Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 05.10.2009 по делу N А14-2616/2009/57/30 Поскольку в качестве правового основания к регистрации права собственности заявителем была представлена выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности области на спорный объект, спора о праве собственности на данный объект недвижимости не заявлено, регистрирующий орган незаконно отказал заявителю в регистрации права по данным основаниям.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 2009 г. по делу N А14-2616/2009/57/30

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.05.2009 по делу N А14-2616/2009/57/30,

установил:

Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее - УФРС) от 11.12.2008 N 28/045/2008-7 об отказе в государственной регистрации, обязании УФРС провести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости, закрепленный в оперативное управление Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты
населения “Россошанский психоневрологический интернат“, расположенный по адресу: Воронежская область, Россошанский район, с. Подгорное, переулок Земляничный, д. 4, а именно: овощехранилище, литер П, п, п1, п2, площадью 126,6 кв. м.; взыскании с УФРС расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления о государственной регистрации права в сумме 100 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения “Россошанский психоневрологический интернат“ (далее - Интернат).

Решением суда от 29.05.2009 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным отказа УФРС от 11.12.2008 N 28/045/2008-7 в государственной регистрации права собственности Воронежской области на сооружение - овощехранилище, литер П, площадью 126,6 кв. м., расположенное по адресу: Воронежская область, Россошанский район, с. Подгорное, переулок Земляничный, д. 4, как не соответствующего Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон N 94-ФЗ). Суд обязал УФРС устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента и произвести государственную регистрацию права собственности Воронежской области на сооружение - овощехранилище, литер П, площадью 126,6 кв. м. по адресу: Воронежская область, Россошанский район, с. Подгорное, переулок Земляничный, д. 4. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.09.2009, УФРС возвращена апелляционная жалоба на решение от 29.05.2009 на основании п. 3 ч. 1 ст. 264 АПК РФ.

В кассационной жалобе УФРС просит отменить решение суда от 29.05.2009 в связи с неправильным применением норм материального, процессуального законодательства,
приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью.

Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19.04.1993 N 348 “О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Воронежской области“ (далее - Постановление N 348) в собственность Воронежской области были переданы предприятия, организации и учреждения, расположенные на ее территории, в том числе и Россошанский пансионат милосердия (Россошанский район, с. Подгорное), что отражено в приложение N 1 к указанному постановлению.

Приложение N 2 Постановления N 348 содержит перечень акционерных обществ, кооперативов, арендных, государственно-кооперативных предприятий, товариществ с ограниченной ответственностью в пользовании которых находится государственное имущество, передаваемое в государственную собственность Воронежской области.

В соответствии с приказом главного управления труда и социального развития от 17.09.2001 N 31/ОД указанное учреждение было переименовано в Россошанский психоневрологический интернат, полное наименование учреждения - Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения “Россошанский психоневрологический интернат“.

Согласно распоряжению главного управления государственного имущества Воронежской области (в настоящее время - Департамент) от 27.05.2005 N 282 и уточненному перечню зданий, закрепляемых в оперативное управление (приложение), за Интернатом было закреплено на праве оперативного управления государственное имущество Воронежской области: сооружение - овощехранилище, N 01100004, площадью 161,3 кв. м, год постройки 1972, расположенный в с. Подгорное, пер. Земляничный, 4.

Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 17.10.07, указанное сооружение имеет общую площадь 126,6 кв. м, литер П.

С учетом того, что единственным доказательством существования зарегистрированного права собственности является
государственная регистрация, 12.11.2008, Департамент обратился в УФРС с заявлениями о государственной регистрации права собственности на сооружение - овощехранилище, литер П, площадью 126,6 кв. м, расположенное по адресу: Воронежская область, Россошанский район, с. Подгорное, переулок Земляничный, д. 4. Копия регистрационного дела приобщена к материалам дела.

2 декабря 2008 года регистрирующий орган направил в адрес Департамента уведомление (исх. N 28/045/2008-1) о необходимости представить перечень имущества, передаваемого из одного уровня собственности в другой, согласно заявленному правоустанавливающему документу (Постановление N 348) или иные документы позволяющие идентифицировать объекты, указанные в заявлении о регистрации с технической документацией, представленной на регистрацию. Указав при этом, что запрашиваемые документы должны быть предоставлены до истечения месячного срока, начиная с момента подачи заявления.

Поскольку Департаментом не были представлены истребуемые документы, регистрирующий орган 11.12.2008 принял решение об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный объект и направил в адрес заявителя соответствующее сообщение (исх. N 28/045/2008-07). В качестве основания для отказа в регистрации УФРС указало абзацы 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, а именно: отсутствие в правоустанавливающем документе указания на объекты недвижимого имущества, о регистрации прав на которые было заявлено, что, по мнению УФРС, свидетельствует об отсутствии у Департамента прав на спорный объект; не представление Приложения N 2 Постановления Правительства РФ от 19.04.1993 г. N 348. При этом УФРС в оспариваемом отказе указал, что документом, подтверждающим право собственности на недвижимое имущество до момента его внесения в соответствующий реестр, является надлежащим образом зарегистрированный перечень объектов с учетом внесенных их изменений.

Не согласившись с данным отказом УФРС, Департамент обратился в арбитражный суд с
настоящим заявлением.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности правоустанавливающие документы (документы основания).

Статья 17 Закона N 122-ФЗ содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним и включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона N 122-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 17 этого Закона).

Как установлено судом, на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ и Положения об определении пообъектного состава федеральной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп, постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 19.04.1993 N 348 была осуществлена передача государственного учреждения Россошанский пансионат милосердия (в настоящее время - Интернат) в государственную собственность Воронежской области.

Согласно представленной Департаментом выписке из реестра, спорный объект - овощехранилище,
литер П, площадью 126,6 кв. м., расположенный по адресу: Воронежская область, Россошанский район, с. Подгорное, пер. Земляничный, д. 4, содержится в реестре государственного имущества Воронежской области.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“ документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 “О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации“ и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления права собственности, утвержденным Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп.

Таким образом, вопрос об обоснованности включения в указанный реестр объектов недвижимости исследуется арбитражным судом в случае наличия спора о праве собственности на объект недвижимости.

Поскольку в качестве правового основания к регистрации права собственности Департаментом была представлена выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности Воронежской области от 09.09.2008 N 1135 на спорный объект, спора о праве собственности на данный объект недвижимости не заявлено, УФРС незаконно отказало Департаменту в регистрации права по данным основаниям.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводом сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.05.2009 по делу N А14-2616/2009/57/30 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.