Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.12.2009 по делу N А51-16022/2009 Если декларантом заявленная таможенная стоимость “по стоимости сделки с ввозимыми товарами“ подтверждена документально с использованием количественно определенных и достоверных данных, у таможенного органа отсутствуют основания для корректировки таможенной стоимости товара при отсутствии доказательств наличия обстоятельств, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 декабря 2009 г. по делу N А51-16022/2009

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края

рассмотрел в судебном заседании 07.12.09 дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “ПФ Альянс“

к Владивостокской таможне

об оспаривании решений,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “ПФ Альянс“ (далее -заявитель, общество, декларант“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Владивостокской таможни (далее по тексту - таможенный орган, таможня) от 02.09.2009 о невозможности использования выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами, оформленного путем проставления отметки “Таможенная стоимость подлежит корректировке“ в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-1 по грузовой таможенной декларации (далее -
ГТД) N 10702030/240809/0022514, и решения Владивостокской таможни от 02.09.2009 о принятии таможенной стоимости товаров, заявленных в ГТД N 10702030/240809/0022514, оформленного проставлением отметки “Таможенная стоимость принята“ в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2 (с учетом уточнения требований в судебном заседании 11.11.09, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Общество в судебном заседании заявленные требования поддержало, указав, что таможенным органом неправомерно применен шестой “резервный“ метод таможенной оценки ввезенного товара. Полагает, что для подтверждения заявленной таможенной стоимости, определенной по первому методу таможенной оценки “по стоимости сделки с ввозимыми товарами“, ответчику были представлены все необходимые документы, соответственно им в полном объеме выполнена обязанность по ее подтверждению.

Заявитель указывает, что необоснованное увеличение таможенной стоимости, являющейся налоговой базой для целей исчисления пошлин, налогов (статья 322 Таможенного кодекса Российской Федерации), увеличивает размер подлежащих уплате таможенных платежей, что нарушает его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности.

Дополнительно пояснило, что дополнительный лист к ДТС-1, в котором бы содержались мотивы невозможности использования первого метода таможенной оценки по стоимости сделки, таможенным органом не оформлялся.

Владивостокская таможня заявление отклонила, представила отзыв на заявление, указала, что решение о корректировке таможенной стоимости было принято Обществом самостоятельно, т.к. ДТС-2 с указанием 6 метода было заполнено и подано в таможню непосредственно Обществом “ПФ Альянс“.

Изложенные обстоятельства, по мнению таможни, свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

Из материалов дела судом установлено, что в августе 2009 года во исполнение внешнеторгового контракта от 10.07.2009 N SYET/PF028, заключенного между ООО “ПФ Альянс“ (Россия) и компанией “SUIFENHE YIHENG ECONOMIC AND TRADE Co., LTD“ (Китай), на таможенную территорию России был
ввезен товар - футляры для ДВД дисков без трея одинарные стоимостью 16000 долл. США.

В целях его таможенного оформления заявитель подал в таможню ГТД N 10702030/240809/0022514, определив таможенную стоимость товара по первому методу таможенной оценки “по стоимости сделки с ввозимыми товарами“ в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе“ (графа 45 ГТД).

Посчитав, что представленных заявителем документов ввиду неполноты содержащихся в них сведений недостаточно для определения таможенной стоимости ввезенного товара по этому методу, таможня 24.08.2009 вручила декларанту запрос о предоставлении дополнительных документов.

02.09.2009 Общество представило требуемые документы, которыми оно располагало.

По результатам контроля таможенной стоимости ввезенного товара Владивостокская таможня посчитала, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, таможня приняла решение от 02.09.09 (отметка в ДТС-1 “ТС подлежит корректировке“) о невозможности использования первого метода определения таможенной стоимости.

Во исполнение требования таможни декларант определил таможенную стоимость товара по шестому “резервному“ методу таможенной оценки путем заполнения и подачи декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2.

Согласившись с откорректированной таможенной стоимостью, таможня 02.09.2009 приняла решение о ее принятии, оформленное отметкой “ТС принята“ в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемых решений, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5001-1 “О таможенном тарифе“ таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии
со статьей 19.1 настоящего Закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе“ определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из методов определения таможенной стоимости товаров.

Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (пункт 3 статьи 12 Закона “О таможенном тарифе“).

При этом таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров лишь в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа (пункт 7 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки, которая в данном случае и использована декларантом при определении таможенной стоимости (абзац 1 пункта 2 статьи 12 указанного Закона).

Основания невозможности применения основного метода таможенной оценки перечислены в пункте 2 статьи 19 указанного Закона. Доказательства наличия предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Закона оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров, в материалах дела отсутствуют.

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров“, под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами
следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

Исследовав пакет документов, представленных заявителем в подтверждение правомерности определения таможенной стоимости по первому методу, суд считает, что Общество представило все необходимые документы, поименованные в Перечне документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденном Приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536, и выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты.

Доказательств несоблюдения декларантом установленного пунктом 2 статьи 323 ТК РФ условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенный орган не представил.

Таким образом, пакет документов, представленный декларантом при таможенном оформлении спорной товарной партии, надлежащим образом подтверждал таможенную стоимость, определенную на основании первого метода таможенной оценки (декларация таможенной стоимости по форме ДТС-1).

Кроме того, как следует из Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденных приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399, дополнительный лист к ДТС-1 является частью решения о необходимости корректировки таможенной стоимости (ТС подлежит корректировке), в котором отражаются мотивы невозможности использования первого метода таможенной оценки.

В свою очередь из материалов дела усматривается, что дополнительный лист к ДТС-1 ответчиком оформлен не был, ни декларанту, ни суду не представлен. Соответственно решение ответчика о невозможности использования первого метода таможенной оценки и необходимости ее корректировки, является немотивированным.

Указание таможни на отличие уровня заявленной декларантом таможенной стоимости, от ценовой информации, имеющейся
в таможенном органе, судом не принимается, т.к. исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.

При использовании такого основания для отказа от применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, как зависимость продажи и цены от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено, под такими условиями следует понимать условия сделки, по цене которой заявляется стоимость, либо иные условия, оказывающие влияние на цену товара по этой сделке.

В этом смысле различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий.

Предусмотренные в статье 367 Таможенного кодекса Российской Федерации полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров. Аналогичному толкованию подлежат и положения статьи 323 ТК РФ.

Таким образом, обязанность декларанта представлять по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии
признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможенный орган обязан доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 2, 3, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров“).

В подтверждение правильности определения таможенной стоимости товара по цене сделки декларант представил в таможенный орган соответствующие контракт, транспортные и бухгалтерские и иные документы. При этом цена вывозимого товара указана без каких-либо условий, является фиксированной. Доказательств недостоверности указанных документов либо заявленных в них сведений таможней не представлено.

Соответственно декларант изначально представил в таможню все необходимые документы, для подтверждения первого метода таможенной оценки. Соответственно у Владивостокской таможни отсутствовали правовые основания для принятия решения от 02.09.09 о невозможности использования выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами, и решения от 02.09.2009 о принятии таможенной стоимости товаров, заявленных в ГТД N 10702030/240809/0022514.

Оспариваемые решения повлекли за собой увеличение размера таможенных платежей, исчисляемых в соответствии с таможенной стоимостью товаров, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере внешнеэкономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие), в том числе государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201
АПК РФ).

При таких обстоятельствах суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Судебные расходы в виде государственной пошлины по заявлению в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным решение Владивостокской таможни от 02.09.09 о невозможности использования выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами, оформленное путем проставления отметки “Таможенная стоимость подлежит корректировке“ в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-1 по грузовой таможенной декларации N 10702030/240809/0022514, в связи с его несоответствием Таможенному кодексу Российской Федерации, Закону Российской Федерации “О таможенном тарифе“.

Признать незаконным решение Владивостокской таможни от 02.09.2009 о принятии таможенной стоимости товаров, заявленных в ГТД N 10702030/240809/0022514, оформленное проставлением отметки “Таможенная стоимость принята“ в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2, в связи с его несоответствием Таможенному кодексу Российской Федерации, Закону Российской Федерации “О таможенном тарифе“.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Владивостокской таможни, расположенной по адресу г. Владивосток, ул. Посьетская, 21А, в пользу общества с ограниченной ответственностью “ПФ Альянс“ 4000 (четыре тысячи) рублей государственной пошлины по заявлению.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.