Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.08.2009 N Ф03-3719/2009 по делу N А51-10957/2008 Правомерно иск о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг многодетным семьям, удовлетворен за счет средств казны Российской Федерации, так как в спорный период из федерального бюджета денежные средства для реализации льгот, установленных федеральным законодательством, не выделялись.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2009 г. N Ф03-3719/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ

на решение от 24.02.2009,

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009

по делу N А51-10957/2008

Арбитражного суда Приморского края

по иску краевого государственного унитарного предприятия “Примтеплоэнерго“

к администрации муниципального образования г.Арсеньев, Департаменту финансов Приморского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, администрации Приморского края

о взыскании 192 017 руб. 47 коп.

Краевое государственное унитарное предприятие “Примтеплоэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации муниципального образования г.Арсеньев
о взыскании 192 017 руб. 47 коп. расходов, возникших в период с января по июнь 2006 года в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг многодетным семьям.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Приморского края, Департамент финансов Приморского края, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.

До принятия судом решения истец в порядке статьи 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 183 510 руб. 37 коп.

Решением от 24.02.2009 иск удовлетворен путем взыскания 183 510 руб. 37 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 решение оставлено без изменения.

Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждается несение истцом расходов в связи с предоставлением льгот в спорный период, возмещение которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации в силу Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ и норм Бюджетного кодекса РФ.

В кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит решение и постановление апелляционного суда отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что средства на реализацию льгот по коммунальным услугам для многодетных семей должны предусматриваться в составе расходных обязательств бюджета субъекта Российской Федерации. Полагает, что при рассмотрении спора суды неверно применили статьи 7, 84, 85 БК РФ, статьи 3, 26.3 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Отзывы на кассационную жалобу не поступили.

В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представители участвующих в деле лиц, извещенных о
времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.

Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.

Арбитражные суды установили, что 22.06.2005 между Арсеньевским городским округом (заказчик) и КГУП “Примтеплоэнерго“ (исполнитель) заключен муниципальный контракт N 2К2 на обеспечение населения муниципального образования услугами теплоснабжения.

На основании данного контракта истец с января по июнь 2006 года оказывал услуги по теплоснабжению гражданам, проживающим на территории Арсеньевского городского округа, и предоставлял 30% скидку в оплате оказанных услуг многодетным семьям в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

Размер невозмещенных истцу расходов, связанных с предоставлением этой льготы, составил 183 510 руб. 37 коп.

Данные факты установлены судами на основе оцененных в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательств по делу, в том числе списков получателей льгот.

Подпункт б пункта 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ предусматривает предоставление многодетным семьям скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

В пункте 3 данного Указа Министерству финансов РФ поручено совместно с Министерством социальной защиты населения РФ в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Письмо Минфина РФ N 51 издано 29.06.1992, а не 26.06.1992.

В соответствии с пунктом 2 совместного письма Министерства финансов РФ от 26.06.1992 N 51 и Министерства социальной защиты населения РФ от 29.06.1992 N 1-2359-18 “О финансировании мероприятий по
социальной защите многодетных семей“ предоставление многодетным семьям скидок по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией производится за счет местных бюджетов.

Решением Верховного Суда РФ от 26.03.03 N ГКПИ03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим. В дальнейшем порядок финансирования расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям установленных льгот не определен.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным судом РФ в определении от 09.04.02 N 68-О, до урегулирования федеральным законом правоотношений, схожих с рассматриваемыми, распределение расходов между бюджетами всех уровней должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Поскольку суды установили факт невыделения в спорный период из федерального бюджета Приморскому краю финансовых средств на осуществление государственных полномочий по предоставлению льгот многодетным семьям, требования истца правомерно удовлетворены за счет средств казны Российской Федерации.

Довод Министерства финансов РФ о том, что спорные расходы относятся на субъект РФ в силу статей 84, 85 БК РФ и статей 3, 26.3 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, кассационной инстанцией отклоняется. Данные нормы права не предусматривают положений, позволяющих возложить на субъект РФ обязанности по финансированию льгот, установленных федеральным законодательством.

Нормы материального и процессуального права применены судебными инстанциями правильно, в связи с чем решение и постановление апелляционного суда не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 24.02.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 по делу N А51-10957/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.