Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.08.2009 N Ф03-4304/2009 по делу N А59-6240/2008 Правомерно отказано в требовании о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившимся в уклонении от заключения договора аренды и обязании заключить договор аренды земельных участков на установку рекламных конструкций, поскольку указанный договор может быть заключен только по результатам проведения торгов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2009 г. N Ф03-4304/2009

Резолютивная часть постановления от 26 августа 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего: Суминой Г.А.

судей: Шишовой И.Ю., Трофимовой О.Н.

при участии

от общества с ограниченной ответственностью “Регион-Проект“: представитель не явился;

от Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска: представитель не явился;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Регион-Проект“

на решение от 16.02.2009

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2009

по делу N А59-6240/2008 Арбитражного суда Сахалинской области

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Боярская О.Н., в суде апелляционной инстанции судьи: Солохина Т.А., Бац
З.Д., Еремеева О.Ю.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Регион-Проект“

к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска

о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью Южно-Сахалинска по уклонению от заключения договора аренды и обязании заключить договор аренды

Общество с ограниченной ответственностью “Регион-Проект“ (далее - ООО “Регион-Проект, общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска (далее - ДАГУН, Департамент), выразившимся в уклонении от заключения договора аренды и обязании заключить договор аренды земельных участков на установку 21 рекламной конструкции.

Решением суда от 16.02.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2009 решение суда оставлено без изменения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 38-ФЗ имеет дату 13.03.2006, а не 13.03.2009.

В кассационной жалобе ООО “Регион-Проект“, не соглашаясь с судебными актами, просит их отменить, считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. Полагает, что поскольку общество и Департамент подписали и скрепили печатями акты согласования границ по каждому из земельных участков, предназначенных для размещения рекламных конструкций, отношения по поводу заключения договора аренды возникли в момент подписания вышеуказанных актов, поэтому применение Федерального закона от 13.03.2009 N 38-ФЗ “О рекламе“ (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ) в редакции, вступившей в силу с 01.07.2008, необоснованно.

Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, но участия в судебном заседании не принимали.

Проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
оснований для отмены судебных актов не установил.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 30.06.2008 ООО “Регион-Проект“ направило на имя начальника Управления архитектуры и градостроительства Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью заявление о заключении договора аренды земельных участков на размещение рекламных конструкций с приложением 21 межевого дела, проектов рекламных конструкций. В связи с тем, что ответ от Департамента не последовал, общество обжаловало его бездействие в арбитражный суд, который полно и всесторонне исследовал представленные доказательства и, правильно применив нормы материального права, отказал обществу в удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.

Порядок установления наружной рекламы и рекламный конструкций установлен статьей 19 Федерального закона N 38-ФЗ. В соответствии с пунктом 5 статьи 19 данного Федерального закона установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами данного Федерального закона и гражданского законодательства.

В соответствии с пунктом 9 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламных конструкций.

Порядок выдачи разрешения на установку рекламной конструкции в г.Южно-Сахалинске регламентирован решением Городского Собрания городского округа “Город Южно-Сахалинск“ от 25 апреля
2007 года N 662/32-07-3 “Об утверждении Порядка выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа “Город Южно-Сахалинск“ (далее - Порядок).

Пунктом 5.7 Порядка предусмотрено, что, если рекламное место является объектом, находящимся в муниципальной собственности, или распоряжение указанным объектом отнесено к компетенции органов местного самоуправления, то после получения всех согласований Заявителю необходимо оформить в Департаменте договор аренды земельного участка либо договор на размещение рекламной конструкции на ином муниципальном имуществе.

Согласно пункту 5.1 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Пункт 5.1 статьи 19 указанного Федерального закона был введен статьей 1 Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ “О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона “О рекламе“, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 которого пункт 5.1 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ вступил в силу с 01 июля 2008 года.

Поскольку общество обратилось в Департамент с заявлением о заключении договора аренды земельных участков под размещение рекламных конструкций 30.06.2008, арбитражный суд правильно указал, что договор аренды мог быть заключен только по результатам проведения торгов, так как в соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим
после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Другие доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка, в том числе судами исследовался довод о том, что отношения по поводу аренды земельных участков возникли до вступления в силу Федерального закона N 38-ФЗ, однако суд обоснованно пришел к выводу, что направление Департаментом обществу письма от 27.05.2008 N 5179-04/018 не выражает намерения по заключению договора аренды, а носит лишь информационный характер.

Учитывая изложенное, оснований для отмены судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 16.02.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2009 по делу N А59-6240/2008 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Г.А.Сумина

Судьи:

И.Ю.Шишова

О.Н.Трофимова