Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2009 по делу N А48-1781/2009 Суды обоснованно признали недействительным решение налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, поскольку решение принято налоговым органом после введения в отношении предприятия конкурсного производства. Вопрос о взыскании с предприятия налогов должен решаться не налоговым органом, а конкурсным управляющим в соответствии с законодательством о банкротстве.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2009 г. по делу N А48-1781/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 29.05.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 по делу N А48-1781/2009,

установил:

открытое акционерное общество “Северный рынок“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской области от 09.04.2009 N 1604 “О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации,
индивидуального предпринимателя в банках“ (с учетом уточненных требований).

Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.05.2009 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Орловской области от 09.04.2009 N 1604 “О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках“.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России N 2 по Орловской области просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя инспекции, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением ОАО “Северный рынок“ требования об уплате налога от 26.01.2009 N 184 со сроком исполнения 13.02.2009, в котором обществу предлагалось уплатить налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года в сумме 38 223 руб., Межрайонной инспекцией ФНС России N 2 по Орловской области принято решение от 09.04.2009 N 1604 “О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках“.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.12.2007 по делу N А48-719/07-17б ОАО “Северный рынок“ признано несостоятельным (банкротом) и в отношении его открыто конкурсное производство.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от
26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (в редакции, действовавшей в спорный период) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из иных незаконных владений, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Федерального закона N 127-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период), однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 этого Закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума от 22.06.2006 N 25 “О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве“, в силу положений пункта 4 статьи 142 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию задолженности по обязательным платежам, возникшим после открытия конкурсного производства.

Как установлено судами и налоговым органом не оспаривается, обязанность по уплате указанной инспекцией в требовании задолженности по НДС за 4 квартал 2008 года по сроку платежа
- 20.01.2009 в сумме 38 223 руб., наступила после открытия в отношении общества конкурсного производства - 19.12.2007.

Решение N 1604 о взыскании налогов за счет денежных средств ОАО “Северный рынок“ принято инспекцией 09.04.2009, то есть также после введения в отношении предприятия конкурсного производства, следовательно, вопрос о взыскании с предприятия налогов, должен решаться не налоговым органом в бесспорном порядке, а конкурсным управляющим в соответствии с законодательством о банкротстве.

Судами первой и апелляционной инстанций правомерно отклонен довод налогового органа о необходимости применения в рассматриваемой ситуации положений пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 122 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)“ из абзаца 1 пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве исключены слова “а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления“, то есть исключено правило об удовлетворении требований по обязательным платежам, возникших в ходе конкурсного производства, за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Вместе с тем, пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ установлено, что Закон о банкротстве в редакции данного Федерального закона применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу данного Федерального закона. К делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления,
конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу Федерального закона, применяются положения Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных данным Федеральным законом.

Согласно ст. 5 Федерального закона N 296-ФЗ он вступает в силу с момента его официального опубликования, текст которого был опубликован в “Российской газете“ за 31.12.2008 N 267.

Поскольку процедура конкурсного производства была возбуждена в отношении общества до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, то у судов отсутствуют основания для применения статьи 142 Закона о банкротстве в редакции вышеуказанного Федерального закона.

Учитывая изложенное, суды обоснованно признали недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Орловской области от 09.04.2009 N 1604 “О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках“.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 29.05.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 по делу N А48-1781/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Орловской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.