Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 28.05.2009 по делу N А68-8693/08-515/П Заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.8 КоАП РФ, и предписания о прекращении нарушения законодательства удовлетворены правомерно, поскольку ответчиком не доказано наличие оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2009 г. по делу N А68-8693/08-515/П

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.12.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009 по делу N А68-8693/08-515/П,

установил:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Российский университет дружбы народов“ (далее ГОУ ВПО “РУДН“, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Тульской области (далее - Управление Россельхознадзора) от 01.10.2008 N 71-121-ЗК о привлечении к
административной ответственности, предусмотренной ст. 8.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 15 000 руб., и предписания от 19.09.2008 о прекращении нарушения законодательства (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 25.12.08 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.09 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление Россельхознадзора просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, ссылаясь при этом на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.

Как следует из материалов дела, согласно Выписке из государственного земельного кадастра Богословскому аграрному колледжу - филиалу ГОУ ВПО “РУДН“, расположенному по адресу: 301047, Тульская область, Ясногорский район, село Богословское, на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 33 531 00 кв. м., кадастровый номер 71:23:00 00 00:0091, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования.

На основании письма Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 12.08.2008 N ФС-СД-5/8017 и приказа Управления Россельхознадзора по Тульской области от 04.09.2008 N 1171 в отношении ГОУ ВПО “РУДН“ было проведено внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; за соблюдением выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а
также порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; за выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

В ходе проверки Управление Россельхознадзора по Тульской области выявило, что ГОУ ВПО “РУДН“ не использует предназначенные для сельскохозяйственного производства в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, земельные участки общей площадью 896 га, входящие в состав земельного участка с кадастровым номером 71:23:00 00 00:0091 общей площадью 33 531 000 кв. м., расположенного в Тульской области, Ясногорском районе, Богословской с/т, о чем составило акт от 19.09.2008, протокол об административном правонарушении от 19.09.2008 N 71-121-ЗК и выдало предписание от 19.09.2008 об устранении в срок до 01.10.2009 выявленных нарушений.

Постановлением от 01.10.2008 N 71-121-ЗК ГОУ ВПО “РУДН“ привлечено к административной ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Считая привлечение к административной ответственности незаконным, ГОУ ВПО “РУДН“ обратилось в арбитражный суд.

На основании п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земель не по целевому назначению, неиспользование
земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

По смыслу данной правовой нормы, объектом административного правонарушения является индивидуально определенный земельный участок с указанием площади и границ, который подлежит использованию для сельскохозяйственного производства.

Исходя из подпункта 4 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации данный срок составляет три года.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования всех документов, из приобщенной к материалам дела выписки из государственного земельного кадастра от 28.02.2007 N 23 2/07-0832 площадь земельного участка, выделенного Богословскому аграрному колледжу, является ориентировочной, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.

Из экспликации земель, предоставленных Богословскому аграрному колледжу, усматривается, что из общей площади земель 3353 га сельскохозяйственные угодья составляют 2 997 га, из них пашни - 2 452 га, сенокосы - 92 га, пастбища - 453 га; леса, кустарники - 284 га; под водой - 30 га; другие земли - 42 га.

Однако, в предписании Управления Россельхознадзора от 19.09.2008 указано, что учреждением не используются с 2005 года пашни общей площадью
896 га, а в протоколе об административном правонарушении от 19.09.2008 N 71-121-ЗК и в постановлении от 01.10.2008 N 71-121-ЗК указано, что не используются земельные участки общей площадью 896 га.

Таким образом, суды пришли к выводу, что из материалов проверки, проведенной Управлением Россельхознадзора по Тульской области, невозможно установить, каким образом была исчислена неиспользуемая площадь земельного участка 896 га и как был определен указанный земельный участок.

Кроме того, рассматривая спор, суд посчитали, что административным органом не доказан факт неиспользования земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению в течение трехлетнего срока (2006, 2007, 2008 года), так как согласно приобщенному к материалам дела письму Департамента сельского хозяйства Тульской области от 08.12.2008 N 21-01-20/3440 сельскохозяйственный год на территории Тульской области закончился во второй декаде октября, тогда как проверка проводилась в сентябре 2008 года, то есть когда трехлетний сельскохозяйственный год еще не завершился.

Управлением Россельхознадзора по Тульской области в качестве доказательств длительного неиспользования земель сельскохозяйственного назначения представлены фототаблицы от 19.09.2008, которые не имеют привязки к местности, а также формы статистической отчетности 4-СХ, оценив, которые суды обоснованно посчитали ненадлежащими доказательствами неиспользования учреждением по целевому назначению в течение трех лет земельного участка именно площадью 896 га.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые
приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Частью 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, по делам об оспаривании решений административных органов возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судебных инстанций о том, что Управлением не доказано наличие оснований для привлечения ГОУ ВПО “РУДН“ к административной ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ и вынесения предписания об устранении нарушения земельного законодательства.

Доводы заявителя кассационной жалобы, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Также подлежит отклонению довод Управления, что предписание от 19.09.2008 не могло быть рассмотрено в рамках настоящего спора, поскольку Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях не запрещается обращаться одновременно в суд с заявлением об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и предписания о прекращении нарушения законодательства. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 20 ноября 2008 г. N 60 указано, что обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ. Следовательно, и рассмотрение такого спора проводится судом по нормам этой главы. В соответствии со статьей 130 АПК РФ истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.

Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 25.12.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009 по делу N А68-8693/08-515/П оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Тульской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.