Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2009 N Ф03-2696/2009 по делу N А51-11230/2008 Правомерно отказано в иске о взыскании суммы долга за отпущенную электроэнергию, поскольку истец признан судом потребителем спорного объема электроэнергии ввиду наличия в его ведении энергетических сетей и технических устройств и отсутствия у этих объектов статуса муниципальной собственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 2009 г. N Ф03-2696/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального бюджетного учреждения “Исправительная колония N 33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю“

на решение от 25.11.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009

по делу N А51-11230/2008

Арбитражного суда Приморского края

по иску федерального бюджетного учреждения “Исправительная колония N 33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю“

к администрации Спасского муниципального района

о взыскании 109 635 руб. 07 коп.

Федеральное бюджетное учреждение “Исправительная колония N 33“ ГУФСИН
России по Приморскому краю (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Спасского муниципального района (далее - администрация района) о взыскании основного долга за отпущенную электроэнергию в период с 01 июля 2007 года по 31 марта 2008 года на жилые дома, расположенные по адресу: Спасский район, ст. Старый Ключ, ул. Раздольная, 1 - 3 и переданные в муниципальную собственность (далее - жилые дома).

Решением суда от 25.11.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009, в иске отказано со ссылками на статью 539 ГК РФ ввиду подачи электроэнергии учреждению (исполнителю услуг) по договорам энергоснабжения, заключенным в 2007, 2008 годах с гарантирующим поставщиком, а также ввиду предъявления иска к ненадлежащему ответчику.

Истец заявил жалобу, мотивированную статьей 210 ГК РФ, поскольку администрация района как орган исполнительной власти местного самоуправления должна нести бремя содержания муниципального имущества (жилых домов), включая внутридомовое потребление электрической энергии.

Отзыв на жалобу не поступил.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного разбирательства (ст. 156 АПК РФ).

При проверке законности обжалуемых судебных актов с учетом доводов заявителя судом кассационной инстанции установлено, что предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для их отмены отсутствуют в связи со следующим.

Спор возник в связи с уплатой учреждением гарантирующему поставщику (ОАО “ДЭК“) 109 635 руб. 07 коп. за электроэнергию, поданную в жилые дома в период с 01.07.2007 по 31.03.2008.

Основанием предъявления иска к администрации района в исковом заявлении указаны статьи 539, 544 ГК РФ и передача данных объектов в 2006 году в муниципальную собственность, поскольку их энергоснабжение осуществлялось истцом
в рамках договоров, заключенных с гарантирующим поставщиком.

При рассмотрении спора суды установили, что подача электроэнергии в жилые дома осуществлялась через электрические сети и технические устройства, находящиеся на балансе учреждения. Данное обстоятельство, а также факты наличия у истца в спорном периоде договорных правоотношений с гарантирующим поставщиком электроэнергии судами установлены на основании контракта от 01.01.2007 N 1007/22 и договора от 22.01.2008 N С 1007/5.

Разрешая спор, суды руководствовались статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 35-ФЗ “Об энергетике“ и статьей 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, согласно которым электрическую и тепловую энергию оплачивают потребители, потребляющие и пользующиеся электрической и тепловой энергией для собственных и (или) производственных нужд.

На основании пункта 1 статьи 539 ГК РФ суды признали истца потребителем спорного объема электрической энергии ввиду наличия в его ведении энергетических сетей и технических устройств и отсутствия у этих объектов статуса муниципальной собственности.

С учетом изложенного судом кассационной инстанции отклонены доводы заявителя о том, что администрация района как собственник муниципального жилого фонда и надлежащий ответчик обязаны возместить его расходы на энергоснабжение домов, так как данные доводы заявлялись в судах первой и апелляционной инстанций и признаны противоречащими нормам права, регулирующим энергоснабжение.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 25.11.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А51-11230/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.