Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.10.2009 N Ф03-5600/2009 по делу N А04-2071/2009 Иск о взыскании убытков, возникших вследствие предоставления льгот отдельной категории граждан по оплате коммунальных услуг, правомерно удовлетворен за счет средств казны Российской Федерации, поскольку финансовое обеспечение реализации указанной льготы является расходным обязательством Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2009 г. N Ф03-5600/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего: Т.Г.Брагиной

судей: Д.В.Бруева, Г.В.Котиковой

при участии

от истца: Колхоза “Нюкжа“ - представитель не явился

от ответчика: Управления образования администрации Тындинского района Амурской области, Министерства финансов РФ - представитель не явился

от третьего лица: Министерства финансов Амурской области, Финансового управления Администрации Тындинского района - представитель не явился

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ

на решение от 23.06.2009

по делу N А04-2071/2009

Арбитражного суда Амурской области

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья: О.А.Шишов

по иску Колхоза “Нюкжа“

к Управлению
образования администрации Тындинского района Амурской области, Министерству финансов РФ

3-и лица - Министерства финансов Амурской области, Финансовое управление Администрации Тындинского района

о взыскании 303 723,44 руб.

Колхоз “Нюкжа“ (далее - колхоз) обратился в Арбитражный суд Амурской области с иском (с учетом уточненных требований) к Министерству финансов РФ о взыскании 303 723,44 руб. убытков, понесенных предоставлением льгот педагогическим и руководящим работникам Усть-Нюкжинской СОШ, Усть-Нюкжинского ДОУ, Центра детского творчества в соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ “О социальной поддержке граждан отдельных категорий“ (далее - Закон Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Амурской области, Управление финансов администрации Тындинского района.

Определением от 13.05.2009 Министерство финансов Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве ответчика.

До принятия судом решения истец заявил ходатайство об отказе от иска в отношении ответчика - Управления образования администрации Тындинского района.

Решением суда от 23.06.2009 с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу колхоза взысканы убытки за период с 01.01.2007 по 30.06.2007 в размере 303 723,44 руб. В части исковых требований к Управлению образования администрации Тындинского района производство по делу прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ. Судебный акт мотивирован тем, что из областного и федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом N 99-ОЗ и Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“, не передавались.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит указанный
судебный акт в части взыскания убытков в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам отменить как принятый с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что компенсация расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, между Колхозом “Нюкжа“ (поставщик) и Управлением образования администрации Тындинского района Амурской области (потребитель) заключен договор N 8 от 01.01.2007 о поставке дров для нужд отопления отдельным категориям граждан, по условиям которого поставщик поставлял твердое топливо (дрова) педагогическим и руководящим работникам Усть-Нюкжинской СОШ, Усть-Нюкжинского ДОУ, Центра детского творчества в соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ “О социальной поддержке граждан отдельных категорий“.

Согласно условий договора истец принял на себя обязательство обеспечить поставку дров льготной категории граждан - педагогическим работникам на основании утвержденных нормативов, а потребитель принял на себя обязательство производить перечисление средств на возмещение затрат по поставке дров на нужды отопления не позднее 15 дней со дня получения платежных документов (п. 1.1, п. 2.1, п. 2.3).

В связи с невозмещением расходов за предоставленные льготы за период с 01.01.2007 по 30.06.2007 в общей сумме 303 723,44 руб., колхоз обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

В качестве
доказательств предоставления льгот истцом представлены: договор, списки граждан, которым предоставлялись льготы, счет-фактуры, платежные поручения, акт сверки взаимных расчетов, подписанный со стороны истца и управлением образования без возражений.

При рассмотрении настоящего спора в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, арбитражный суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

При этом в соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

При рассмотрении спора арбитражный суд, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, правомерно исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 “Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов
в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно - коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности“, субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.

Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Между тем, статья 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.

Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ “О социальной поддержке
граждан отдельных категорий“ предусмотрено право педагогических и руководящих работников (специалистов) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), на получение социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.

Арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что из федерального бюджета в 2007 году денежные средства на компенсацию спорных расходов субъекту РФ - Амурской области не передавались.

Кроме того, судом первой инстанции исследован отчет Тындинского района об использовании субвенций в 2007 году, в соответствии с которым, из средств областного бюджета в 2007 году выделена субвенция в размере 14200 тыс. руб., кредиторская задолженность на 01.01.2008 составляет 11053,7 тыс. руб., из них по педагогическим работникам 7721,3 тыс. руб.

Таким образом, поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 303 723,44 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании статей 16, 1069 ГК РФ.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что финансирование расходов на возмещение педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено за счет средств областного бюджета, судом кассационной инстанции не может быть принят во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения Российской Федерации от исполнения
ее собственных бюджетных обязательств.

С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 23.06.2009 по делу N А04-2071/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.Г.Брагина

Судьи

Д.В.Бруев

Г.В.Котикова