Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.11.2009 N Ф03-5196/2009 по делу N А51-517/2008 Правомерно арбитражным судом первой инстанции удовлетворены частично исковые требования о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот на оплату проезда в общественном транспорте льготной категории граждан, так как возмещение затрат, связанных с предоставлением указанных льгот, было произведено истцу не в полном объеме, объем средств, переданных из федерального бюджета субъекту РФ, не покрыл расходы истца по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 ноября 2009 г. N Ф03-5196/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего: В.М.Голикова

судей: С.Ю.Лесненко, О.Н.Трофимовой

при участии

от: общества с ограниченной ответственностью “Ориент-Авто-1“ - Еращенко М.Л., представитель по доверенности от 29.09.2009 б/н;

от: Департамента финансов Приморского края, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, администрации Приморского края - представители не явились;

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью “Ориент-Авто-1“, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

на решение от 03.06.2009, постановление Пятого арбитражного
апелляционного суда от 30.07.2009

по делу N А51-517/2008

Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.В.Буров; в суде апелляционной инстанции судьи: И.С.Чижиков, И.Л.Яковенко, С.В.Шевченко

по иску общества с ограниченной ответственностью “Ориент-Авто-1“

к Департаменту финансов Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, администрации Приморского края

о взыскании 17 512 579,50 руб.

Общество с ограниченной ответственностью “Ориент-Авто-1“ (далее - ООО “Ориент-Авто-1“, общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском, с учетом уточнений, о взыскании 16 699 419,50 руб. убытков, связанных с предоставлением льгот на оплату проезда в общественном транспорте льготной категории граждан в период с февраля 2005 года по октябрь 2007 года.

Решением суда от 03.06.2009 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 7 505 721,27 руб. долга, с казны субъекта Российской Федерации Приморского края в лице администрации Приморского края в пользу ООО “Ориент-Авто-1“ взыскано 9 193 698,23 руб. долга. В остальной части иска отказано. В иске к администрации Находкинского городского округа, Департаменту финансов Приморского края отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 решение суда от 03.06.09 изменено; с казны Приморского края в лице администрации Приморского края в пользу общества взыскано 7 585 706, 78 руб. долга. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции в части изменения суммы долга, подлежащей взысканию с казны Приморского края в лице администрации Приморского края в размере 7 585 706, 78 руб., ООО “Ориент-Авто-1“ обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанный
судебный акт отменить, решение суда первой инстанции от 03.06.2009 оставить в силе.

По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, суд апелляционной инстанции необоснованно применил в расчете с истцом стоимость месячных проездных билетов для граждан за 2006 год, руководствуясь постановлением главы города Находки от 11.02.2005 N 249, поскольку право администрации Находкинского городского округа по утверждению тарифов или иной оплаты проезда в транспорте общего пользования не установлено, такое право, по мнению общества, принадлежит администрации Приморского края. В этой связи, представленный обществом в арбитражный суд расчет стоимости месячных проездных билетов для граждан за 2006 год в размере с 01.01.2006 - 500 руб., с 01.05.2006 - 600 руб., является обоснованным.

В кассационной жалобе, поданной Министерством финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - Минфин РФ), последнее предлагает отменить принятые по делу судебные акты в части взысканных с него требований в размере 7 505 721,27 руб. долга.

По мнению заявителя жалобы, Минфин РФ не является стороной по договору и участником правоотношений с истцом, поэтому не может нести ответственность за неисполнение договорных обязательств; полагает, что ответственность должен нести субъект Российской Федерации, которому перечислены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Кроме того, истцом не доказан факт провоза льготных категорий граждан и не представлены первичные документы о представленных льготах. Сумму предъявленного иска считает необоснованной. Помимо изложенного, заявитель жалобы считает, что общество подало исковое заявление с пропуском срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Общество в отзыве на жалобу Минфин РФ с доводами последнего не согласилось,
просило данную жалобу оставить без удовлетворения.

В отзыве на кассационные жалобы администрация Приморского края отклонила доводы истца, просила жалобу общества оставить без удовлетворения, постановление суда апелляционной инстанции - без изменения как законное и обоснованное.

Департамент финансов Приморского края, Минфин РФ, администрация Приморского края надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб явку своих представителей для участия в судебное заседание не обеспечили.

В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела откладывалось с 07.10.2009 до 28.10.2009.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителя ООО “Ориент-Авто-1“, проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.

Как следует из материалов дела, согласно Уставу основными видами деятельности ООО “Ориент-Авто-1“ является перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, о чем выдана лицензия серии ВА N 086227 от 29.01.2004.

Согласно Постановлению администрации Приморского края от 28.01.2005 N 20-па “О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края“ на истца возложена обязанность по перевозке части пассажиров пассажирским транспортом по льготным ценам.

С целью возмещения затрат, понесенных в связи с оказанием транспортных услуг льготной категории граждан-инвалидам, ветеранам, пенсионерам, общество включено в перечень автотранспортных организаций для распределения средств федерального бюджета на возмещение расходов по перевозке граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право получения ежемесячной денежной выплаты.

Возмещение затрат, связанных с предоставлением льгот по проезду гражданам, за период с февраля 2005 года
по октябрь 2007 года произведены не в полном объеме, в связи с чем обществу причинены убытки в сумме 16 699 419,50 руб., которые последнее просило взыскать в исковом порядке.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“ оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления краевого и федерального регистров.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 17.07.1999 “О государственной социальной помощи“ имеет N 178-ФЗ, а не N 179-ФЗ.

Вступившими в действие с 01.01.2005 новыми редакциями статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также нормами Федерального закона от 17.07.1999 N 179-ФЗ “О государственной социальной помощи“ предусмотрено, что оказание мер социальной поддержки предусмотрено как за счет средств Российской Федерации, так и за счет региональных программ субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 43 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 год“ субъектам Российской Федерации предусмотрены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов, распределение которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 28.01.2005 N 80-р, от 06.04.2005 N 360-р, от 28.07.2005 N 1054-р и от 05.10.2005 N 1579-р предусмотренные Законом о бюджете на 2005 год дотации распределены между субъектами Российской Федерации и направлены на осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности транспортных
услуг на территории субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из установленных судами обеих инстанций обстоятельств дела следует, что во исполнение приведенных выше распоряжений Правительства Российской Федерации из федерального бюджета субъекту Российской Федерации - Приморскому краю перечислено в 2005 году 84743, 9 тыс. руб., в 2006 году - 40985,90 тыс. руб., в 2007 году - 41194,8 тыс. руб.

Находкинскому городскому округу перечислено: в 2005 году - 3825,6 тыс. руб., в 2006 году - 1677,47 руб., в 2007 году - 3066,38 руб.

Учитывая, что объем переданных средств не покрыл расходы истца по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации (согласно заключению оценщика от 26.01.09 N 09/01-36 по федеральному регистру за 2005 год некомпенсированными остались расходы истца в сумме 1 672 710 руб.; за 2006 год - 2758715,89 руб., за 2007 год - 3074295,38 руб.), арбитражный суд обоснованно взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ООО “Ориент-Авто-1“ 7 505 721,27 руб. убытков, возникших в связи с осуществлением перевозки граждан, включенных в федеральный регистр, за счет казны Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О государственной социальной помощи“ от 17.07.1999 N 178-ФЗ (в редакции от 22.08.2004, 29.12.2004, 25.11.2006) оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение
государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.

В 2006 и 2007 в Находкинском городском округе при реализации проездных билетов учет по регистрам не осуществлялся.

Законами Приморского края “О краевом бюджете“ (на 2006 и 2007 годы) предусмотрено в 2006 году 66249,75 тыс. руб., а в 2007 году 101194,8 тыс. руб. на осуществление расходов по предоставлению льгот по краевому регистру. При этом Находкинскому городскому округу выделено в 2006 году 1677,47 руб., в 2007 году 3066,38 руб.

Учитывая, что выделенные денежные средства не покрыли все расходы истца по причине ограниченного финансирования Приморским краем своего расходного обязательства, ответственность также подлежала возложению на казну Приморского края.

Определяя размер некомпенсированных расходов, подлежащих компенсации за счет средств казны краевого бюджета за 2006 год суд апелляционной инстанции руководствовался постановлением главы города Находки от 11.02.05 N 249, утратившего силу 15.11.2006, согласно которого стоимость месячных проездных билетов для граждан в 2006 году составила 350 руб.

Между тем, согласно статье 3 Закона Приморского края от 14.01.2002 N 183-КЗ “О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Приморском крае“ (с изменениями от 07.06.2002, от 04.06.2003), установление тарифов на пассажирские перевозки является компетенцией администрации Приморского края.

Положением об организации транспортного обслуживания населения на территории Находкинского городского округа, утвержденного решением Находкинской городской Думы от 29.06.2005 N 424, определена компетенция администрации Находкинского городского округа.

Право администрации Находкинского городского округа по утверждению тарифов или иной оплаты проезда в транспорте общего пользования не установлено.

Более того, ранее принадлежавшее органу местного самоуправления такое право на основании пункта 1.5 Постановления губернатора Приморского края от 24.01.1996 N 110, было изъято
из компетенции органов местного самоуправления Постановлением губернатора Приморского края от 28.11.2001 N 867 и передано администрации Приморского края.

В целях реализации своих полномочий, администрацией Приморского края 15.10.2006 принято постановление N 184-ПА, согласно которому введен тариф 8 руб.

Учитывая изложенное, применение в расчете с истцом стоимости месячных проездных билетов для граждан за 2006 год в размере 350 руб. на основании постановления главы администрации города Находки от 11.02.2005 N 249, принятого за пределами предоставленных полномочий, является необоснованным.

Поскольку в 2006 и 2007 в Находкинском городском округе при реализации проездных билетов учет по регистрам не осуществлялся, суд первой инстанции правомерно определил размер некомпенсированных расходов, подлежащих компенсации за счет средств администрации Приморского края за указанные выше годы согласно заключению оценщика от 26.01.09 N 09/01-36. Используя данное соотношение, суммы некомпенсированных расходов за 2006 год по краевому регистру составили 6 635 762,61 руб.; за 2007 год - 2 557 935,62 руб.

Доводы Минфин РФ о пропуске обществом срока исковой давности судом кассационной инстанции во внимание не принимаются. Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Как следует из материалов дела, Минфин РФ до принятия судом первой инстанции решения не заявлял о пропуске ООО “Ориент-Авто-1“ срока исковой давности, поэтому основания для ее применения у арбитражного суда отсутствовали.

Руководствуясь статьями 286 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 по делу N А51-517/2008 Арбитражного суда Приморского края о взыскании с казны Приморского края в лице администрации Приморского края в пользу общества с
ограниченной ответственности “Ориент-Авто-1“ 7 585 706 руб. 78 коп. долга отменить.

Решение суда первой инстанции по настоящему делу от 03.06.2009 о взыскании с казны субъекта Российской Федерации Приморского края в пользу ООО “Ориент-Авто-1“ 9 193 698, 23 руб. долга оставить в силе. Жалобу ООО “Ориент-Авто-1“ считать удовлетворенной.

Взыскать с казны субъекта Российской Федерации Приморского края в пользу ООО “Ориент-Авто-1“ расходы по государственной пошлине в размере 1000 руб., уплаченной при подаче кассационной жалобы.

В остальном состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

В.М.Голиков

Судьи:

С.Ю.Лесненко

О.Н.Трофимова