Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 24.12.2009 по делу N А62-2911/2009 Требования о признании незаконным и отмене постановления таможенного органа по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, удовлетворены правомерно, поскольку допущенная при оформлении дополнительного листа N 1 опечатка в графе “количество“ не привела к последствиям, которые являются нарушениями таможенного законодательства, что исключает признак противоправности, характеризующий административное правонарушение.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2009 г. по делу N А62-2911/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2009.

Полный текст постановления изготовлен 24.12.2009.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.07.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2009 по делу N А62-2911/2009,

установил:

закрытое акционерное общество “ЭТС“ (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Смоленской таможни N 10113000-649/2009 от 27.05.2009 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.07.2009 заявленные Обществом
требования удовлетворены.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Смоленская таможня обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.

По мнению подателя жалобы, нормы ст. 133 ТК РФ связывают возможность внесения изменений декларантом в ГТД до установления таможенным органом недостоверности сведений в ГТД, проверки самих товаров, а также при условии, что вносимые изменения не влияют на принятие решения о выпуске товаров.

В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела, между и фирмой “Мазур“ (Польша) и ЗАО “ЭТС“ был заключен контракт N 1MAZ-1/2009 от 16.03.2009 на поставку строительных материалов, машин и оборудования для строительства и производства, живых растений и деревьев, товаров из ПВХ и полиэтилена.

В рамках указанного контракта Обществом через таможенную границу РФ в зону таможенного контроля СВХ ООО “Транзит-С“ транспортным средством peгистрационный номер LU81417/LU4245P были перемещены:

- товар N 1 - плиты из полимеров стирола, пористые, теплоизоляционные, с необработанной поверхностью, для теплоизоляции фундаментов и стоянок, марка EPS-P70, размеры - 1 x 0,5 x 0,1 м., изготовитель ООО “Термо Органика“, количество 42 куб. м.;

- товар N 2 - клеящий раствор, марка Atlas Hpter U, изготовитель ООО “Атлас“, количество 17 850 кг.

В целях таможенного оформления ввезенного
товара ЗАО “ЭТС“ 08.04.2009 ЗАО подало в Заднепровский таможенный пост Смоленской таможни предварительную ГТД N 10113080/080409/П001363, указав в приложении N 1:

- товар N 1 - плиты из полимеров стирола, пористые, теплоизоляционные, с необработанной поверхностью, для теплоизоляции фундаментов и стоянок, марка EPS-P70, размеры - 1 x 0,5 x 0,1 м., изготовитель ООО “Термо Органика“, количество 10 куб. м.;

- товар N 2 - клеящий раствор, марка Atlas Hpter U, изготовитель ООО “Атлас“, количество 17 850 кг.

После ввоза товара, в ходе проведения документального и фактического контроля (АТД N 10113080/130409/000548) таможней было установлено, что количество товара N 1 - “плиты из полимеров стирола“ составило 42 куб. м., что на 32 куб. м. больше, чем заявлено в приложении к ГТД.

Исходя из указанных обстоятельств, таможня сделала вывод о том, что при осуществлении таможенного оформления товара по ГТД N 10113080/080409/П001363 Общество не продекларировало по установленной форме товар - “плиты из полимеров стирола“ в количестве 32 куб. м., подлежащий декларированию.

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 14.04.2009 в отношении ЗАО “ЭТС“ дела об административном правонарушении N 1011300-649/2009, о чем Общество было уведомлено только 17.04.2009.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, таможенным органом был составлен протокол об административном правонарушении от 14.05.2009.

Постановлением по делу об административном правонарушении N 10113000-649/2009 от 27.05.2009 Общество признано виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения и ему назначено наказание в размере одной второй стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, что составило 23 060 руб.

Товар: плиты, изготовленные из пористого полимерного материала размерами 0,1 x 1,0 x 0,5
метра, в количестве 640 шт., общим объемом 32 куб. метра, изъятый протоколом от 14.04.2009, согласно постановлению подлежал возврату законному владельцу в установленном таможенным законодательством РФ порядке.

Полагая, что указанное постановление не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из отсутствия в действиях Общества вины и соответственно правовых оснований для привлечения его к административной ответственности.

В соответствии со ст. 123 ТК РФ товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ст. ст. 183, 184, 247 и 391 данного Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Статьей 73 ТК РФ установлено, что при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу сведения о весе брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов.

Также, в силу п.п. 4 п. 3 ст. 124 ТК РФ к числу сведений о товарах, которые должны быть указаны в таможенной декларации, относится, в том числе количество товара в килограммах (вес брутто и вес нетто) или других единицах измерения.

Недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 КоАП РФ, признается административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Объективную сторону
состава данного правонарушения образует невыполнение требований таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, т.е. таможенному органу не заявляется весь товар, либо его часть (не заявляется часть однородного товара).

При этом необходимо учитывать, что в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, назначение административного наказания за нарушение тех или иных требований и правил возможно лишь при наличии закрепленных в ст. 2.1 КоАП РФ общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности.

В соответствии с п. 4 ст. 63, п. 7 ст. 124 ТК РФ формы таможенных деклараций и сведений, подлежащих указанию в них, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Приказ ФТС России N 724 от 03.08.2006 (зарегистрировано в Минюсте РФ N 8226 имеет дату 07.09.2006 и номер 8226, а не 26.09.2007 и 10183).

Формы грузовой таможенной декларации/транзитной декларации (ТД3) и добавочного листа к нему (ТД4) установлены Приказом ФТС России N 724 от 03.08.2006 (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.09.2007 N 10183) и содержат в том числе графу 31 “грузовые места и описания товаров“, графу 35 “вес брутто (кг)“, графу 38 “вес нетто (кг)“.

Согласно п. 35 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной и транзитной деклараций, утвержденной Приказом ФТС России N 1057 от 04.09.2007 в графе 31 ГТД в целях исчисления и взимания
таможенных платежей и обеспечения соблюдения запретов и ограничений указываются сведения о декларируемых товарах, позволяющие идентифицировать товары для таможенных целей и относить их к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД России, а также сведения о грузовых местах.

Кроме того, в данной графе также указываются количественные характеристики товаров в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения, применяемой в Таможенном тарифе РФ, если такие характеристики необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, платежей, подлежащих уплате при реимпорте, и (или) обеспечения соблюдения запретов и ограничений, либо позволяющие более точно идентифицировать товар.

В графе 35 указываются масса “брутто“ товаров в килограммах, сведения о которых указываются в графе 31: общую массу товаров, включая все виды их упаковки, необходимые для обеспечения неизменности их состояния до поступления в оборот, но исключая контейнеры и другое транспортное оборудование.

В графе 38 указывается масса “нетто“ товаров в килограммах без учета какой-либо упаковки.

При этом в силу п. 12 Инструкции если в графе недостаточно места для заявления сведений или для проставления должностным лицом таможенного органа служебных отметок, то необходимые сведения должны быть указаны на дополнительно прикладываемых листах формата А4, которые являются неотъемлемой частью ГТД (далее - дополнение). При этом в соответствующей графе ГТД должна быть сделана запись: “см. доп. N __ на __ л.“.

Учитывая изложенное, количество товара в килограммах или других единицах измерения характеризует совокупность сведений, указанных в графах 31, 35, 38 ГТД и дополнениях к ним.

Таким образом, только совокупность сведений о количестве товара, указанных в названных графах ГТД, не соответствующих фактическому количеству ввезенного на таможенную территорию России и подлежащего таможенному оформлению товара,
образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, таможенным органом был произведен таможенный досмотр автотранспортного средства по документам: ГТД N 10113080/080409/П001363, транспортной накладной, книжки МДП XQ60763280 от 09.04.2009, инвойса 2/MAZ-1/2009 от 06.04.2009, в ходе которого было установлено, что общее количество товара, находящегося в транспортном средстве соответствовало количеству товара, указанному в инвойсе, расхождений количества фактически проверенного товара со сведениями, указанными в ГТД N 10113080/080409/П001363, выявлено не было.

Количество мест - 157, указанное в акте досмотра N 10113080/130409/000558, соответствует графе 6 декларации, вес нетто и брутто (графы 35 и 38 декларации) также соответствуют 42 куб. м. ввозимых теплоизоляционных плит.

Кроме того, цена товара указанная в графе 42 основного листа ГТД, соответствует цене 42 куб. м. плит, таможенная стоимость и таможенные платежи рассчитаны с учетом фактического количества ввезенного товара, что не опровергнуто таможней. Уплата таможенных сборов, пошлин и НДС произведена в полном объеме, запретов или ограничений на ввоз данный товар не имеет.

Учитывая изложенное, допущенная при оформлении дополнительного листа N 1 опечатка в графе количество (вместо 42 куб. м. пропечатано 10 куб. м.) не привела к последствиям, которые являются нарушениями таможенного законодательства, что исключает признак противоправности, характеризующий административное правонарушение.

Следовательно, недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, в данном случае, отсутствует.

Также кассационная коллегия учитывает, что, в соответствии с п. 35 Правил приема грузовых таможенных деклараций, утвержденных Приказом ГТК N 1284 от 29.11.2002, по письменному обращению декларанта до принятия решения о выпуске (условном выпуске) товаров таможенный орган может
разрешить изменить или дополнить сведения в принятой ГТД при условии, что такие изменения или дополнения не повлекут за собой заявление сведений в этой ГТД о товарах иных, чем те, которые были указаны в принятой таможенным органом ГТД, а также принять решение о возможности изъятия поданной ГТД.

Пунктом 37 Правил предусмотрено, что опечатки или другие неточные сведения, носящие характер технической ошибки, которые не влияют на принятие таможенным органом решения о выпуске (условном выпуске) товаров, о помещении товаров под заявленный таможенный режим, на взимание таможенных платежей (за допущение которых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена административная ответственность), должны быть устранены декларантом до принятия таможенным органом решения о выпуске (условном выпуске) товаров.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, выявив ошибку при указании сведений в отношении объема товара, Общество 15.04.2008 обратилось в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в графу 31 ГТД, что свидетельствует о том, что декларантом были предприняты все меры по соблюдению действующего законодательства.

Таким образом, в действиях Общества отсутствует событие и состав вменяемого ему административного правонарушения.

В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения признается обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании
незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, у суда было достаточно правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.

Доводы Смоленской таможни, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке фактических обстоятельств спора, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ не имеется.

Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены оспариваемых судебных актов кассационная коллегия не находит.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.07.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2009 по делу N А62-2911/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.