Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.08.2009 по делу N А51-8053/2009 Постановление органа пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вынесенное в отношении бюджетного учреждения, является исполнительным документом и подлежит исполнению органом казначейства в порядке, установленном бюджетным законодательством, при отсутствии у должника счетов в кредитных организациях.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 августа 2009 г. по делу N А51-8053/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 6 августа 2009 года.

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края

к Отделению по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

должнику - Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад N 7 с. Серафимовка Ольгинского района Приморского края



о признании незаконными действий,

установил:

Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края (далее “заявитель“, “орган Пенсионного фонда“) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделению по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее “Отделение по Ольгинскому району УФК по ПК“), должнику - Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад N 7 с. Серафимовка Ольгинского района Приморского края (далее “МДОУ ДС N 7 с. Серафимовка Ольгинского района“) о признании незаконными действий по возврату постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16.12.2008 N 58 с МДОУ ДС N 7 с. Серафимовка Ольгинского района.

Заявитель просит также обязать Отделение по Ольгинскому району УФК по ПК принять к исполнению исполнительный документ - постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16.12.2008 N 58 с МДОУ ДС N 7 с. Серафимовка Ольгинского района в сумме 30 907 рублей 99 копеек.

Заявитель и должник, надлежащим образом уведомленные о времени и месте проведения судебного разбирательства в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в суд своих представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие заявителя и должника по имеющимся в деле доказательствам.

Заявитель указал, что поскольку у МДОУ ДС N 7 с. Серафимовка Ольгинского района отсутствуют счета в учреждениях Банка России и других банках или кредитных учреждениях и сумма, подлежащая взысканию по постановлению от 16.12.2008 N 58, не превышает пятидесяти тысяч рублей, то данный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства.

Также орган Пенсионного фонда полагает, что статья 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее “Закон N 167-ФЗ“) устанавливает внесудебную процедуру взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) и подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы.

При этом Закон N 167-ФЗ не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

Более того, нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций являются специальными по отношению к положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее “БК РФ“), который предусматривает, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится только по решению суда.



Отделение по Ольгинскому району УФК по ПК представило отзыв на заявление, из которого следует, что требования заявителя оно не признает, считает, что в соответствии со статьей 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

При этом постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16.12.2008 N 58 органа Пенсионного фонда судебным актом не является.

Отделение по Ольгинскому району УФК по ПК указало, что поскольку нормы БК РФ являются императивными, оно не вправе выходить за пределы представленных полномочий, а именно исполнять исполнительные документы, не предусмотренные БК РФ.

Исполнительными документами в соответствии с БК РФ являются исполнительные листы и судебные приказы.

Заслушав пояснения представителя Отделения по Ольгинскому району УФК по ПК, исследовав материалы дела, суд установил:

Орган Пенсионного фонда в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ вынес постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя-организации от 16.12.2008 N 58 с МДОУ ДС N 7 с. Серафимовка Ольгинского района в сумме 30 907 рублей 99 копеек, которое было направлено в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

22.12.2008 судебный пристав-исполнитель Отдела по Ольгинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, в связи с тем, что должник является бюджетной организацией и имеет лицевой счет в Отделении по Ольгинскому району УФК по ПК.

Постановление от 16.12.2008 N 58 было возвращено в орган Пенсионного фонда, который 12.02.2009 направил указанное постановление для исполнения в Отделение по Ольгинскому району УФК по ПК.

Отделение по Ольгинскому району УФК по ПК письмом от 27.05.2009 N 03-02/536 возвратило органу Пенсионного фонда полученное постановление без исполнения, по причине того, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов и в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

Не согласившись с действиями Отделения по Ольгинскому району УФК по ПК по отказу в принятии на исполнение постановления от 16.12.2008 N 58, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

Согласно статье 242.1 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется по решению суда на основании исполнительных документов.

Следовательно, данная процедура обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации применяется в случае взыскания обязательных платежей и санкций в судебном порядке, когда имеется вступившее в законную силу решение суда и исполнительный лист, выданный на основании такого решения, либо судебный приказ.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ.

Таким образом, в настоящее время действующим законодательством предусмотрен внесудебный порядок взыскания Пенсионным фондом Российской Федерации со страхователей - юридических лиц недоимок по обязательным платежам на обязательное пенсионное страхование, не превышающих 50 000 рублей, в связи с чем органы Пенсионного фонда не вправе обращаться в суд за взысканием таких платежей.

Статьей 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ (далее “Закон N 229-ФЗ“) приведен открытый перечень видов исполнительных документов.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ к исполнительным документам отнесены, в том числе, акты других органов в случаях, предусмотренных Федеральным законом (в данном случае статьей 25 Закона N 167-ФЗ).

Исполнительным документом в данном случае является постановление территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, вынесенное на основании решения указанного органа о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя.

Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 “О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение“ (далее “постановление от 17.05.2007 N 31“), внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.

Согласно пункту 2 постановления от 17.05.2007 N 31 при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ случае, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.

Указанными статьями БК РФ предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета по денежным обязательствам бюджетного учреждения - должника, направляется самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Судом установлено, что МДОУ ДС N 7 с. Серафимовка Ольгинского района является бюджетным учреждением и имеет в Отделении по Ольгинскому району УФК по ПК лицевой счет N 40204810800000000019.

Других счетов в учреждениях Банка России и кредитных организациях МДОУ ДС N 7 с. Серафимовка Ольгинского района не имеет.

Учитывая положения пункта 2 постановления от 17.05.2007 N 31, суд считает, что возвращенное судебным приставом-исполнителем постановление от 16.12.2008 N 58, вынесенное органом Пенсионного фонда, правомерно направлено заявителем для исполнения в Отделение по Ольгинскому району УФК по ПК, поскольку является исполнительным документом и должно быть исполнено последним в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.

Довод Отделения по Ольгинскому району УФК по ПК о том, что постановление от 16.12.2008 N 58 не является ни судебным актом, ни исполнительным листом, суд считает несостоятельным в силу изложенного выше.

При этом необходимо отметить, что главой 24.1 БК РФ не установлен исчерпывающий перечень видов исполнительных документов.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что действия Отделения по Ольгинскому району УФК по ПК по возврату заявителю постановления от 16.12.2008 N 58 являются незаконными.

В связи с этим заявленные страховщиком требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконными действия Отделения по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю по возврату без исполнения постановления Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края от 16.12.2008 N 58 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 7 с. Серафимовка Ольгинского района Приморского края, как несоответствующее Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Обязать Отделение по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, расположенное по адресу: Приморский край, п. Ольга, ул. Ленинская, 8, принять к исполнению исполнительный документ - постановление Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края от 16.12.2008 N 58 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 7 с. Серафимовка Ольгинского района Приморского края в сумме 30 907 рублей 99 копеек.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца со дня его принятия