Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.08.2009 по делу N А51-7304/2009 В удовлетворении иска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании места размещения объекта недвижимости отказано, поскольку утвержденная площадь земельного участка больше площади, испрашиваемой заявителем, и не соответствует представленным документам.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 августа 2009 г. по делу N А51-7304/2009

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края

рассмотрел в судебном заседании 04.08.09 дело по заявлению индивидуального предпринимателя А.

к Департаменту земельных ресурсов

с участием 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока

о признании незаконным отказа в предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства на земельном участке и обязании принять решение,

установил:



Индивидуальный предприниматель А. обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее по тексту - Департамент) в предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства на земельном участке в г. Владивосток, ул. Невельского, 4 и обязании принять решение о предварительном согласовании.

Определением по делу от 22.06.09 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление муниципальным имуществом, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока.

Обосновывая заявленные требования предприниматель указал, что отказ в предварительном согласовании места размещения автосервиса не соответствует ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ). Предприниматель считает, что в заявлении от 18.09.07 им указана ориентировочная площадь земельного участка, в то время как акт выбора площадки N 270/2003 от 09.09.03 не содержит указания площади согласовываемого участка, в связи с чем заявлением от 18.08.08 предприниматель уточнил площадь испрашиваемого участка до 398 кв. м, что соответствует эскизному проекту автосервиса.

Представитель Департамента в письменном отзыве, представленном в материалы дела, заявленные требования отклонил, просит в удовлетворении требований отказать, пояснил, что заявитель представил в Департамент документы, из которых следует, что площадь испрашиваемого участка составляет 186 кв. м, в связи с чем у УМИГА г. Владивостока не было оснований для утверждения заявителю проекта границ земельного участка в размере большем, чем предусмотрено актом выбора площадки под строительство.

При рассмотрении дела суд установил, что А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 07.03.97 Отделом регистрации предприятий Мэрии г. Владивостока, сведения о его регистрации внесены в ЕГРИП 21.07.04 Инспекцией МНС РФ по Ленинскому району г. Владивостока.

18.09.2007 предприниматель А. обратился в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края о заключении договора аренды с предварительным согласованием земельного участка для строительства автосервиса площадью около 200 кв. метров в районе ул. Невельского, 4 в г. Владивостоке.

06.12.07 для принятия решения о предварительном согласовании выделения земельного участка площадью примерно 200 кв. м в дополнение к заявлению предприниматель представил дополнительные документы, в том числе акт выбора площадки под строительство, выписку из дежурной кадастровой карты земельного участка, заключение СЭС, Комитета природных ресурсов и экологии, Управления пожарного надзора, техусловия.

Письмом от 07.02.08 N 29/8-18-927 Департамент направил письмо в УМИГА г. Владивостока для обеспечения утверждения проекта границ земельного участка в соответствии с вариантом его выбора, результаты которого оформлены актом выбора площадки под строительство от 09.09.03 N 270/2003 в связи с обращением предпринимателя о предоставлении в аренду земельного участка площадью 186 кв. м.

Письмом от 18.08.08, поданным в Департамент, предприниматель просит принять решение о предварительном согласовании выделения земельного участка площадью 398 кв. м.

Распоряжением от 31.10.08 N 3001 УМИГА г. Владивостока утвержден проект границ земельного участка в г. Владивостоке в районе ул. Невельского, 4 площадью 398 кв. м предпринимателю А. для строительства с предварительным согласованием места размещения автосервиса.



13.04.09 Департаментом земельных ресурсов и землеустройства Приморского края принято решение, оформленное письмом N 29/02-20-3104, об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта строительства на данном земельном участке.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд не находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом суд также исходит из того, что пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно пункту 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ устанавливает, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ выбор земельных участков для строительства осуществляется в следующем порядке. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В таком заявлении должны быть указаны: назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п. 1 ст. 31 Кодекса).

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (п. 2 ст. 31 Кодекса).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства; к данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Кодекса).

В последующем, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Кодекса). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 8 ст. 31, ст. 32 Кодекса), которое, в свою очередь, при передаче земельного участка в аренду является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора (пп. 3 п. 7 ст. 30 Кодекса).

Применительно к обстоятельствам спорного случая, суд считает, что у Департамента не было оснований для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке площадью 398 кв. м.

Судом установлено, что при обращении в Департамент предприниматель представил документы о предоставлении ему земельного участка площадью 186 кв. м.

Так, к заявлению предприниматель представил акт выбора площадки под строительство на городских землях от 09.09.03 N 270/2003 площадью 200 кв. м.

Заявитель утверждает, что акт выбора площадки от 09.09.03 не содержит указания на размер площади земельного участка под строительство.

Указанное утверждение не соответствует действительности, поскольку в судебном заседании заявителем на обозрение суда был представлен оригинал акта выбора площадки, исследование которого выявило, что акт содержал запись об определении площади размещения объекта строительства 200 кв. м, однако, впоследствии данная запись удалена при помощи технических средств (закрашена замазкой).

Также предприниматель к заявлению в Департамент приложил выписку из дежурной кадастровой карты (плана) г. Владивостока N 1112 от 27.11.07 с планом земельного участка площадью 186 кв. м, сведения в выписке о ранее выданных документах на данный участок со ссылкой на акт выбора площадки от 09.09.03 также свидетельствуют о том, что актом выбора площадки под строительство от 09.09.03 N 270/2003 был сформирован земельный участок площадью 186 кв. м.

Предприниматель также представил заключения Управления Государственного пожарного надзора ГО ЧС Приморского края от 29.01.04 N 21 и акт санитарно-эпидемиологической экспертизы материалов по отводу участка под строительство от 22.21.03, которые выданы на площадь формируемого земельного участка в 200 кв. м и ссылками на акт выбора площадки под строительство от 09.09.03.

Распоряжением УМИГА г. Владивостока от 31.10.08 N 3001 утвержден проект границ земельного участка площадью 398 кв. м, к которому прилагается проект границ, а также должны прилагаться соответствующие документы, в том числе заключение по акту выбора площадки под строительство, эскизный проект, технические условия подключения объекта к инженерно-техническим сетям обеспечения, заключения и т.д.

Вместе с тем, доказательств того, что акт выбора земельного участка площадью 398 кв. м был оформлен и представлен в УМИГА г. Владивостока заявителем ни в Департамент, ни в суд не представлено.

С учетом изложенного, суд считает, что при таких обстоятельствах у УМИГА г. Владивостока отсутствовали правовые основания для утверждения проекта границ земельного участка предпринимателю А. площадью 398 кв. м в районе ул. Невельского, 4 в г. Владивостоке под строительство автосервиса, в связи с чем Департамент обоснованно отказал предпринимателю в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства на данном земельном участке.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку при рассмотрении настоящего дела не установлено нарушений Департаментом требований ст. 30 - 32 ЗК РФ при отказе в принятии решения о предварительном согласовании места размещения автосервиса, выраженном в письме от 13.04.09 N 29/02-20-3104, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя А. о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов и землеустройства в предварительном согласовании места размещения объекта автосервиса, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Невельского, 4, отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.