Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 30.07.2009 по делу N А64-6452/08-19 Учитывая, что предоставление в безвозмездное пользование муниципального имущества является государственной помощью, так как отвечает признакам госпомощи, суд сделал правильный вывод о том, что комитет по управлению имуществом области должен был согласовать с антимонопольным органом передачу имущества в безвозмездное пользование. Заявленные требования о признании недействительным приказа комитета по управлению имуществом области о передаче в аренду зданий в части пунктов 1, 2, 3 удовлетворены правомерно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2009 г. по делу N А64-6452/08-19

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.02.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 по делу N А64-6452/08-19,

установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее по тексту - Управление, УФАС) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным приказа Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (далее - Комитет, КУИ) от 30.12.2007 N 580 “О передаче в аренду зданий, находящихся в казне Тамбовской области, открытому акционерному обществу “Тамбовская сетевая компания“
в части пунктов 1, 2, 3 данного приказа.

К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены общество с ограниченной ответственностью “Трансэнергетическая компания“ (далее по тексту - ООО “Трансэнергетическая компания“) и открытое акционерное общество “Тамбовская сетевая компания“ (далее по тексту - ОАО “Тамбовская сетевая компания“).

Решением суда от 20.02.2009 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.05.2009 решение суда от 20.02.2009 оставлено без изменений.

В кассационной жалобе Комитет просит отменить решение, постановление суда и отказать в удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как видно из материалов дела, в ходе проверки деятельности ОАО “Тамбовская сетевая компания“ на предмет соблюдения требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон N 135-ФЗ), проведенной в период с 20.06.2008 по 30.06.2008, УФАС было выявлено, что 30.12.2007 Комитет пунктом 1 приказа N 580 “О передаче в аренду зданий, находящихся в казне Тамбовской области, ОАО “Тамбовская сетевая компания“ установил следующее: “передать в аренду здания находящиеся в казне Тамбовской области, расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. С.Рахманинова 5б литер А, общей площадью 1047,7 кв. м. для использования под офис, литер Г, общей площадью 131,4 кв. м. для использования под гараж и здания, расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. С.Рахманинова, 5 литер Б, общей площадью 220,5 кв. м. для использования под офис, литер В, общей площадью 180,0 кв. м. для использования под гараж ОАО “Тамбовская сетевая компания“.

Пунктом 2 названного приказа установлен срок аренды: с 01.01.2008 по 31.12.2056.

Пунктом
3 данного приказа ОАО “Тамбовская сетевая компания“ определено заключить договор с КУИ о передаче в аренду зданий, указанных в п. 1 приказа.

30 декабря 2007 года между Комитетом и ОАО “Тамбовская сетевая компания“ заключен договор N 64/2/158 о передаче во временное владение и пользование зданий общей площадью 1579,6 кв. м., расположенных по адресу: г. Тамбов, ул. Сергея Рахманинова, д. 5; г. Тамбов, ул. Сергея Рахманинова, д. 5б для использования под офисы и гаражи. Срок договора с 01.01.2008 по 31.12.2056.

Поскольку передача имущества Тамбовской области в долгосрочную аренду была осуществлена без проведения торгов, а Комитет не обращался в антимонопольный орган с ходатайством о даче согласия в передачу зданий, находящихся в казне Тамбовской области, в долгосрочную аренду на бесконкурсной основе ОАО “Тамбовская сетевая компания“, антимонопольный орган по собственной инициативе 23.07.2008 возбудил дело N 21/02 в отношении Комитета по признакам нарушения ст. 20 Закона N 135-ФЗ.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства 23.09.2008 УФАС приняло решение, которым признало КУИ нарушившим требования частей 1 и 2 ст. 20 Закона N 135-ФЗ при издании приказа от 30.12.2007 N 580 “О передаче в аренду зданий, находящихся в казне Тамбовской области, ОАО “Тамбовская сетевая компания“ и заключении договоров аренды без проведения конкурса в части несоблюдения порядка предоставления государственной помощи и предварительного ее согласования с антимонопольным органом.

Посчитав, что Комитет при предоставлении отдельному хозяйствующему субъекту - ОАО “Тамбовская сетевая компания“ государственной помощи, допустил нарушение антимонопольного законодательства, выраженное в несоблюдении порядка ее предоставления, УФАС обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с п.
1 ст. 198, п. 4 ст. 200, п. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном его несоответствии закону и нарушением его изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Руководствуясь требованиями подп. 6 п. 1 ст. 23, ст. 21, п. 20 ст. 4 Закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган правомерно обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 135-ФЗ муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если муниципальная помощь предоставляется: в соответствии с федеральным законом; в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год; в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год; за счет резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; за счет резервного фонда органа местного самоуправления.

При этом согласно ч. 2 ст. 20 Закона N 135-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную помощь, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи с приложением необходимых документов по перечню, предусмотренному в данной статье.

По смыслу Закона о защите конкуренции предоставление государственной или муниципальной помощи не должно вести к устранению или недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке (статья 1).

Как установлено судом, в силу Положения о Комитете по управлению имуществом Тамбовской области, утвержденному постановлением Администрации Тамбовской области от 14.03.206
N 226, КУИ являющийся органом исполнительной власти Тамбовской области без получения предварительного согласия антимонопольного органа передал в аренду ОАО “Тамбовская сетевая компания“ здания, находящиеся в казне Тамбовской области, расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. С.Рахманинова 5б литер А, общей площадью 1047,7 кв. м. для использования под офис, здания литер Г, общей площадью 131,4 кв. м. для использования под гараж и здания, расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. Рахманинова, 5 литер Б, общей площадью 220,5 кв. м. для использования под офис, 20В, общей площадью 180,0 кв. м. для использования под гараж ОАО “Тамбовская сетевая компания“ сроком на 49 лет (с 01.01.2008 по 31.12.2056).

В силу требований п. 3 ст. 39 Закона Тамбовской области от 27.10.2004 N 241-З “Об управлении государственной собственностью Тамбовской области“, постановления Администрации Тамбовской области от 26.12.2003 N 983 “Об утверждении Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости и другого имущества, находящегося в государственной собственности Тамбовской области“ (в редакции от 13.11.2006) имущество, находящееся в собственности Тамбовской области, могло предоставляться в аренду по результатам торгов на право заключения договора аренды, однако спорная передача имущества была произведена целевым назначением без конкурса для поддержки и становления ОАО “Тамбовская сетевая компания“.

Учитывая, что предоставление ОАО “Тамбовская сетевая компания“ в безвозмездное пользование муниципального имущества является государственной помощью, поскольку отвечает признакам госпомощи, поименованным в п. 20 ст. 4 Закона N 135-ФЗ, а также перечисленным в ч. 1 ст. 19 Закона N 135-ФЗ целям (в частности цели - социальное обслуживание населения), поскольку обеспечивает обществу преимущество по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность
на одном и том же товарном рынке - оказание коммунальных услуг, суд сделал правильный вывод о том, что Комитет в данном случае должен был согласовать с антимонопольным органом передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование ОАО “Тамбовская сетевая компания“.

Ссылка Комитета на то, что при предоставлении в долгосрочную аренду объектов недвижимости им учитывались два обстоятельства, предусмотренные п. 1.4 Положения о проведении торгов на право заключения договора объектов недвижимости и другого имущества, находящегося в государственной собственности Тамбовской области, разрешающие передачу объектов в аренду целевым назначением (без конкурсов) в строго оговоренных случаях) а именно: объекты недвижимости, переданные в аренду ОАО “Тамбовская сетевая компания“, были включены в прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Тамбовской области на 2007 год; по ходатайству Комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства Тамбовской областной Думы о заключении договора аренды с ОАО “Тамбовская сетевая компания“ целевым назначением без проведения торгов, обоснованно отклонена судом ввиду следующего.

Объекты недвижимости, переданные в аренду ОАО “Тамбовская сетевая компания“, на время принятия решения о передаче в аренду не были включены в прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Тамбовской области на 2007 год, что подтверждает Закон Тамбовской области от 29.09.2006 N 91-З “О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Тамбовской области на 2007 год“ (с изменениями от 2 марта, 3 апреля, 4 июня, 3 октября, 25 декабря 2007 года).

Ходатайство Комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства по обращению генерального директора управляющей организации - ООО “Трансэнергетическая компания“ Крапивина А.В. с просьбой о ходатайстве перед Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области о предоставлении ОАО “Тамбовская сетевая
компания“ находящихся в областной собственности зданий д. 5 и д. 5б по ул. Рахманинова в долгосрочную аренду с целевым назначением без проведения конкурса с целью поддержки и становления ОАО “Тамбовская сетевая компания“, не может быть принято во внимание, поскольку на момент рассмотрения вопроса о предоставлении обществу имущества в долгосрочную аренду целевым назначением без проведения конкурса, и рассмотрения указанного ходатайства ОАО “Тамбовская сетевая компания“ уже не находилось в стадии становления и развития, а занимало доминирующее положение на рынке определенного товара.

При указанных обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования антимонопольного органа о признании недействительными пунктов 1, 2, 3 приказа Комитета от 30.12.2007 N 580, как не соответствующих требованиям ст. 20 Закона N 135-ФЗ.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.02.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 по делу N А64-6452/08-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.