьянов С.В. (доверенность от 17 ноября 2008 года N 11), после перерыва - представитель не явился, извещен надлежащим
образом,

от ОАО “Совхоз “Победа“: до перерыва - представитель Первун В.М. (доверенность от 24 апреля 2009 года N 133), после перерыва - представитель Первун В.М. (доверенность от 24 апреля 2009 года N 133),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 10 августа 2009 года по делу N А49-4266/2009 (судья Столяр Е.Л.), рассмотренному по заявлению ОАО “Совхоз “Победа“, Пензенская область, г. Пенза,

к Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области, Пензенская область, г. Пенза,

третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы, Пензенская область, г. Пенза,

о признании недействительным решения,

установил:

открытое акционерное общество “Совхоз “Победа“ (далее - ОАО “Совхоз “Победа“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее - УФНС России по Пензенской области, налоговый орган) от 25.05.2009 N 11-82/97 в части оставления решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы (далее - ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Пензы) от 31.03.2009 N 27 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения без изменения, а апелляционной жалобы Общества без удовлетворения, а также утверждения решения от 31.03.2009 N 27 в части начисления земельного налога в сумме 4900572 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа за его неуплату.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 10.08.2009 заявленные ОАО “Совхоз “Победа“ требования удовлетворены. Решение УФНС России по Пензенской области от 25.05.2009 N 11-82/97 в оспариваемой части признано
недействительным, как противоречащее нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Инспекция ФНС РФ по Октябрьскому району г. Пензы обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 10.08.2009, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО “Совхоз “Победа“ требований.

Управление ФНС России по Пензенской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 10.08.2009, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО “Совхоз “Победа“ требований, удовлетворить апелляционную жалобу налогового органа.

Податели апелляционных жалоб указывали, что ОАО “Совхоз “Победа“ является правопреемником всех прав и обязательств ФГУП “Совхоз “Победа“, в том числе и прав на земельный участок площадью 628,69 га, находившегося у ФГУП “Совхоз “Победа“, в бессрочном пользовании и правопреемство носит универсальный, а не частичный характер. Основанием для доначисления земельного налога за земельный участок площадью 17,1641 га явились сведения Территориального отдела по г. Пенза Управления Роснедвижимости по Пензенской области, в которых указана кадастровая стоимость земельного участка 58:29:01003002:0013 в размере 162600669 руб. и изменение кадастровой стоимости не производилось.

В судебном заседании представитель УФНС России по Пензенской области и ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Пензы поддержал доводы апелляционных жалоб, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО “Совхоз “Победа“ требований.

Представитель Общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 12.10.2009 г. до 14.10.2009 г. Информация о перерыве
и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, были извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы в период с 28.01.2009 г. по 04.03.2009 г. проведена выездная налоговая проверка ОАО “Совхоз “Победа“ по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2007 г.

Как установлено в акте проверки от 05.03.2009 г. N 11 и решении Инспекции от 31.03.2009 г. N 27, заявитель не уплатил в бюджет следующие налоги: налог на добавленную стоимость за 2007 год в сумме 23576 руб., налог на прибыль за 2007 год в сумме 24183 руб., земельный налог в общей сумме 4900572 руб., в связи с чем ОАО “Совхоз “Победа“ начислены соответствующие пени и применены налоговые санкции за их неуплату.

Заявитель обжаловал в вышестоящий налоговый орган решение Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Пензы от 31.03.2009 г. N 27 в части начисления земельного налога за земельный участок площадью 628,69 га с кадастровым номером 58:29:00000000:175 в сумме 4046188 руб. (за 2006 год в сумме 2023094 руб., за 2007 год - 2023094 руб.), а также начисления земельного налога за земельный участок площадью 17,1641 га с кадастровым номером 58:29:01003002:0013 в сумме 854384 руб. (за 2006 год - 430888 руб.,
за 2007 год - 423496 руб.).

Решением Управления ФНС России по Пензенской области от 25.05.2009 г. N 11-82/97 решение Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Пензы от 31.03.2009 г. N 27 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, а жалоба ОАО “Совхоз “Победа“ - без удовлетворения, а также утверждено решение Инспекции ФНС России от 31.03.2009 г. N 27.

Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Федеральным законом Российской Федерации от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“ глава вторая Налогового кодекса РФ дополнена разделом X “Местные налоги“, в которую вошел и раздел 31 “Земельный налог“.

В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действие в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (пункт 1).

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2 статьи 387 Кодекса).

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности,
праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1).

Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Налоговая база и порядок ее определения предусмотрены статьями 390 и 391 Налогового кодекса РФ, согласно которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса).

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).

На территории города Пензы земельный налог введен с 1 января 2006 года Решением Пензенской городской Думы от 25.11.2005 г. N 238-16/4 “О введении земельного налога на территории города Пензы“ (далее - Решение от 25.11.2005 г. N 238-16/4).

Пунктом 2 указанного Решения от 25.11.2005 г. N 238-16/4 установлены налоговые ставки при исчислении земельного налога в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка, в том числе: 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства; 1,5
процента - в отношении прочих земельных участков.

Как усматривается из материалов дела, согласно свидетельству о праве бессрочного постоянного пользования от 25.01.1993 г. за подсобным хозяйством совхоза “Победа“ Пензенского отделения железной дороги на праве постоянного бессрочного пользования закреплен земельный участок сельскохозяйственного использования площадью 1032 га (т. 2 л.д. 34).

Распоряжением Министерства путей сообщения Российской Федерации от 10.02.2003 г. N 147р на базе совхоза “Победа“ было создано Федеральное государственное предприятие “Совхоз “Победа“ Куйбышевской железной дороги (т. 3 л.д. 93).

Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Пензенской области от 30.12.2004 г. N 385-р “Об условиях приватизации федерального государственного предприятия “Совхоз “Победа“ федерального государственного унитарного предприятия “Куйбышевская железная дорога“ Министерства путей сообщения Российской Федерации“ (далее - Распоряжение от 30.12.2004 г. N 385-р) разрешено приватизировать ФГУП “Совхоз “Победа“ путем преобразования его в ОАО “Совхоз “Победа“ с уставным капиталом 17383000 рублей, состоящим из 17383 именных обыкновенных бездокументарных акций номинальной стоимостью одной акции 1000 руб., а также утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП “Совхоз “Победа“ согласно Приложению N 1 (т. 1 л.д. 73 - 76).

В Приложении N 1 к Распоряжению от 30.12.2004 г. N 385-р указан состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП “Совхоз “Победа“, в который вошли следующие земельные участки: кадастровый номер 58:29:01 003 002:0012 площадью 0,0732 га; кадастровый номер 58:29:01 003 001:0011 площадью 0,1238 га; кадастровый номер 58:29:01 003 002:0013 площадью 17,1641 га; кадастровый номер 58:29:01 003 001:0215 площадью 5,3834 га (т. 1 л.д. 78 - 95).

Актом передачи и приемки ФГУП “Совхоз “Победа“ передало ОАО “Совхоз “Победа“ комплекс имущества, указанный в Приложении N 1 к
Распоряжению от 30.12.2004 г. N 385-р, в том числе вышеуказанные земельные участки (т. 1 л.д. 102 - 125).

Участок с кадастровым номером 58:29:00000000:175 в указанный перечень имущества, передаваемого ФГУП “Совхоз “Победа“ образованному ОАО “Совхоз “Победа“, не вошел и не передавался.

В силу пункта 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц определяется в соответствии со статьей 58 Гражданского кодекса РФ, согласно которой при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Материалами дела подтверждается, что представленный передаточный акт не содержит сведений о спорном земельном участке.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером 58:29:00000000:175 не был включен в состав подлежащего приватизации имущества ФГУП “Совхоз “Победа“ и ОАО “Совхоз “Победа“ не передавался, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у заявителя не возникло на указанный земельный участок ни права собственности, ни права постоянного (бессрочного) пользования, обладание которыми относило бы его к категории плательщиков земельного налога.

В материалах дела имеется выписка из архива реестра федерального имущества от 30.05.2007 г., из которой также следует, что спорный земельный участок являлся объектом федерального имущества (т. 4 л.д. 1). Исключение его из реестра федерального имущества на основании Распоряжения ТУ Росимущества по Пензенской области от 27.03.2007 г. N 164-р не было произведено, так как данное распоряжение отменено Распоряжением ТУ Росимущества по Пензенской
области от 15.08.2007 г. N т 412-р в связи с представлением Прокуратуры Пензенской области от 31.07.2007 г. N 7-5-128-07 (т. 2 л.д. 33).

Довод налоговых органов о том, что Общество является всех прав и обязательств ФГУП “Совхоз “Победа“, в том числе и прав на земельный участок площадью 628,69 га, находившегося у ФГУП “Совхоз “Победа“ в бессрочном пользовании, со ссылками на заголовочную часть акта передачи и приемки имущества (т. 1 л.д. 102), правомерно отклонен судом первой инстанции, так как ОАО “Совхоз “Победа“ является правопреемником всех прав и обязанностей ФГУП “Совхоз “Победа“ в пределах обязательств, отраженных в передаточном акте, поскольку иное противоречит нормам гражданского законодательства Российской Федерации.

Ссылка налоговых органов на решение Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-4537/2007-184а/16 правомерно не принята судом, поскольку предметом оспаривания в рамках указанного дела являлось постановление Главы администрации г. Пензы от 10.07.2007 г. N 796 “О прекращении права бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок в совхозе “Победа“. В решении по делу N А49-4537/2007-184а/16 суд дал правовую оценку ненормативному правовому акту - постановлению Главы администрации г. Пензы, но не устанавливал права и обязанности заявителя - ОАО “Совхоз “Победа“ на спорный земельный участок (т. 3 л.д. 149 - 152).Более того, указанное постановление вынесено в отношении ФГУП “Совхоз “Победа“, а не заявителя.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии у заявителя в спорный период прав на указанный земельный участок и соответственно об отсутствии оснований для начисления земельного налога.

Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для доначисления Обществу земельного налога за земельный
участок площадью 17,1641 га с кадастровым номером 58:29:01003002:0013 в сумме 854384 руб. (за 2006 год - 430888 руб., за 2007 год - 423496 руб.)

Из материалов дела усматривается, у подсобного хозяйства совхоз “Победа“ на праве бессрочного (постоянного) пользования с 1993 года находился земельный участок площадью 1032 га для сельскохозяйственного использования, частью которого является спорный земельный участок с кадастровым номером 58:29:01003001:0013.

Как следует из представленных ОАО “Совхоз “Победа“ деклараций по земельному налогу за 2006-2007 годы, заявителем начислялся земельный налог за земельный участок с кадастровым номером 58:29:01003002:0013, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 18971480 руб. и ставки налога 0,3%.

Кадастровая стоимость земельного участка определена заявителем 18971480 руб., исходя из стоимости 1 кв. м земли по виду использования - земли сельскохозяйственного использования - 109,90 руб.

Налоговыми органами сделан вывод о том, что организацией не верно определена налоговая база (кадастровая стоимость земельного участка), что повлекло занижение суммы земельного налога. Кадастровая стоимость указанного земельного участка по данным проверки в соответствии со сведениями ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Пензенской области составляла 162600339 руб. Расчет земельного налога произведен, исходя из стоимости 1 кв. м земли по виду использования - земли под промышленными объектами - 947,33 руб.

При расчете суммы земельного налога заявителем применялась ставка земельного налога в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости как за земли сельскохозяйственного назначения. При проверке налоговыми органами ставка земельного налога не изменялась.

В соответствии с пунктом 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ).

Аналогичные по своему содержанию нормы содержались и редакции указанной статьи, действующей в 2006 году.

Как следует из Устава ОАО “Совхоз “Победа“, основным видом деятельности заявителя является производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции.

Доказательств того, что у ОАО “Совхоз “Победа“ имеются какие-либо промышленные объекты, материалы приватизации ФГУП “Совхоз “Победа“ и материалы данного дела не содержат.

Более того, как следует из переписки между заявителем, территориальным отделом по г. Пенза Управления Роснедвижимости по Пензенской области, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области и Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы, вид использования земельного участка, а именно - как земли сельскохозяйственного использования, с 1993 года не менялся, а за счет неточного указания в Приложении N 1 к распоряжению Территориального управления Минимущества России по Пензенской области от 30.12.2004 г. N 385-р и акте приема-передачи вида использования спорного земельного участка - “для размещения производственных и вспомогательных зданий“, аналогичные сведения были внесены в земельный кадастр, которые были исправлены только после вынесения распоряжения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области от 02.07.2007 г. N 310-р (т. 2 л.д. 89).

Как указано в Распоряжении Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области от 02.07.2007 г. N 310-р, оно издано в целях уточнения, а не изменения, разрешенного использования земельного участка, то есть исправления ошибки, допущенной при оформлении документов по приватизации ФГУП “Совхоз “Победа“.

О правильности произведенного заявителем расчета земельного налога за земельный участок с кадастровым номером 58:29:01003002:0013 и определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости -109,9 руб./кв. м свидетельствует и письмо Территориального отдела по г. Пенза Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области от 04.05.2008 г. N 08-03/532 (т. 1 л.д. 127).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемого решения закону и нарушении прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, с учетом положений части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно признал Решение УФНС России по Пензенской области от 25.05.2009 N 11-82/97 в оспариваемой части недействительным.

При вынесении обжалуемого решения, суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, были предметом судебного рассмотрения, судом проверены и правомерно отклонены по мотиву несостоятельности.

Сведений, опровергающих выводы судов, в апелляционных жалобах не содержится.

Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.

Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 10 августа 2009 года по делу N А49-4266/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий

Е.Г.ПОПОВА

Судьи

В.С.СЕМУШКИН

А.А.ЮДКИН