Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.01.2009 N Ф03-6162/2008 по делу N А51-6475/200820-197 Неизвещение общества о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, а также нарушение срока, установленного пунктом 2 статьи 101 НК РФ для вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки, являются основаниями для признания недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 января 2009 г. N Ф03-6162/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 19 января 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока

на решение от 02.09.2008

по делу N А51-6475/200820-197

Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Дальневосточной общественной организации “Физкультурно-спортивное общество “Энергия“

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока

о признании недействительным решения от 14.03.2008 N 16194/06-1188

Дальневосточная общественная организация “Физкультурно-спортивное общество “Энергия“ (далее - организация, спортивное общество) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока
(далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 14.03.2008 N 16194/06-1188.

Решением суда от 02.09.2008 требования заявителя удовлетворены, решение налогового органа признано недействительным, поскольку налоговым органом допущено нарушение процедуры привлечения организации к налоговой ответственности.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым по делу судебным решением, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению налогового органа, поддержанному его представителем в заседании суда кассационной инстанции, срок вынесения спорного решения инспекцией не нарушен, а права налогоплательщика не ущемлены. Кроме того, налоговым органом предприняты все необходимые меры для извещения организации о дате и времени рассмотрения материалов проверки.

Спортивное общество в отзыве на кассационную жалобу инспекции против отмены принятого судебного акта возражает, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Организация в судебное заседание не явилась, заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя налогового органа, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, инспекцией проведена камеральная проверка представленной спортивным обществом 13.09.2007 первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июль 2007 года, в ходе которой установлено, что декларация подана с нарушением сроков, установленных пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), что отражено в акте от 27.12.2007 N 1963/06/204.

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки инспекция решением от 14.03.2008
N 16194/06-1188 привлекла организацию к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ, за несвоевременное представление налоговой декларации по НДС за июль 2007 года в виде штрафа в сумме 21 094 руб.

Не согласившись с решением налогового органа, спортивное общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из того, что налоговым органом нарушен порядок привлечения заявителя к налоговой ответственности, предусмотренный статьей 101 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса. Срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно пункту 14 названной статьи нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Такими существенными условиями в данном случае, как посчитал суд, являются неизвещение общества о времени и месте рассмотрения инспекцией материалов налоговой проверки в соответствии с
пунктом 2 статьи 101 НК РФ, а также нарушение срока, установленного пунктом 2 статьи 101 Кодекса для вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела рассмотрение налоговым органом акта и материалов налоговой проверки назначено на 29.02.2008, однако оспариваемое решение принято инспекцией 14.03.2008 без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. При этом налоговый орган не представил суду доказательства о надлежащем уведомлении налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки 14.03.2008.

С учетом вышесказанного, довод налогового органа о том, что им были соблюдены процессуальные требования, установленные статьей 101 НК РФ, в части заблаговременного уведомления налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, судом кассационной инстанции отклоняется.

Кроме того, как следует из материалов дела, акт камеральной проверки, направленный налоговым органом обществу по почте 28.01.2008, был получен последним 29.01.2008, в связи с чем, как правомерно указал суд, решение по результатам налоговой проверки должно быть принято налоговым органом не позднее 29.02.2008, однако оспариваемый акт вынесен инспекцией лишь 14.03.2008, то есть с пропуском срока, установленного налоговым законодательством.

Исходя из совокупности всех установленных судом обстоятельств дела, правомерным является вывод суда о том, что несоблюдение возложенных нормами НК РФ на налоговые органы обязанностей повлияло на возможность объективного рассмотрения материалов налоговой проверки с участием налогоплательщика, поскольку допущенные инспекцией нарушения порядка оформления и рассмотрения материалов налоговой проверки повлекли незаконное привлечение общества к налоговой ответственности, так как налогоплательщик был лишен возможности реализовать законные права в защиту своих интересов.

При таких обстоятельствах выводы суда о незаконности решения налогового органа основаны на имеющихся в
материалах дела доказательствах, оцененных судом в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Проверка доводов жалобы показала, что фактически они направлены на переоценку выводов арбитражного суда, поэтому утверждения заявителя жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, полномочия которой предусмотрены статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены законно принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 02.09.2008 по делу N А51-6475/200820-197 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.