Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.03.2009 N Ф03-387/2009 по делу N А51-3816/2008 Обязанность общества по уплате таможенных пошлин возникает только после отмены действия режима временного ввоза судна, в связи с чем сумма пени рассчитывается лишь со дня просрочки сроков уплаты таможенных платежей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 марта 2009 г. N Ф03-387/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008

по делу N А51-3816/2008

Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Владивостокской таможни

к обществу с ограниченной ответственностью “Транс Марин Сервис“

об оспаривании требования об уплате таможенных платежей

Общество с ограниченной ответственностью “Транс Марин Сервис“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточнив заявленные требования, о признании недействительным требования Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 07.02.2008 N 78
в части уплаты пени в сумме 163 066,88 руб.

Решением суда от 25.08.2008 признано недействительным требование таможни от 07.02.2008 N 78 в части уплаты пени в сумме 163 066,88 руб. в связи с его несоответствием Таможенному кодексу РФ. В остальной части производство по делу прекращено, в связи с отказом от заявленных требований. Суд пришел к выводу об отсутствии вины общества в несвоевременной уплате таможенных платежей, в связи с чем начисление пени признано неправомерным.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 решение суда от 25.08.2008 изменено. Признано недействительным требование Владивостокской таможни от 07.02.2008 N 78 в части уплаты пени в сумме 155 116,28 руб., в связи с его несоответствием Таможенному кодексу Российской Федерации, в части уплаты пени в сумме 7 950,60 руб. отказано. Удовлетворяя заявленные требования, суд посчитал, что подлежит уплате пеня, начисленная только после отмены действия режима временного ввоза, то есть принятие решения Дальневосточным таможенным управлением (далее - ДВТУ).

Законность принятого судебного акта проверяется по кассационной жалобе таможенного органа, который просит его отменить в связи с тем, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, данный спор не подведомственен арбитражному суду, так как требование об уплате таможенных платежей не является ненормативным правовым актом. Так же таможня указывает на то, что выводы арбитражного суда ошибочны в отношении расценки пени как штрафа, в связи с чем полагает, что пеня за весь указанный период начислена правомерно.

Общество в отзыве на жалобу и его
представитель в судебном заседании просят оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения как соответствующее действующему законодательству, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.

Как следует из материалов дела, в августе 2005 года общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации судно “Тюмень“, заявив его к таможенному оформлению в таможне в качестве товара по ГТД N 10702020/290805/0003733 в таможенном режиме временный ввоз с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Срок временного ввоза товара был установлен таможенным органом до 30.08.2006.

10.11.2005 общество подало в таможенный орган заявление б/н (вх. N 22817 от 10.11.2005) о приостановлении до 01.07.2006 действия режима временного ввоза, заявленного в отношении сухогруза “Тюмень“. Данное транспортное средство было перемещено за пределы таможенной территории Российской Федерации по генеральной декларации б/н от 10.11.2005.

Таможня письмом от 06.12.2005 N 25-28/32049 направила обществу решение о разрешении приостановления таможенного режима временного ввоза, заявленного в отношении сухогруза “Тюмень“ по ГТД N 10702020/290805/0003733, с 10.11.2005 по 01.07.2006. Действие таможенного режима временного ввоза возобновлено с 11.06.2006.

14.06.2006 в таможенный орган поступило обращение общества N 17636 от 14.06.2006 о продлении срока временного ввоза товара до 29.08.2007. По результатам его рассмотрения таможня письмом от 19.06.2006 N 21-47/16135 направила заявителю решение о продлении срока временного ввоза до 29.08.2007.

Общество 20.10.2006 вновь обратилось в таможню с заявлением (вх. N 35692 от 20.10.2006) о приостановлении до 01.08.2007 действия режима временного ввоза, заявленного в
отношении сухогруза теплохода “Тюмень“, в связи с помещением вышеуказанного судна под режим временного ввоза по генеральной декларации б/н от 23.10.2006. Письмом таможенного органа от 01.11.2006 N 21-47/30624 заявителю направлено решение о разрешении приостановлении действия таможенного режима временного ввоза с 23.10.2006 по 01.08.2007. Действие таможенного режима временного ввоза возобновлено с 26.06.2007.

В связи с поступлением в таможню обращения общества б/н от 26.07.2007 (вх. N 24211 от 26.07.2007) о продлении действия таможенного режима временного ввоза товара - сухогруз “Тюмень“ до 29.08.2008, таможенным органом направлено решение о разрешении продления срока временного ввоза товара до 27.10.2007 (письмо таможни N 19-51/24513 от 01.08.2007).

Решением Дальневосточного таможенного управления от 11.01.2008 N 10700000/110108/1, принятым в порядке ведомственного контроля, признаны неправомерными и отменены решения таможни о приостановлении действия таможенного режима временного ввоза, заявленного в отношении спорного товара - сухогруз “Тюмень“ от 06.12.2005 N 25-28/32049, от 01.11.2006 N 21-47/30624 и о продлении срока временного ввоза товара - сухогруз “Тюмень“ от 01.08.2007 N 19-51/24513.

Общество оспорило указанное решение Дальневосточного таможенного управления в арбитражном суде. Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.05.2008 по делу N А51-3815/200829-110, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления обществу было отказано.

Во исполнение решения Дальневосточного таможенного управления таможня произвела расчет подлежащих уплате таможенных платежей, а также пени за период с 30.08.2005 по 07.02.2008 в сумме 163 066,88 руб. и 07.02.2008 выставила требование N 78 об их уплате.

Не согласившись с требованием об уплате таможенных платежей от 07.02.2008 N 78 в части начисления пени в сумме 163 066, 88 руб., посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и интересы общества
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обжаловало его в арбитражный суд. Таможенные платежи и пошлина, начисленные обществу, им уплачены, в связи с чем заявлено уточнение требований.

Изменяя решение суда и частично удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что задолженность у общества по уплате таможенных платежей возникла с момента принятия решения ДВТУ N 10700000/110108/2, то есть с 11.01.2008, и сумма пени в таком случае составляет 7 950,60 руб.

Выводы суда являются обоснованными.

Согласно статье 209 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) под временным ввозом понимается таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 214 ТК РФ действие таможенного режима временного ввоза приостанавливается по просьбе лица, получившего разрешение на временный ввоз, при помещении временно ввезенных товаров, в отношении которых применялось частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения. После окончания срока приостановления действие таможенного режима временного ввоза возобновляется.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 319 ТК РФ обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента пересечения таможенной границы.

Согласно пункту 1 статьи 329 ТК РФ при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в
месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

Согласно пункту 1 статьи 349 ТК РФ при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке) уплачиваются пени.

За исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 - 5 настоящей статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов (недоимки). Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки (пункт 2 статьи 349 ТК РФ).

Как указано в пункте 4 статьи 348 ТК РФ, до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей (статья 350), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 352 настоящего Кодекса.

Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты. Требование об уплате таможенных платежей должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом,
сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных платежей и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком, и об основаниях выставления требования. Форма требования об уплате таможенных платежей устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (пункты 1 и 2 статьи 350 ТК РФ).

В соответствии с оспариваемым требованием об уплате таможенных платежей от 07.02.2008 N 78 пеня подлежит уплате с 30.08.2005 по 07.02.2008 в размере 163 066,88 руб.

Арбитражным судом установлено, что неуплата таможенных пошлин, налогов произошла вследствие отмены ДВТУ решений Владивостокской таможни о приостановлении действий таможенного режима временного ввоза, заявленного в отношении товара - сухогруз “Тюмень“, и о продлении срока временного ввоза этого товара, то есть с 11.01.2008, так как до этого времени действовал режим временного ввоза, предусматривающий частичное освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. В связи с изменением таможенного режима у общества возникла обязанность по уплате таможенных платежей, в связи с чем пени начисляются лишь за период с 11.01.2008 по 07.02.2008 включительно. Сумма пени в таком случае должна составить 7 950,60 руб.

С данным выводом суда следует согласиться, так как до принятия решения Дальневосточным таможенным управлением от 11.01.2008 общество правомерно не уплачивало таможенные платежи, что соответствует действующему таможенному законодательству, и только после отмены решений таможни для общества изменился таможенный режим, а следовательно возникла обязанность уплатить таможенные платежи. Так как обязанность уплатить налог возникла с 11.01.2008, а фактически налоги уплачены только 07.02.2008, суд обоснованно посчитал правомерным начисление пени только за указанные период. Исходя из вышеизложенного, недоимка по уплате таможенных пошлин, налогов возникла
в связи с решением Дальневосточного таможенного управления, изменившего таможенный режим ввезенного товара, следовательно, начисление пени не может быть признано правомерным за весь указанный таможней в оспариваемом требовании период.

Таким образом, вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что таможня безосновательно начислила обществу пеню в размере 155 116,28 руб., является обоснованным.

Довод кассационной жалобы о том, что данный спор не подведомственен арбитражному суду, так как требование об уплате таможенных платежей не является ненормативным правовым актом, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, при рассмотрении в суде апелляционной инстанции, получил правильную и объективную оценку, в соответствии с которой требование таможенного органа обладает всеми признаками ненормативного акта, оспаривание которого предусмотрено действующим Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Утверждение, таможенного органа о том, что вывод арбитражного суда является ошибочным в отношении оценки пени как меры ответственности, заслуживает внимания, однако данный вывод не привел к принятию неправильного решения по существу заявленных требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В пункте 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 “О федеральных органах налоговой полиции“ выражена правовая позиция, в соответствии с которой неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по
налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика - юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона. Следовательно, пеня - является дополнительным платежом, а не мерой ответственности, поэтому отсутствует необходимость установления вины общества в несвоевременной уплате таможенных платежей и налогов.

Исходя из вышеизложенного, по доводам кассационной жалобы, оснований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих отмену судебного акта и принятия нового судебного акта, кассационная инстанция не усматривает, поэтому постановление арбитражного суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 по делу N А51-3816/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.