Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.08.2009 N Ф03-4139/2009 по делу N А73-72/2009 Подача декларантом как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений, и возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товаров, которые завершаются помещением его под определенный таможенный режим (экспорта), следовательно, сбор подлежит однократной уплате.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 августа 2009 г. N Ф03-4139/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего: Суминой Г.А.

судей: Голикова В.М., Шишовой И.Ю.

при участии

от заявителя: ООО “НТБ Проджект“ - представитель не явился;

от Хабаровской таможни - Еременко А.А., представитель по доверенности от 30.01.2009 N 04-24/8723;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Хабаровской таможни

на решение от 10.03.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009

по делу N А73-72/2009

Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Шапошникова В.А., в суде апелляционной инстанции судьи: Михайлова А.И., Карасев В.Ф., Пескова Т.Д.

по
заявлению общества с ограниченной ответственностью “НТБ Проджект“

к Хабаровской таможне

о признании недействительным решения

Общество с ограниченной ответственностью “НТБ Проджект“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Хабаровской таможни (далее - таможня, таможенный орган), оформленного письмом N 13-22/10367 от 06.10.2008, об отказе в возврате таможенных сборов за таможенное оформление полных периодических таможенных деклараций в сумме 72 000 руб. и обязать таможню возвратить обществу сумму излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 72 000 руб., уплатить обществу проценты за пользование излишне уплаченными платежами в сумме 3 770 руб.

Решением от 10.03.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009, заявленные требования удовлетворены частично: в части признания недействительным решения от 06.10.2008 и обязания возвратить обществу излишне уплаченные платежи в сумме 72 000 руб. требования удовлетворены в полном объеме, а в части обязания уплатить обществу проценты требования удовлетворены в сумме 3 332 руб. из 3 770 заявленных.

Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе таможенного органа, с учетом дополнений от 10.08.2009 N 04-24/9153, поддержанной его представителем в судебном заседании, который просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить в связи с неправильным применением арбитражным судом норм материального права. Заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие факта излишней уплаты таможенных сборов в связи с тем, что таможенные сборы уплачиваются при подаче каждой таможенной декларации, как временной, так и полной, поскольку декларанту оказываются публично-правовые услуги, связанные с таможенным оформлением товаров. Также таможня, ссылаясь на статью 355 Таможенного кодекса РФ, считает, что обществом пропущен 3-х летний срок для подачи заявления о
возврате денежных средств, так как данный срок отсчитывается со дня, следующего за днем перечисления денежных средств на счет таможенного органа.

Общество отзыв на кассационную жалобу не представило; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не принимало.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнения к ней, заслушав представителя таможенного органа, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.

Как следует из материалов дела, общество при вывозе с таможенной территории России в период с 2005 по 2008 годы лесопродукции представило в таможенный орган временные таможенные декларации, уплатив таможенные сборы за таможенное оформление товаров в сумме 86 500 руб.

При подаче полных таможенных деклараций на тот же товар таможенные сборы в сумме 72 000 руб. были начислены таможенным органом и уплачены обществом.

Посчитав, что у общества отсутствовала обязанность по уплате названной суммы, декларант обратился в таможенный орган с заявлением от 18.09.2008 о возврате денежных средств в сумме 72 000 руб. как излишне уплаченных.

Таможня письмом от 06.10.2008 N 13-22/10367 сообщила обществу об отсутствии факта излишней уплаты таможенных платежей.

Общество не согласившись с названными действиями таможни обжаловало их в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемых действий таможенного органа. При этом суд исходил из следующего.

В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 и статьей 63.1 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи,
уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

Согласно пункту 1 статьи 357.6 и подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 Кодекса таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

В силу положений пункта 1 статьи 60 ТК РФ таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (пункт 2 статьи 60 ТК РФ).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

При этом, по смыслу пункта 1 статьи 137 Кодекса, применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в
соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременений и ухудшению положения таких декларантов.

Кроме того, пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ по его буквальному смыслу и расположению в нормативном акте исключает уплату таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании (после представления временной декларации и уплаты сбора), а не предусматривает повторную уплату сбора в том же размере.

В силу изложенного арбитражным судом обеих инстанций сделан правильный вывод о том, что подача декларантом как временной, так и полной таможенной деклараций производится в рамках единого комплекса отношений, и возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются помещением его под определенный таможенный режим (экспорта), следовательно, сбор подлежит однократной уплате.

При рассмотрении настоящего спора судами установлено, что при временном декларировании экспортируемого товара общество уплатило таможенные сборы в надлежащем размере, что не оспаривается таможенным органом.

При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии у общества обязанности повторной уплаты таможенного сбора за таможенное оформление товара при подаче полных таможенных деклараций и о том, что фактически уплаченный при их подаче сбор в сумме 72 000 руб. является излишне уплаченным, следует признать правомерным, основанным на правильном толковании норм права, в связи с чем довод таможенного органа о нарушении судом норм материального права судом кассационной инстанции во внимание не принимается как ошибочный.

Довод заявителя жалобы о том, что, поскольку обществом дважды подавались таможенные декларации: временная и полная в отношении вывозимого товара, то и таможенные сборы за
их оформление также подлежат уплате дважды, также является ошибочным и во внимание судом кассационной инстанции не принимается как противоречащий вышеуказанным нормам права и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, соответственно, в Постановлении от 08.07.2008 N 4574/08 и Определении от 07.11.2008 N 631-0-0, согласно которой подача полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации. В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Ссылка таможенного органа на статью 355 ТК РФ и письмо ФТС от 17.04.2007 N 05-11/14254 о том, что обществом пропущен 3-х летний срок для подачи заявления о возврате денежных средств отклоняется в силу следующего.

Согласно пункту 2 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 2 пункта 1 статьи 319 Таможенного кодекса РФ, а не подпункт 2 пункта 1 статьи 355, который отсутствует в указанном документе.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 355 ТК РФ при перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает при вывозе товаров
- с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Из вышеназванных норм права следует, что 3-х летний срок для возврата излишне уплаченных таможенных платежей начинает течь с момента уплаты таможенных пошлин, а обязанность по уплате таможенных пошлин при вывозе товаров возникает с момента подачи таможенной декларации.

Арбитражным судом обеих инстанций установлено и следует из материалов дела, что заявление о возврате излишне уплаченных таможенных сборов представлено обществом в таможенный орган 18.09.2008, таможенные декларации на вывозимый товар поданы 26.09.2005, 20.09.2005, 27.09.2005, 12.10.2005, следовательно, на момент подачи заявлений в таможенный орган о возврате излишне уплаченных таможенных сборов, 3-х летний срок, установленный пунктом 2 статьи 355 ТК РФ, не истек.

Ссылка таможенного органа на то, что данный срок следует исчислять с 31.08.2008, с даты уплаты авансовых платежей, является неправомерной, так как авансовые платежи, согласно нормам Таможенного кодекса РФ не являются вывозной таможенной пошлиной и носят обезличенный характер и только после подачи полных таможенных деклараций эти платежи будут зачтены в счет уплаты таможенных сборов по конкретным ГТД и за конкретные товары, так как зачет авансовых платежей в счет уплаты таможенных пошлин, налогов может осуществляться на основании заявления или поданной ГТД.

Довод жалобы по поводу исчисления процентов за каждый день нарушения срока возврата, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, оценивался при апелляционном рассмотрении, получил правильную и объективную оценку.

Суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда и постановления суда апелляционной инстанции, правильно применивших нормы материального и процессуального права, и для удовлетворения кассационной жалобы, учитывая, что ее доводы
направлены на переоценку исследованных судами доказательств дела и установленных на их основе обстоятельств, следовательно, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального права РФ такие доводы подлежат отклонению.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 10.03.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009 по делу N А73-72/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья:

Г.А.Сумина

Судьи:

В.М.Голиков

И.Ю.Шишова