Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 10.08.2009 по делу N А64-4533/08-14 Суд правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав администрацию принять в муниципальную собственность находящиеся на балансе объекты жилищного фонда, поскольку в силу прямого указания закона администрация, как орган местного самоуправления, уполномоченный обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, обязана была принять объекты жилищного фонда социального использования после получения уведомления от конкурсного управляющего и без каких-либо дополнительных условий.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2009 г. по делу N А64-4533/08-14

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования город Рассказово Тамбовской области в лице администрации г. Рассказово на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 по делу N А64-4533/08-14

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив “Новый“ (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением о возложении на Муниципальное образование город Рассказово Тамбовской области в лице администрации г. Рассказово обязанности принять в муниципальную собственность находящиеся на балансе СПК “Новый“ объекты жилищного фонда - квартиры в жилых домах по адресу: г. Рассказово, ул. Колхозная, д. 18,
кв. 1; г. Рассказово, ул. Колхозная, д. 26, кв. 7; г. Рассказово, ул. Колхозная, д. 25, кв. 2; г. Рассказово, ул. Колхозная, д. 25, кв. 15.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 30.10.2008 заявленные требования удовлетворены полностью.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 решение суда от 30.10.2008 отменено по основаниям, предусмотренным п. 4. ч. 4 ст. 270 АПК РФ, привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Мешков В.М., дело принято судом апелляционной инстанции к своему рассмотрению по правилам рассмотрения в суде первой инстанции.

В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил свои требования и просил суд возложить на ответчика обязанность принять в муниципальную собственность находящиеся на балансе СПК “Новый“ объекты жилищного фонда - квартиры в жилых домах по адресу: г. Рассказово, ул. Колхозная, д. 18, кв. 1; г. Рассказово, ул. Колхозная, д. 26, кв. 7; г. Рассказово, ул. Колхозная, д. 25, кв. 15.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 требования заявителя удовлетворены, суд обязал администрацию г. Рассказово Тамбовской области принять в муниципальную собственность находящиеся на балансе сельскохозяйственного кооператива “Новый“ объекты жилищного фонда - квартиры в жилых домах по адресу: г. Рассказово, ул. Колхозная, д. 18, кв. 1; г. Рассказово, ул. Колхозная, д. 26, кв. 7; г. Рассказово, ул. Колхозная, д. 25, кв. 15.

В кассационной жалобе заявитель просит постановление суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований полностью.

Истец, ответчик, третье лицо своих представителей в судебное
заседание суда кассационной инстанции не направили, соответствующих ходатайств не заявили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ, в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судом кассационной инстанции установлено следующее.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.06.2007 года по делу N А64-6833/06-21 СПК “Новый“ признан несостоятельным (банкротом) и в отношении организации открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена Ф.И.О.

В рамках проведения процедур, предусмотренных п. 2 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ конкурсным управляющим установлено нахождение на балансе кооператива объектов жилищного фонда в количестве 4 квартир.

04 июня 2006 года конкурсный управляющий обратился в администрацию Рассказовского района Тамбовской области с заявлением о передаче указанных объектов в муниципальную собственность.

Письмом от 18.06.2008 N 18-3626 администрация города Рассказово уведомила конкурсного управляющего СПК “Новый“ Калита Н.А. о том, что возражает против передачи жилищного фонда СПК “Новый“ в муниципальную собственность, так как помимо акта приема-передачи и договора передачи в собственность, необходимо представить копию свидетельства о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, акт технического состояния объектов, его характеристику на основании акта осмотра, и техническую документацию на передаваемые объекты.

Посчитав, что в результате отказа Администрации в принятии в муниципальную собственность жилья последней нарушены положения статьи 132 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего.

Согласно положениям ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают
условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В силу пунктов 5, 6 статьи 132 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ жилищный фонд социального использования подлежит передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Передача жилищного фонда социального использования в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий.

Таким образом, в силу прямого указания закона администрация как орган местного самоуправления, уполномоченный обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, обязана была принять объекты жилищного фонда социального использования в муниципальную собственность непосредственно после получения уведомления от конкурсного управляющего и без каких-либо дополнительных условий.

В этой связи суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав администрацию г. Рассказово Тамбовской области принять в муниципальную собственность находящиеся на балансе сельскохозяйственного кооператива “Новый“ объекты жилищного фонда.

Ссылки заявителя кассационной жалобы на положения п. 2 ст. 13, ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, в соответствии с которыми в случае отсутствия государственной регистрации ранее возникших прав на спорные объекты муниципальному образованию будет отказано в их регистрации, несостоятельны.

Как видно из карточек учета основных средств
- квартир, подлежащих передаче и подтверждающие нахождение имущества на балансе предприятия - должника, указанные квартиры поставлены на учет в 1976, 1981 и 1984 годах, то есть задолго до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ.

Нормами п. 1 ст. 6 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерности взыскания с ответчика в пользу истца государственной пошлины в сумме 2000 руб. отклоняется судом кассационной инстанции по следующим основаниям.

Материалами дела подтвержден факт оплаты истцом государственной пошлины за подачу искового заявления в размере 2000 руб. (т. 1 л.д. 6). Данная сумма является судебными расходами СПК “Новый“. Соответственно, подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с органа местного самоуправления, как стороны по делу.

Из системного толкования статьи 110 АПК РФ следует, что судебные расходы, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются с другого лица, участвующего в деле, и в тех случаях, когда это лицо освобождено от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа

постановил:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 по делу N А64-4533/08-14 оставить без
изменения, а кассационную жалобу Муниципального образования город Рассказово Тамбовской области в лице администрации г. Рассказово - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.