Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 25.08.2009 N Ф10-3501/09 по делу N А09-15348/2008 Иск о признании права собственности на земельный участок удовлетворен правомерно, поскольку спорный участок в силу прямого указания закона, а именно п. 3 ст. 3.1 ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, относится к собственности истца.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2009 г. N Ф10-3501/09

Дело N А09-15348/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления оглашена 18.08.2009.

Постановление изготовлено в полном объеме 25.08.2009.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения “Администрация Брянского района“, г. Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по делу N А09-15348/2008,

установил:

муниципальное учреждение “Мичуринская сельская администрация“ Мичуринского сельского поселения (далее - Мичуринская сельская администрация), п. Мичуринский Брянского р-на Брянской обл., обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации Брянского района, г. Брянск, Управлению имущественных отношений Брянской области, г. Брянск, о признании права собственности
на земельный участок площадью 2447 кв. м, кадастровый номер 32:02:05 04 03:0349, расположенный по адресу: Брянская обл., Брянский р-н, п. Мичуринский, ул. Выставочная, 1а (уточненные требования).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2009, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009, иск удовлетворен.

В кассационной жалобе Администрация Брянского района просит состоявшиеся судебные акты отменить, в иске отказать, ссылаясь на неправильное толкование и применение судами норм материального права.

В своих отзывах на кассационную жалобу Мичуринская сельская администрация и Управление имущественных отношений Брянской области просят принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.

В судебном заседании представитель Администрации Брянского района поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представители Мичуринской сельской администрации - доводы своего отзыва на жалобу.

Управление имущественных отношений Брянской области надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в силу требований п. 3 ст. 284 АПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости обжалуемые судебные акты оставить без изменения в связи со следующим.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами двух инстанций, решением исполнительного комитета Брянского районного Совета народных депутатов от 29.08.1991 N 286 в ведение Мичуринского сельского Совета народных депутатов были переданы земли сельских населенных пунктов общей площадью 1816,1 га (т. 1, л.д. 10).

В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 26.10.1993 N 1760 “О реформе местного самоуправления в Российской Федерации“, а также на
основании постановления Администрации Брянского района от 11.11.1993 N 407 (т. 1, л.д. 67 - 69) деятельность сельских и поселковых Советов народных депутатов была прекращена, их функции были возложены на соответствующие местные администрации. Таким образом, функции Мичуринского сельского Совета народных депутатов были прекращены и соответствующие функции были возложены на Мичуринскую сельскую администрацию.

Постановлением Брянской областной Думы от 25.03.1999 N 2-742 были упразднены сельские муниципальные образования Брянского района, в том числе Мичуринское; Брянскому районному муниципальному образованию было рекомендовано принять к своей компетенции предметы ведения упраздненных муниципальных образований (т. 1, л.д. 26).

Решением Брянского районного Совета народных депутатов от 18.05.1999 N 15-2 был утвержден временный порядок назначения глав сельских, поселковой администраций (т. 1, л.д. 65).

24.05.2001 за N 44 зарегистрировано муниципальное учреждение - Администрация Мичуринского сельсовета муниципального образования Брянский район, которое осуществляет на территории сельсовета исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия (т. 1, л.д. 50).

Согласно ст. 23 редакции устава местного самоуправления Брянского района, утвержденного в 1998 году, Брянский районный Совет народных депутатов, являющийся представительным органом местного самоуправления района, не вправе вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность районной, поселковых, сельских администраций (т. 1, л.д. 34 - 38).

Согласно ст. 3 Закона Брянской области от 09.03.2005 N 3-3 “О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установления границ муниципальных образований в Брянской области“, принятого Брянской областной Думой 24.02.2005, статусом муниципального образования в составе Брянского муниципального района было наделено и Мичуринское сельское поселение (т. 1, л.д. 121 - 124).

В приложении N 3 к вышеназванному Закону Брянской области установлено описание границ
городских, сельских поселений в составе территорий муниципальных районов, в том числе Мичуринского сельского поселения (т. 1, л.д. 125 - 126).

Согласно заключению МУП “Брянский городской центр “Земля“ от 05.02.2009 N 59 (т. 1, л.д. 83 - 84), земельный участок площадью 2447+35 кв. м категории “земли населенных пунктов“, кадастровый номер 32:02:05 04 03:0349, расположенный по адресу: Брянская обл., Брянский р-н, п. Мичуринский, ул. Выставочная, 1а, (кадастровый план - т. 1, л.д. 27 - 28) находится в границах населенного пункта Мичуринский муниципального образования “Мичуринское сельское поселение“ и входит в состав земель, переданных в ведение Мичуринского сельского Совета народных депутатов решением Брянского райисполкома от 29.08.1991 N 286.

Ссылаясь на то что в настоящее время вышеназванным земельным участком неправомерно распоряжаются органы местного самоуправления муниципального образования Брянский район, Мичуринская сельская администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды двух инстанций подробно исследовали представленные доказательства, доводы сторон, дали им правильную юридическую оценку и обоснованно пришли к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

В силу п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ) территорию поселений составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Вышеназванные положения ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ имеют содержание, тождественное нормам ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации“, определявшим территории муниципальных образований.

Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Таким образом, учитывая вышеназванные нормы права, при разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого образования.

Как установлено выше, согласно заключению МУП “Брянский городской центр “Земля“ от 05.02.2009 N 59, спорный земельный участок находится в границах населенного пункта Мичуринский МО “Мичуринское сельское поселение“ и входит в состав земель площадью 1816,1 га, переданных на основании решения Брянского районного Совета народных депутатов от 29.08.1991 N 286 в ведение Мичуринского сельского Совета народных депутатов.

Как правильно отметил апелляционный суд, в материалах дела отсутствуют сведения о несоответствии имеющихся в настоящее время границ административной территории Мичуринского сельского поселения границам территории Мичуринского сельского муниципального образования, упраздненного ранее на основании постановления Брянской областной Думы от 25.03.1999 N 2-742.

С учетом обоснованного вывода о неизменности границ Мичуринского сельского муниципального образования по отношению к муниципальному образованию Мичуринское сельское поселение Брянской области спорный участок в силу прямого указания закона, а именно - п. 3 ст. 3.1 Федерального
закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, относится к собственности последнего.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорный земельный участок находится в ведении муниципального образования Брянский район с 1999 года (с момента упразднения Мичуринского сельского муниципального образования на основании постановления Брянской областной Думы от 25.03.1999 N 2-742), поскольку с этого времени местное самоуправление на территории упраздненного муниципального образования осуществлялось органами местного самоуправления Брянского района, подлежит отклонению.

В соответствии с ч. 10 ст. 85 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями ч. 5 ст. 84 настоящего Федерального закона, то есть с 01.01.2006.

В переходный период с марта 1999 года по 2005 год включительно муниципальных образований на территории Брянского района не имелось, однако муниципальное образование Брянский район в данный период не может считаться вновь образованным, исходя только из факта передачи ему в этот период полномочий упраздненных сельских муниципальных образований Брянского района.

Вновь образованным является Мичуринское сельское поселение, как вновь наделенное, после его утраты в 1999 году, статусом муниципального образования в составе Брянского района в соответствии с Законом Брянской области от 09.03.2005 N 3-3 “О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установления границ муниципальных образований в Брянской области“.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.

Руководствуясь п. 1
ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по делу N А09-15348/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.