Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.11.2009 N Ф03-5757/2009 по делу N А24-2857/2009 Соблюдение срока, установленного для предоставления справки о документах, подтверждающих проведение валютной операции по внешнеторговому контракту, исчисленного с момента получения инвойса с перечнем и стоимостью оказанных услуг, является основанием для признания незаконным постановления о привлечении общества к административной ответственности, установленной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 ноября 2009 г. N Ф03-5757/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего: Бруева Д.В.

судей: Брагиной Т.Г., Котиковой Г.В.

при участии

от заявителя: закрытого акционерного общества рыболовецкого предприятия “Акрос“ - Каримова Ю.Г., юрисконсульт, доверенность от 12.01.2009 N 02/08

от административного органа: Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае - Агаронян Е.Г., начальник отдела валютного контроля, доверенность от 15.01.2009 N 6

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае



на решение от 24.08.2009

по делу N А24-2857/2009 Арбитражного суда Камчатского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Вертопрахова Е.В.

по заявлению закрытого акционерного общества рыболовецкого предприятия “Акрос“

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае

о признании незаконным и отмене постановления от 25.06.2009 N 30-1-09/173 о назначении административного наказания

Закрытое акционерное общество рыболовецкое предприятие “Акрос“ (далее - ЗАО РП “Акрос“, заявитель, общество, резидент) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 25.06.2009 N 30-1-09/173 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее - теруправление Росфиннадзора, административный орган, орган валютного контроля) о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 24.08.2009 заявление общества удовлетворено в полном объеме. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Законность принятого судебного акта проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе теруправления Росфиннадзора, поддержанного его представителем в заседании суда кассационной инстанции, полагающего, что судебный акт принят с неправильным применением норм материального права, в связи с чем просит его отменить. Заявитель жалобы, ссылаясь на положения пункта 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение N 258-П), считает, что резидентом нарушен срок представления подтверждающего документа, поскольку срок его представления следует исчислять не с даты получения обществом инвойса, а с моментом его оформления. Кроме того, административный орган ссылается на неправомерное применение судом пункта 2.4 Положения N 258-П в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2080-У, которая на момент оформления указанного документа, не вступила в законную силу.



Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции просят оставить судебный акт без изменения, как законный и обоснованный.

Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, ЗАО РП “Акрос“ 01.05.2008 заключило агентский договор с нерезидентом компанией “Rainbow Maritime Co., LTD“ (Корея) (далее - компания) для агентского обслуживания судов при заходах в иностранные порты и на рыбном промысле, осуществления поставок судового снабжения, импортно-экспортных операций, как в пределах Кореи, так и в других странах, судоремонта и наблюдения за судоремонтом, а также иной деятельности, связанной с оказанием работ и услуг. По данному договору заявитель 04.07.2008 оформил в уполномоченном банке паспорт сделки (далее - ПС) N 08070005/0545/0000/4/0.

За услуги по обработке груза на сумму 6827,79 долларов США компания выставила инвойс N RM2K8-0924-1A от 24.09.2008, который с перечнем и стоимостью оказанных услуг по указанному договору получены обществом капитанской почтой 30.10.2008.

Справка о подтверждающих документах о проведенной валютной операции по указанному внешнеторговому контракту в уполномоченный банк представлена обществом 13.11.2008 вместе с указанным инвойсом. Посчитав, что обществом представлены документы с нарушением срока, установленного пунктами 2.2, 2.4 Положения N 258-П административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 10.06.2009 N 30-1-09/173 и вынесено постановление от 25.06.2009 N 30-1-09/173 о назначении обществу административного наказания по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.

Общество не согласилось с названным постановлением органа валютного контроля и оспорило его в арбитражный суд.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок установлена административная ответственность в виде наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с нормами Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) различаются институты “учет и отчетность по валютным операциям“ и “документы и информация, связанные с проведением валютных операций“.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона N 173-ФЗ, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.

Положениями пункта 2 части 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, обязанность представления которых закреплена пунктом 1 частью 2 статьи 24 названного Федерального закона N 173-ФЗ.

Указанный порядок установлен инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ (далее - инструкция N 117-И) и Положением N 258-П.

В силу пункта 1 Указания Банка России от 10.12.2007 N 1950-У “О формах учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами за исключением кредитных организаций и валютных бирж“ справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П, является формой учета по валютным операциям для резидентов, требования о представлении которой в уполномоченный банк установлены инструкцией N 117-И и Положением N 258-П.

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах) (пункт 2.2 Положения N 258-П).

Согласно пункту 2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2080-У указанный пункт 2.4 Положения N 258-П изложен в иной редакции, согласно которой резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий, в частности, 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие (в случае выполнения работ, оказания услуг) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа. Данная редакция вступила в силу с 28.10.2008.

В графе 1 справки о подтверждающих документах указывается дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг (пункт 2 приложения 1 к Положению N 258-П). При этом в справке (графы 4 - 7) должна быть отражена точная сумма по подтверждающим документам в единицах валюты (стоимость работ, услуг). В силу пункта 3 приложения 1 к Положению N 258-П в графе 2 справки указывается в соответствии с видом подтверждающих документов один из кодов (01 - 14). Коду 04 отвечает “документ, подтверждающий факт выполнения работ, оказания услуг“.

Как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу приведенных нормативных положений для целей валютного контроля имеет значение дата получения обществом оригиналов всех документов, позволяющих установить факт выполнения работ, оказания услуг, а также их стоимость. В связи с чем довод теруправления Росфиннадзора о том, что резидент обязан представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах с момента их оформления обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку инвойс от 24.09.2008 N RM2K8-0924-1A с перечнем и стоимостью оказанных обществу услуг по указанному договору вместе с документами, подтверждающими расходы агента, получены обществом капитанской почтой 30.10.2008, что подтверждается журналом входящей корреспонденции.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, о том, что именно с момента получения представленного инвойса с перечнем и стоимостью оказанных услуг и документов, подтверждающих расходы агента, они могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих факт оказания услуг и точную их стоимость.

Поскольку справка о подтверждающих документах о проведенной валютной операции по указанному внешнеторговому контракту в уполномоченный банк представлена обществом 13.11.2008 вместе с указанным инвойсом, срок, предусмотренный пунктом 2.4 Положения, обществом не нарушен, следовательно, в действиях заявителя отсутствует событие вмененного ему правонарушения. Доказательств иного административный орган в порядке части 4 статьи 210 АПК РФ не представил.

Отсутствие события административного правонарушения является в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, выводы арбитражного суда сделаны на основе всестороннего и полного исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права.

Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 24.08.2009 по делу N А24-2857/2009 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Д.В.Бруев

Судьи

Т.Г.Брагина

Г.В.Котикова