Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 04.06.2009 по делу N А23-3864/08А-18-272 У судов первой и апелляционной инстанций имелось достаточно оснований для отказа в удовлетворении заявленных фондом требований о взыскании затрат на выплату социальных пособий, поскольку выплата пособий при рождении ребенка произведена отделом социальной защиты женщинам, которые не работают, не учатся, не служат, а военную службу проходят их супруги.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июня 2009 г. по делу N А23-3864/08А-18-272

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2009.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Калужского регионального отделения Фонда социального страхования на решение от 21.01.2009 Арбитражного суда Калужской области и постановление от 24.03.2009 Двадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А23-3864/08А-18-272,

установил:

Государственное учреждение - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования (далее - Фонд, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу социальной защиты населения администрации муниципального образования муниципального района “Козельский район“ (далее - Отдел социальной защиты), Администрации муниципального образования муниципального района “Козельский район“ (далее -
Администрация) о взыскании затрат на выплату социальных пособий в размере 104 000 руб.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 21.01.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2009 решение арбитражного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение и постановление суда в связи с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав объяснение представителя заявителя, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, между государственным учреждением - Калужским региональным отделением Фонда социального страхования и Отделом социальной защиты населения администрации муниципального образования муниципального района “Козельский район“ заключен договор от 17.01.2007 N 015 о перечислении Фондом средств органу социальной защиты населения для выплаты единовременных пособий, в том числе при рождении ребенка неработающим гражданам.

Согласно п. 4 указанного договора Фонд осуществляет контроль за целевым расходованием органом социальной защиты населения средств, перечисленных Фондом для выплаты пособий.

Фондом проведена проверка Отдела социальной защиты по вопросу правильности использования средств за период с 01.01.2007 по 31.12.2007.

По результатам проверки составлен акт документальной выездной проверки от 26.08.2008 N 12 и вынесено решение от 17.09.2008 N 12 о непринятии в счет средств, полученных от отделения Фонда на выплату единовременного пособия при рождении ребенка, расходов, произведенных органом социальной защиты населения с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов либо не подтвержденных документами в установленном порядке в сумме 104 000 руб.

Основанием для указанных доначислений послужил вывод о неправомерном назначении и выплате Отделом социальной защиты единовременного пособия при рождении ребенка получателям в случае, когда один из родителей
служит.

В связи с тем, что выявленная задолженность не была погашена ответчиком в добровольном порядке, Фонд обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ (далее - Закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) обеспечение по обязательному социальному страхованию - это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

На основании п.п. 6 п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 22 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ (далее - Закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ) одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является единовременное пособие при рождении ребенка. Данной статьей Закона законодатель установил, что порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 23 “Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей“, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865 (далее - Положение), установлено, что единовременное пособие при рождении ребенка
назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы, учебы), а если родители либо лицо, их заменяющее, не работает (не служит, не учится) - органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.

В силу пп. “в“ п. 26 Положения за счет федерального бюджета при рождении ребенка выплачивается единовременное пособие лицам, проходящим военную службу по контракту.

В соответствии со ст. 4 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:

средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка (за исключением пособий, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящей части), ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию; лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и
органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, проходящим военную службу по контракту: лицам, проходящим службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, лицам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций (за исключением ежемесячного пособия но уходу за ребенком, предусмотренного абзацем вторым настоящей части), а также в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа в Российскую Федерацию из воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации; неработающим женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территориях иностранных государств:

средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, женщинам, обучающимся по очной
форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования.

Учитывая вышеизложенные положения законодательства, кассационная коллегия считает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанции о том, что выплата единовременного пособия при рождении ребенка за счет средств федерального бюджета осуществляется женщинам, проходящим военную службу по контракту.

Судом установлено, что выплата пособий при рождении ребенка произведена Отделом социальной защиты женщинам, которые не работают, не учатся, не служат, а военную службу проходят их супруги.

Согласно имеющимся в материалах дела справкам о прохождении военной службы супруги указанных женщин пособие на ребенка не получали.

Таким образом, довод кассационной жалобы о том, что один из родителей ребенка проходит военную службу, службу в органах внутренних дел или МЧС России, в связи с чем пособие должно быть выплачено за счет средств федерального бюджета по месту службы, основан на неправильном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах, у судов первой и апелляционной инстанций имелось достаточно оснований для отказа в удовлетворении заявленных Фондом требований.

На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение от 21.01.2009 Арбитражного суда Калужской области и постановление от 24.03.2009 Двадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А23-3864/08А-18-272 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.