Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 24.12.2009 N Ф10-5556/09 по делу N А09-3485/09 Дело о взыскании убытков направлено на новое рассмотрение, поскольку судебные инстанции не приняли во внимание доводы ответчика о том, что им оказывались услуги, связанные со страхованием неработающего населения. В рамках заключенного между сторонами договора суду надлежало установить, были ли реально выполнены ответчиком данные услуги, понесены ли им соответствующие затраты и в каком порядке должна быть произведена либо была произведена оплата этих услуг Фондом обязательного медицинского страхования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2009 г. N Ф10-5556/09

Дело N А09-3485/09

(извлечение)

Резолютивная часть постановления принята 18.12.2009.

Постановление изготовлено в полном объеме 24.12.2009.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО “Росгосстрах-Медицина“, г. Москва, на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.07.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 по делу N А09-3485/2009,

установил:

Брянский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - БТФОМС), г. Брянск, обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Росгосстрах-Медицина“ в лице Брянского филиала, о восстановлении на расчетном счете для расчетов по обязательному медицинскому страхованию 1 208 537 руб., излишне перечисленных на
ведение дела по обязательному медицинскому страхованию.

В порядке статьи 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ООО “Росгосстрах- Медицина“ 654 923 руб. 11 коп. убытков.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.07.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ООО “Росгосстрах-Медицина“ просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанций.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывает, что в январе 2009 года им выполнялись обязательства по договорам страхования неработающих граждан, что не было учтено судом первой и апелляционной инстанции.

В отзыве на кассационную жалобу БТФОМС просил оставить без изменения судебные акты, ссылаясь на их законность и обоснованность.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, а представители БТФОМС, считая оспариваемые судебные законными и обоснованными, просили оставить их без изменения.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает необходимым принятые по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, 28.12.2005 между БТФОМС (фонд) и ООО “Росгосстрах-Медицина“ (страховщик) заключен договор, в соответствии с которым фонд принял на себя обязательства по финансированию деятельности страховщика в объеме зачисленных финансовых средств по заключенным им договорам обязательного медицинского страхования граждан, а страховщик обязался использовать полученные финансовые средства в соответствии с их целевым назначением и условиями настоящего договора.

На основании данного договора
администрацией Брянской области были заключены договоры обязательного медицинского страхования работающего и неработающего населения Брянской области с ООО “Росгосстрах-Медицина“.

Согласно п. 3.1. дополнительного соглашения о внесении изменений в договор обязательного медицинского страхования неработающего населения Брянской области от 19.12.2005 г. данный договор страхования вступил в силу с 01.01.2006 г. и действовал по 31.12.2008.

До 01.01.2009 БТФОМС исполнял принятые на себя обязательства по финансированию ООО “Росгосстрах-Брянск-Медицина“ в соответствии с заключенными страховщиком договорами обязательного медицинского страхования как работающего, так и неработающего населения г. Брянска.

При расчете суммы средств на ведение дела за январь 2009 года ООО “Росгосстрах-Брянск-Медицина“ была взята численность застрахованных граждан 400 876 человек, из которых 157 952 человека-работающих граждан и 242 924 человека - неработающих.

Тем самым страховщиком были превышены расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию за январь 2009 года на сумму 654 923 руб. 11 коп.

Ссылаясь на то, что денежные средства, направленные ответчиком на финансирование обязательного медицинского страхования неработающих граждан, приобретены последним без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, БТФОМС на основании ст. 26 ФЗ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности факта неосновательного обогащения ответчика и на основании ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковые требования.

При этом судебные инстанции исходили из того, что правоотношения сторон, касающиеся обязательного медицинского страхования неработающего населения, прекратились 31.12.2008, а истец как страхователь с 01.01.2009 должен исполнять принятые на себя обязательства по финансированию ответчика только в части работающего населения.

Поскольку в расчет суммы, причитающейся на ведение дела по
обязательному медицинскому страхованию, ответчик без законных оснований включил расходы на неработающее население на январь 2009 года, судебные инстанции пришли к выводу, что превышение расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию составило 654 923 руб.

Судебная коллегия считает данные выводы недостаточно обоснованными, поскольку сделаны в нарушение ст. ст. 15, 71, ч. 2 ст. 271 АПК РФ без оценки всех имеющихся в деле доказательств в их совокупности.

В соответствии с п. 3 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018, основной задачей страховой медицинской организации осуществляющей обязательное медицинское страхование, является проведение обязательного медицинского страхования путем оплаты медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и договорами обязательного медицинского страхования, осуществлении контроля за объемом и качеством медицинских услуг.

Из п. 1.1. Постановления администрации Брянской области от 08.12.2008 N 1130 “О внесении изменений в Постановление администрации Брянской области от 18.06.2007 N 430 “О порядке финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан в Брянской области“ и п. 2 договора от 28.12.2005, следует, что размер финансирования ответчика определяется на основании утвержденных дифференцированных подушевых нормативов и численности застрахованных граждан, включенных в сводный реестр по состоянию на первое число текущего месяца, который формируется из представляемого в установленном порядке электронного регистра застрахованных ООО “Росгосстрах-Брянск-Медицина“.

Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, судебные инстанции не приняли во внимание доводы ответчика о том, что в январе 2009 года им оказывались услуги, связанные со страхованием неработающего населения в рамках заключенного между сторонами договора. В частности, ООО “Росгосстрах-Медицина“ указывало, что в
соответствии с Положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования оплачивало счета, выставленные лечебно-профилактическими учреждениями за медицинские услуги, оказанные неработающим гражданам, застрахованным по договору обязательного медицинского страхования, в декабре 2008 года; в январе 2009 г. в соответствии с действующим Положением о контроле качества медицинской помощи ООО “Росгосстрах-Медицина“ проводилась экспертиза качества медицинской помощи, оказанной неработающим гражданам в декабре 2008, - всего 528 экспертиз.

В подтверждение данного довода ООО “Росгосстрах-Медицина“ представило статистическую отчетность по форме N ПГ “Организация защиты прав застрахованных в системе ОМС“ за январь - март 2009 года.

В нарушение ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные инстанции не дали надлежащей оценки указанному документу.

Суду надлежало установить, были ли реально выполнены ответчиком данные услуги в январе 2009 года, понесены ли им соответствующие затраты, и в каком порядке должна быть произведена либо была произведена оплата этих услуг фондом.

Указанное обстоятельство имеет существенное значение для разрешения спора, поскольку может повлиять на выводы суда о наличии либо отсутствии неосновательного обогащения со стороны ответчика и на его размер.

Ссылка представителей истца на то, что все перечисленные услуги были оплачены ответчиком авансом в декабре 2008 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный вопрос судом первой и апелляционной инстанции не исследовался, сведения о движении финансовых средств ОМС в страховой медицинской организации ООО “Росгосстрах-Брянск-Медицина“ за декабрь 2008 года в дело не представлены.

Представленный фондом расчет исковых требований представляет собой формулу, согласно которой из суммы расходов, отнесенных ответчиком на ведение дела в январе 2009 г., исключена сумма на ведение дела в отношении работающих граждан, исходя из размера средств
на одного застрахованного - 2,696 руб.

Между тем, расчета, подтверждающего доводы истца об оплате услуг, оказанных ответчиком в системе ОМС в январе 2009 г., в деле не имеется.

Поскольку обстоятельства дела установлены не в полной мере, суд кассационной инстанции находит судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 - 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 27.07.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 по делу N А09-3485/2009 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.