Решения и постановления судов

Постановление ФАС Центрального округа от 21.05.2009 N Ф10-1805/09 по делу N А35-6320/08-С25 Арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения НДС. Соответственно, недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них суммы НДС, предусмотренной в цене на соответствующие услуги.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2009 г. N Ф10-1805/09

Дело N А35-6320/08-С25

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2009.

Постановление изготовлено в полном объеме 21.05.2009.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы ОАО “Территориальная генерирующая компания N 4“ в лице филиала “Курская региональная генерация“ и Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 10.12.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного суда Курской области от 24.02.2009 по делу N А35-6320/09-С25,

установил:

Открытое акционерное общество “Территориальная генерирующая компания N 4“ в лице филиала “Курская региональная генерация“ (далее - ОАО “ТГК-4“) обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 1306556 руб. 87 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ N 181-ФЗ от 24.11.1995, за счет средств казны Российской Федерации (с учетом принятых уточнений).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Курская область в лице Комитета социального обеспечения Курской области, Комитет финансов Курской области и Комитет ЖКХ Курской области.



Решением Арбитражного суда Курской области от 10.12.2008 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО “ТГК N 4“ взыскано 1107251 руб. 58 коп. В остальной части иска отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ОАО “Территориальная генерирующая компания N 4“ в лице филиала “Курская региональная генерация“ и Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Курской области обратились в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационными жалобами, в которых просят об отмене принятых судебных актов.

Заявитель кассационной жалобы - ОАО “ТГК N 4“, считает необоснованным вывод арбитражного суда об исключении суммы налога на добавленную стоимость из суммы иска.

Заявитель кассационной жалобы - Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Курской области, полагает неправомерным возмещение убытков за счет средств Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Представители сторон и третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, суд кассационной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.

Как установлено арбитражным судом, ОАО “ТГК N 4“ в период с июля по декабрь 2007 года в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ N 181-ФЗ от 24.11.1995 предоставляло соответствующей категории граждан льготы по оплате коммунальных услуг.

Ссылаясь на то, что понесенные в результате предоставления льгот расходы в сумме 1306556 руб. 87 коп. не были компенсированы, ОАО “ТГК N 4“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.



Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ N 181-ФЗ от 24.11.1995 (с изменениями от 31.12.2005) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов и инвалидов.

Согласно ст. 17 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Финансирование расходов, связанных с реализацией данного Закона, осуществляется из федерального бюджета. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (ст. 28.2).

Постановлением Правительства Российской Федерации N 652 от 19.11.2004 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 признано утратившим силу и утверждены Правила зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008 - 2010 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, согласно которым остаток не использованных субъектом Российской Федерации в отчетном году субвенций, потребность в которых сохраняется, подлежит использованию в очередном финансовом году на те же цели. В случае отсутствия у субъекта Российской Федерации потребности в субвенции соответствующие средства подлежат возврату в федеральный бюджет. Использование субвенции на погашение кредиторской задолженности прошлых лет данными Правилами не предусмотрено.

Как установлено арбитражным судом, Федеральным законом от 19.12.2006 N 238-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год“ Курской области предусмотрена субвенция на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме 417944 тыс. руб. Выделенная на указанные цели субвенция израсходована в размере 258095 тыс. руб.; неиспользованные средства субвенции направлены на погашение задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2008 на те же цели.

В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“, если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.

Вместе с тем, как правильно указал арбитражный суд, неиспользование денежных средств, перечисленных из федерального бюджета в качестве субвенций Курской области в 2007 году, в полном объеме, не освобождает Российскую Федерацию от исполнения возложенных на нее законом обязанностей по возмещению истцу его расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.

Российская Федерация, установив вышеназванным законом соответствующие льготы, приняла на себя и обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.

Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации истцу указанных затрат, истец в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения указанных расходов.

С учетом изложенного довод Министерства финансов Российской Федерации об отсутствии вины Российской Федерации и необходимости взыскания убытков с Курской области является несостоятельным и противоречащим нормам действующего законодательства.

Довод ОАО “ТГК N 4“ о неправомерном исключении НДС из суммы иска не может быть принят во внимание ввиду следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

В силу п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным категориям потребителей в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Таким образом, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения НДС. Соответственно, недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них суммы НДС, предусмотренной в цене на соответствующие услуги.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов (ст. 288 АПК РФ), не установлено.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду 24.02.2009, а не 24.02.2008.

решение Арбитражного суда Курской области от 10.12.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного суда Курской области от 24.02.2008 по делу N А35-6320/09-С25 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия.