Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.10.2009 N Ф03-4751/2009 по делу N А59-6282/2008 Если срок доставки груза в прямом смешанном сообщении нарушен по вине обоих перевозчиков, то пеня за просрочку доставки груза, выплаченная в полном объеме железнодорожным грузоперевозчиком получателю груза, взыскивается с морского грузоперевозчика в порядке регресса.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 2009 г. N Ф03-4751/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего: И.А.Тарасова

судей: С.Н.Новиковой, Л.Б.Шариповой

при участии

от ОАО “РЖД“: Милова Н.А. - представитель по доверенности от 19.12.2008 б/н

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Сахалинское морское пароходство“

на решение от 17.02.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2009

по делу N А59-6282/2008 Арбитражного суда Сахалинской области

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Иванов В.В., в апелляционном суде судьи Шевченко С.В., Скрипка Н.А., Яковенко И.Л.

по иску открытого акционерного общества “Российские железные дороги“

к открытому
акционерному обществу “Сахалинское морское пароходство“

о взыскании 62 879 руб. 67 коп.

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала Сахалинской железной дороги (далее - ОАО “РЖД“) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к открытому акционерному обществу “Сахалинское морское пароходство“ (далее - ОАО “Сахалинское морское пароходство“) о взыскании 62 879 руб. 67 коп. убытков.

Решением от 17.02.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2009 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОАО “Сахалинское морское пароходство“ просит отменить состоявшиеся судебные акты как принятые с нарушением норм права, принять по делу новый судебный акт. Указывает, что судом не учтены нормы § 35, 36 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении; не определена взаимосвязь с Правилами исчисления сроков доставки грузов в каботаже, утвержденных Приказом ММФ СССР от 01.03.1988 N 24; не применен подп. в п. 2 указанных Правил, не дана оценка совокупности норм. Считает, что судом не верно определен момент начала течения сроков доставки грузов в прямом смешанном сообщении для морского перевозчика, полагая, что срок доставки груза морским транспортом начинает исчисляться с момента предъявления дорогой передаточной ведомости на всю судовую партию вагонов. Указывает, что вина морского перевозчика в нарушение сроков доставки груза в данном случае отсутствует.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “РЖД“ просит решение, постановление оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО “РЖД“, возражая относительно доводов, изложенных в жалобе, просил оставить ее без удовлетворения. Представитель ОАО “Сахалинское морское пароходство“ в заседание суда кассационной инстанции не явились, при этом общество о месте и
времени слушания дела извещено надлежащим образом.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований для их отмены не установил.

Как следует из материалов дела, по железнодорожным накладным NN АМ-413652, АП-174064 в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении в адрес грузополучателя - ООО “АББаТ“ со станции Барнаул ЗСБЖД в вагонах NN 24226375, 2801999 на станцию назначения Южно-Сахалинск-грузовой Сахалинской железной дороги поступил груз.

Срок доставки данного груза по совокупности перевозок железнодорожным и морским транспортом, согласно правилам исчисления сроков доставки грузов, действующим на этих видах транспорта, должен составлять - 24 суток; по вагону N 24226375 - фактически груз находился в пути 33 суток (30.08.2006 - 02.10.2006); по вагону N 2801999 - 30 суток (30.08.2006-28.09.2006).

Нарушение сроков доставки груза в указанных вагонах железной дорогой составило 3 суток и 1 сутки; морским перевозчиком - 6 суток и 5 суток. Данная просрочка в доставке груза послужила основанием для предъявления ООО “АББаТ“ претензий к ОАО “РЖД“ об уплате пени. Предъявленные ООО “АББаТ“ претензии удовлетворены частично; платежным поручением от 13.12.2006 N 700 ОАО “РЖД“ перечислило ООО “АББаТ“ пени в размере 26 948 руб. 43 коп. за трое суток просрочки доставки груза по накладной N АП-174064.

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 23.11.2007 по делу N А59-3374/07-С4 с ОАО “РЖД“ в пользу ООО “АББаТ“ взыскано 62 879 руб. 67 коп. пени за нарушение сроков доставки груза.

ОАО “РЖД“, полагая, что просрочка доставки груза произошла по вине морского перевозчика, обратилось в арбитражный суд с регрессным требованием к ОАО “Сахалинское морское пароходство“ на основании ст. 1081 ГК РФ.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил
из следующего.

Согласно статье 75 УЖТ РФ общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов.

В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которой допущена просрочка доставки груза.

Срок доставки груза по спорным отправкам определяется в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС РФ 18.06.2003 N 27 и Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденными МПС СССР, ММФ СССР, МРФ РСФСР 17/24.04.1956 (с изм. от 30.11.2000).

При исследовании имеющихся в деле доказательств с учетом вышеназванных правил, арбитражный суд установил, что нормативный срок доставки на железнодорожном транспорте должен составлять 20 суток, при доставке морским транспортом - 4 суток, а общий срок в совокупности - 24 суток. Согласно представленным в деле дорожным ведомостям NN АМ-413652, АП-174064 фактически груз доставлен на станцию назначения в вагоне N 2801999 - 28.09.2006, в вагоне N 24226375 - 02.10.2006; общий срок доставки груза по вагону N 2801999 составил с 30.08.2006 по 28.09.2006 - 30 суток; по вагону N 24226375 - с 30.08.2006 по 02.10.2006 - 33 суток.

Установив вышеназванные обстоятельства, арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что перевозчиками допущена просрочка в доставке груза, следовавшего в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, в вагонах N N 2801999, 24226375 железной дорогой
- 3 суток и 1 сутки, морским перевозчиком - 6 суток и 5 суток.

При таких обстоятельствах арбитражный суд, оценив согласно ст. 71 АПК РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи (железнодорожные накладные, передаточные ведомости), установив вину ОАО “Сахалинское морское пароходство“ в просрочке доставки груза, приняв во внимание факт уплаты дорогой пени за нарушение сроков доставки груза в сумме 62879,67 руб., обоснованно сделал вывод о правомерности заявленного дорогой требования о взыскании указанной суммы с ответчика в порядке регресса.

Довод заявителя жалобы о неправомерном исчислении срока доставки груза морским перевозчиком подлежит отклонению как не соответствующий вышеприведенным нормам законодательства.

Его же ссылка на Правила исчисления сроков доставки грузов в каботаже (перевозка и буксировка в сообщении между морскими портами РФ, п. 1 ст. 4 КТМ РФ) судом кассационной инстанции не принимается, поскольку по настоящему спору отношения сторон вытекают из перевозки груза в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, которое, в свою очередь, регулируется специальными правилами.

С учетом вышеизложенного при проверке обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции не выявлено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов в соответствии со ст. 71 АПК РФ сделаны на основании полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу, поэтому основания для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 17.02.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2009 по делу N А59-6282/2008 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.А.Тарасов

Судьи

С.Н.Новикова

Л.Б.Шарипова