Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.06.2009 N Ф03-2869/2009 по делу N А04-208/2008 Пропуск таможенным органом десятидневного срока направления требования об уплате таможенных платежей при соблюдении им трехлетнего (пресекательного) срока, не может служить самостоятельным правовым основанием для признания оспариваемого требования незаконным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июня 2009 г. N Ф03-2869/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Торговый дом СТК“

на решение от 17.12.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009

по делу N А04-208/2008

Арбитражного суда Амурской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Торговый дом СТК“

к Благовещенской таможне

о признании незаконным требования от 26.12.2007 N 102

Общество с ограниченной ответственностью “Торговый дом СТК“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным требования Благовещенской таможни (далее - таможня)
от 26.12.2007 N 102 об уплате таможенных платежей в сумме 235308 руб. 84 коп.

Решением суда от 17.12.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что выставление оспариваемого требования с нарушением десятидневного срока, установленного пунктом 3 статьи 350 Таможенного кодекса Российской Федерации, не является основанием для признания его незаконным, поскольку указанный срок не является пресекательным. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что таможенным органом не допущено нарушение порядка начисления пеней, поскольку начисление пени, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных платежей, по день выставления требования включительно, соответствует требованиям статьи 349 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, и предлагает принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, пропуск таможенным органом срока для направления требования об уплате таможенных платежей влечет признание его недействительным. Кроме того, заявитель жалобы указал на неверное определение размера пени ввиду неправильно произведенного расчета.

Таможней в отзыве на кассационную жалобу и его представителем в судебном заседании предложено оставить судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.

Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия своего представителя в судебном заседании кассационной инстанции не обеспечило.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя таможенного органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как
установлено судом и следует из материалов дела, во исполнение внешнеторгового контракта N HH070508 от 08.05.2007, заключенного между Хэйхэской компанией с ОО “Лиюаньда“ по продаже автомобилей (Китай) и обществом, в адрес последнего в мае 2007 поступил товар - грузовые автомобили (тягачи седельные), новые, 2007 года выпуска в количестве 2 шт., о чем общество подало в Благовещенскую таможню ГТД N 10704050/300507/П003326.

Ввезенные товары классифицированы обществом по коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности России 8701 20 1012 со ставкой таможенной пошлины 5%.

В целях подтверждения сведений о том, что ввезенные транспортные средства соответствуют 2 экологическому классу, а также о содержании вредных веществ в выхлопных газах, общество предоставило сертификат соответствия N C-CN.AE30A.06494, выданный ООО “Находкинский центр сертификации“ и заключение филиала ФГУ “ЦЛАТИ по ДВФО“ “ЦЛАТИ по Амурской области“ (протокол испытаний N 287д от 29.05.2007), свидетельства регистрации транспортных средств КНР с переводом.

На основании решения начальника таможни от 09.10.2007 N 25-13/7040 таможенным органом проведена специальная таможенная ревизия, в ходе которой установлено, что сведения о величине заявленных декларантом выбросов вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств не подтверждены документально. По результатам проведенной ревизии таможенным органом 18.12.2007 составлен акт N 10704000/181207/00017.

27.11.2007 вынесено решение о классификации товара в соответствии ТН ВЭД России N 10704000-22-15/71, в соответствии с которым ввезенные транспортные средства классифицированы по коду ТН ВЭД России 8701 20 1019 (ставка таможенной пошлины 15%).

В связи с увеличением ввозной таможенной пошлины на основании указанного решения таможня 26.12.2007 выставила требование N 102 об уплате таможенных платежей в сумме 251854 руб. 97 коп., из которых 199414 руб. 27 коп. составляют ввозную таможенную пошлину и 35894
руб. 57 коп. - налог на добавленную стоимость. Кроме этого требованием начислены пени в сумме 16546 руб. 13 коп.

Не согласившись с указанным требованием об уплате таможенных платежей, общество оспорило его в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого ненормативного акта.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 348 Таможенного кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном главой 32 настоящего кодекса.

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей (статья 350 Таможенного кодекса РФ), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 352 Таможенного кодекса РФ.

Как указано в пункте 1 статьи 350 Таможенного кодекса РФ, требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты.

Согласно пункту 3 статьи 350 Таможенного кодекса РФ требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.

Пунктом 4 статьи 350 Таможенного кодекса РФ предусмотрено установление в требовании об уплате таможенных платежей срока его исполнения. При неисполнении требования в указанные сроки таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей в соответствии с пунктом 6
статьи 350 Таможенного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 348 Таможенного кодекса РФ принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Из содержания приведенных норм следует, что несоблюдение срока, установленного в пункте 3 статьи 350 Таможенного кодекса РФ, не влечет за собой незаконность требования, а подразумевает утрату таможенным органом права на бесспорное взыскание таможенных пошлин, налогов. В этом случае таможенный орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика сумм таможенных платежей.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, таможня направила оспариваемое требование об уплате таможенных платежей по истечении 10-дневного срока, установленного статьей 350 Таможенного кодекса РФ.

Учитывая, что пропуск таможенным органом десятидневного срока направления требования об уплате таможенных платежей, не является пресекательным при соблюдении им трехлетнего (пресекательного) срока, не может служить самостоятельным правовым основанием для признания оспариваемого требования незаконным, арбитражные суды пришли к выводу о том, что требование таможенного органа соответствует положениям статьи 350 Таможенного кодекса РФ и не нарушает прав и законных интересов общества. Данный вывод не противоречит материалам дела и является правильным.

Довод кассационной жалобы о нарушении таможенным органом при расчете пени требований статьи 349 Таможенного кодекса РФ был предметом рассмотрения судом первой инстанции и получил правильную правовую оценку.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы
материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого по делу судебного акта.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 17.12.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А04-208/2008 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.