Решения и определения судов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 по делу N А55-12202/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за продажу товаров без применения контрольно-кассового аппарата.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2009 г. по делу N А55-12202/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2009 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Апаркина В.Н.,

судей Кузнецова В.В., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,

с участием:

от заявителя - извещен, не явился;

от налогового органа - Видманова Т.В., доверенность от 15.06.2009 г. N 04-25/9,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 октября 2009 г. в зале N 3 апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 августа 2009 г. по делу N
А55-12202/2009 (судья Холодкова Ю.Е.),

по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. ст. Бичевная, Шигонский район,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области, г. Сызрань

о признании незаконным и отмене постановления N 193 от 23.04.2009 г.,

установил:

предприниматель Дедюхин И.Б. обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просил суд признать незаконным и отменить постановление Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области N 193 от 23.04.2009 года о привлечении его к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 3 000 рублей.

Решением суда 1 инстанции от 18 августа 2009 г. заявление удовлетворено, оспариваемое постановление налогового органа признано незаконным и отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.

В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда 1 инстанции отменить, в удовлетворении заявления индивидуальному предпринимателю Дедюхину И.Б. отказать, ссылаясь на правомерность привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ.

Индивидуальный предприниматель Дедюхин И.Б. в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить в силе.

В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал.

Индивидуальный предприниматель Дедюхин И.Б. в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие индивидуального предпринимателя Дедюхина И.Б., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, выслушав представителя налогового органа, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено материалами
дела, 19 марта 2009 года в 11 час. 20 мин. на основании поручения N 277 от 19.03.2009 г. (л.д. 33) должностными лицами Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области была осуществлена проверка выполнения Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ в магазине “Витязь“, расположенном по адресу: Шигонский район, ст. Бичевная и принадлежащем индивидуальному предпринимателю Дедюхину И.Б.

По результатам проверки составлен Акт проверки N 277 от 19.03.2009 г. (л.д. 34 - 35), согласно которому при осуществлении денежного расчета продаже одной шоколадки по цене 32 рубля продавец Финогеева Н.М. контрольно-кассовую технику не применила.

01 апреля 2009 года на основании акта проверки в отношении индивидуального предпринимателя Дедюхина И.Б. был составлен протокол N 175 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 30).

23 апреля 2009 года налоговым органом было вынесено постановление N 193 о привлечении индивидуального предпринимателя Дедюхина И.Б. к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей (л.д. 26).

Между тем при вынесении указанного постановления налоговым органом не были учтены следующие обстоятельства.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506 “Об утверждении положения о Федеральной
налоговой службе“.

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.

Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Из материалов дела следует, что сотрудником налоговой инспекции лично осуществлена проверочная закупка товара в магазине “Витязь“, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Дедюхину И.Б., что следует из акта проверки от 19.03.2009 г. N 277 и поручения МИ ФНС России N 3 по Самарской области от 19.03.2009 г. N 277 (л.д. 33).

Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом.

Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Следовательно, указанное мероприятие налоговым органом должно проводиться с участием органов милиции или госторгинспекции, так как только указанные органы наделены правом контрольной закупки.

В рассматриваемой ситуации работники налоговой инспекции зафиксировали факт продажи товара без применения контрольно-кассовой техники, не привлекая представителей органов милиции или госторгинспекции.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Следовательно, проведение работниками налоговой инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением организацией контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.

Данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2008 г. N 3125/08.

С учетом этого доводы Инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание не принимаются.

При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил заявление предпринимателя
Дедюхина И.Б., оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 18 августа 2009 г. по делу N А55-12202/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий

В.Н.АПАРКИН

Судьи

В.В.КУЗНЕЦОВ

И.С.ДРАГОЦЕННОВА