Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.04.2009 N Ф03-1165/2009 по делу N А51-10125/2008 Является незаконным решение таможни о корректировке таможенной стоимости задекларированных товаров, если им не доказаны обстоятельства, препятствующие применению декларантом первого метода определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 апреля 2009 г. N Ф03-1165/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни

на решение от 20.11.2008

по делу N А51-10125/2008

Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Куусакоски-Сибирь“



к Владивостокской таможне

о признании незаконным решения по таможенной стоимости товаров

Общество с ограниченной ответственностью “Куусакоски-Сибирь“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган) по таможенной стоимости товаров, задекларированных по грузовой таможенной декларации N 10702030/040508/0015208 (далее - ГТД N 15208).

Решением суда от 20.11.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что таможенный орган не доказал наличие обстоятельств, препятствующих применению декларантом первого метода определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым решением, таможня подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт в связи с нарушением судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, документы и сведения, использованные обществом при заявлении таможенной стоимости экспортированных товаров, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной достоверной информации. Кроме того, поскольку декларант не исполнил возложенную на него обязанность по предоставлению дополнительных документов, следовательно, таможенный орган правомерно скорректировал таможенную стоимость товара на основе ценовой информации, имеющейся в его распоряжении.

Общество в отзыве на кассационную жалобу возражает против отмены решения суда, считает его соответствующим нормам таможенного законодательства. Доводы, изложенные в отзыве, поддержаны представителем общества в судебном заседании.

Таможенный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном разбирательстве по делу не принимал.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, согласно контракту от 09.01.2008 N 1, заключенному между акционерным обществом “Куусакоски Ою“ и обществом, последнее вывезло с территории Российской Федерации товарную партию, состоящую из отходов и лома легированной коррозионностойкой стали. Данный товар задекларирован по ГТД N 15208 в таможенном режиме экспорта, при таможенном оформлении которого общество определило его таможенную стоимость по первому методу - “по стоимости сделки с вывозимыми товарами“.



В подтверждение заявленной таможенной стоимости к таможенному оформлению декларант вместе с ГТД представил пакет документов, в том числе: контракт от 09.01.2008 N 1, приложение к нему от 09.04.2008 N 104, инвойс от 09.04.2008 N 6, коносамент N CNLCBGL42103, банковские документы.

В связи с возникшими у таможенного органа сомнениями в достаточности и достоверности предоставленных документов и сведений в адрес общества направлен запрос от 10.05.2008 о предоставлении дополнительных документов в срок до 17.06.2008, во исполнение которого общество представило в таможню имеющиеся у него документы.

По результатам проведенного анализа всех представленных обществом документов и сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости, ввиду отказа декларанта от уточнения заявленной стоимости и определения ее другим методом, таможенным органом 08.09.2008 принято окончательное решение по таможенной стоимости товара, определенной по шестому методу таможенной оценки на базе третьего с учетом сведений, имеющихся в распоряжении таможенного органа, оформленное путем проставления отметки “ТС принята“ в разделе “для отметок таможенного органа“ в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2 и дополнительным листом к ДТС-2.

Не согласившись с названным решением таможни, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который при рассмотрении возникшего спора пришел к обоснованному выводу об отсутствии у таможенного органа законных оснований для корректировки таможенной стоимости спорного товара.

Доводы жалобы подлежат отклонению как несостоятельные.

В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ (далее - Закон N 5003-1) порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение названной нормы Закона N 5003-1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 “О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации“ утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее - Правила).

Основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых товаров являются те же принципы, которые установлены Законом N 5003-1 для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (пункт 7 настоящих Правил).

В соответствии с пунктом 8 Правил первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения, с учетом установленного пунктом 10 настоящих Правил исчерпывающего перечня ограничений по применению цены сделки с вывозимыми товарами при определении их таможенной стоимости.

Ни один из признаков, относящихся к перечню ограничений по применению цены сделки с вывозимыми товарами, таможней не выявлен и в обоснование корректировки таможенной стоимости не приведен. Следовательно, выводы суда об отсутствии соответствующих ограничений для применения метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами являются законными, основанными на подлежащих применению нормах таможенного законодательства.

По смыслу статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. В связи с этим таможня обязана опровергнуть при необходимости сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной им в таможенных целях. Декларант же не обязан, а вправе доказать достоверность сведений (пункт 4 статьи 323 ТК РФ).

Предусмотренные в статье 367 ТК РФ полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

Таможенный орган в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, как это разъяснено пунктами 2, 3, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров“.

Корректировку таможенной стоимости задекларированных обществом товаров таможенный орган произвел исходя из имеющейся в распоряжении таможни информации о товарах применительно к ГТД N 10716050/260108/0000767.

Достоверность ценовой информации, использованной для определения таможенной стоимости по шестому методу на базе третьего, не подтверждена таможней в порядке, установленном как нормами таможенного, так и арбитражного процессуального законодательства.

Как установлено арбитражным судом, в ходе таможенного оформления вывозимых товаров по спорной ГТД общество представило в таможню необходимый комплект документов, предусмотренных статьей 131 ТК РФ. При этом таможня не опровергла достоверность содержащихся в этих документах сведений и не установила зависимость цены сделки от имеющих правовое значение условий (пункт 10 Правил).

Кроме того, приводимые в дополнительном листе к ДТС-2 сведения о ценовой информации относительно определения таможенной стоимости методом по стоимости сделки с однородными товарами, не могут быть признаны достоверными доказательствами обоснованности применения данного метода, поскольку из корректировки таможенной стоимости не усматривается, соблюдено ли таможней правило, закрепленное пунктами 3, 4 статьи 21 Закона N 5003-1, согласно которым, если выявлено наличие более одной стоимости сделки с однородными товарами для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров, применяется самая низкая из них. Из решения о корректировке таможенной стоимости не усматривается, применялись ли меры для установления каких-либо иных источников по стоимости однородных товаров в целях выполнения таможней названных правовых норм. Таким образом, таможней не учтено, что принятая ею по резервному методу на базе третьего таможенная стоимость экспортированного товара по источнику ценовой информации ГТД N 10716050/260108/0000767 могла быть применима в случае, если сведения о товарах, перемещенных другими лицами, включали факторы, в том числе по количеству товаров и их цене, влияющие на цену сделки, поэтому использованная информация с достоверностью не может подтвердить предложенную таможенным органом стоимость товара.

Не принимаются во внимание утверждения таможни о взаимосвязи покупателя и продавца, поскольку в ходе проверки правильности определения таможенной стоимости перемещенных товаров таможня не установила зависимость цены сделки от имеющих правовое значение ее условий. Декларант имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки, что прямо вытекает из содержания пункта 11 Правил.

Между тем, как основание для отказа в принятии предложенного обществом основного метода таможенной стоимости вывезенных товаров названная выше причина таможней не приводилась, в связи с чем общество было лишено возможности воспользоваться своими правами в целях опровержения приводимых таможней доводов о наличии взаимосвязи.

Доводы жалобы фактически направлены на установление иных обстоятельств дела и их оценку, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не учитываются судом кассационной инстанции.

Таким образом, следует признать, что выводы арбитражного суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого решения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 20.11.2008 по делу N А51-10125/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.