Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 15.05.2009 N Ф10-1605/09 по делу N А68-739/08-92/17 Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и кассационной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 2009 г. N Ф10-1605/09

Дело N А68-739/08-92/17

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2009.

Постановление изготовлено в полном объеме 15.05.2009.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала Московской железной дороги - Тульского отделение на решение Арбитражного суда Тульской области от 10 октября 2008 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2009 года по делу N А68-739/08-92/17,

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала Московской железной дороги - Тульское отделение (далее - ОАО “РЖД“) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к индивидуальному
предпринимателю Антонову А.С. Сергеевичу (далее - ИП Антонов А.С.) о взыскании платы за время нахождения собственных и арендованных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 73588 руб. 10 коп. и 5889 руб. 82 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исковое заявление принято судом к производству, делу присвоен N А68-739/08-92/17.

ОАО “РЖД“ заявлен иск о взыскании с индивидуального предпринимателя Антонова А.С. платы за время нахождения собственных и арендованных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 58010 руб. 68 коп. и 4643 руб. 04 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исковое заявление принято судом к производству, делу присвоен N А68-740/08-93/17.

ОАО “РЖД“ заявлен иск о взыскании с ИП Антонова А.С. платы за время нахождения собственных и арендованных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 374972 руб. 37 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 30011 руб. 91 коп.

Исковое заявление принято судом к производству, делу присвоен N А68-741/08-94/17.

ОАО “РЖД“ заявлен иск о взыскании с индивидуального предпринимателя Антонова А.С. платы за время нахождения собственных и арендованных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 58283 руб. 97 коп. и 4856 руб. 99 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исковое заявление принято судом к производству, делу присвоен N А68-805/08-95/17. ОАО “РЖД“ заявлен иск о взыскании с индивидуального предпринимателя Антонова А.С. платы за время нахождения собственных и арендованных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 584423 руб. 32 коп. и 47876 руб. 48 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исковое заявление принято судом к производству, делу присвоен N А68-806/08-96/17.

ОАО “РЖД“ заявлен
иск о взыскании с ИП Антонова А.С. платы за время нахождения собственных и арендованных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 200815 руб. 20 коп. и 9746 руб. 82 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исковое заявление принято судом к производству, делу присвоен N А68-807/08-97/17.

ОАО “РЖД“ заявлен иск о взыскании с индивидуального предпринимателя Антонова А.С. платы за время нахождения собственных и арендованных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 47716 руб. 84 коп. и 3942 руб. 70 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исковое заявление принято судом к производству, делу присвоен N А68-835/08-98/17.

ОАО “РЖД“ заявлен иск о взыскании с ИП Антонова А.С. платы за время нахождения собственных и арендованных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 648008 руб. 32 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 53543 руб. 06 коп.

Исковое заявление принято судом к производству, делу присвоен N А68-836/08-99/17.

ОАО “РЖД“ заявлен иск о взыскании с индивидуального предпринимателя Антонова А.С. платы за время нахождения собственных и арендованных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 102356 руб. 97 коп. и 8457 руб. 46 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исковое заявление принято судом к производству, делу присвоен N А68-837/08-100/17.

ОАО “РЖД“ заявлен иск о взыскании с индивидуального предпринимателя Антонова А.С. платы за время нахождения собственных и арендованных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 87638 ру. 12 коп. и 7158 руб. 76 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исковое заявление принято судом к производству, делу присвоен N А68-624/08-73/17.

ОАО “РЖД“ заявлен иск о взыскании с индивидуального
предпринимателя Антонова А.С. платы за время нахождения собственных и арендованных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 514542 руб. 18 коп. и 42151 руб. 76 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исковое заявление принято судом к производству, делу присвоен N А68-453/08-74/17.

ОАО “РЖД“ заявлен иск о взыскании с индивидуального предпринимателя Антонова АХ. платы за время нахождения собственных и арендованных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 188446 руб. 47 коп. и 15260 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исковое заявление принято судом к производству, делу присвоен N А68-655/08-75/17.

ОАО “РЖД“ заявлен иск о взыскании с индивидуального предпринимателя Антонова А.С. платы за время нахождения собственных и арендованных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 814107,25 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 65734,17 руб.

Исковое заявление принято судом к производству, делу присвоен N А68-674/08-76/17.

ОАО “РЖД“ заявлен иск о взыскании с ИП Антонова А.С. платы за время нахождения собственных и арендованных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 792121 руб. 84 коп. и 64331 руб. 92 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исковое заявление принято судом к производству, делу присвоен N А68-167/08-16/20.

Определением Арбитражного суда Тульской области от 19.05.2008 дела N N А68-739/08-92/17, А68-740/08-93/17, А68-741/08-94/17, А68-805/08-95/17, А68-806/08-96/17, А68-807/08-97/17, А68-835/08-98/17, А68-836/08-99/17, А68-837/08-100/17, А68-624/08-73/17, А68-655/08-75/17, А68-674/08-76/17, А68-453/08-74/17, А68-167/08-16/20 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил заявленные требования и просил взыскать по объединенным требованиям плату за время нахождения собственных и арендованных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 2906732 руб. 25 коп.
и 237265 руб. 38 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 237265 руб. 38 коп.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.10.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ОАО “РЖД“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых судебных актов.

Заявитель кассационной жалобы, указывая на то, что факт простоя вагонов на железнодорожном пути подтвержден документально (ведомостями подачи и уборки вагонов, памятками приемосдатчика), вместе с тем полагает, что судом не дано надлежащей правовой оценки данным доказательствам.

По мнению заявителя, срок исковой давности им не пропущен.

Представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ОАО “РЖД“, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установлено арбитражным судом, между ОАО “РЖД“ (перевозчик) и ИП Антонов А.С. (контрагент) заключен договор N 7/94 от 15.07.2005 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути ИП Антонова А.С., предметом которого являлась подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования контрагента, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования ЗАО “Норси-Транс“ стрелкой N 1-а при станции Казначеевка Московской железной дороги, локомотивом перевозчика.

В период с декабря 2006 года по
февраль 2007 года в адрес ИП Антонова А.С. прибыли собственные и арендованные вагоны. Из-за занятости фронта выгрузки подать вагоны на железнодорожный путь необщего пользования оказалось невозможным. В соответствии с п. 6 договора вагоны были поставлены на 8-й путь станции, на ответственный простой грузополучателя, о чем были составлены акты общей формы.

Факт занятости фронта выгрузки подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов и памятками приемосдатчика за период с 21.12.2006 по 27.02.2007.

В результате задержки и простоя вагонов ИП Антонова А.С. на железнодорожных путях ОАО “РЖД“ истцом начислена плата за время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования за период с декабря 2006 года по февраль 2007 года.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО “РЖД“ в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и кассационной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.

В силу названной статьи Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.

Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.

Размер платы за пользование вагонами определяется
договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ и ст. ст. 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях“ ОАО “РЖД“ относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.

Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в
установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.

Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО “РЖД“, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.

Договором N 7/94 от 15.07.2005 также не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования и не определен размер такой платы.

При названных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали железной дороге в удовлетворении иска, указав на правильность применения ст. 39 Устава железнодорожного транспорта.

Отказывая в удовлетворении иска в связи с пропуском истцом срока исковой давности по актам N 341 от 23.12.2006, N 33 от 14.01.2007, N 22 от 21.01.2007, N 006 от 04.01.2007, N 34 от 22.01.2007, N 31 от 02.02.2007, N 357, 358 от 31.12.2006, N 29 от 31.01.2007, N 20 от 19.01.2007, N 35 от 22.01.2007, N 33 от 04.02.2007, N 21 от 19.01.2007, N 32 от 03.02.2007, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со
дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Согласно ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

В силу ст. 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Статьей 126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определено, что иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.

Аналогичная позиция изложена и в п. 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“, согласно которому иски, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, как к перевозчикам, так и перевозчиков к грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, могут быть предъявлены в пределах установленного срока исковой давности - в течение года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления исков.

Разрешая спор, арбитражный суд правильно указал, что событием, послужившим основанием для предъявления данного иска, явилась невозможность подачи вагонов ответчика на пути необщего пользования в связи с занятостью фронта выгрузки.

Давая оценку представленным в материалы дела доказательствам и принимая во внимание факт того, что на дату составления актов общей формы истцу было известно о нарушении
его прав в связи с простоем вагонов ИП Антонова на железнодорожных путях ОАО “РЖД“, арбитражный суд обоснованно отказал в иске.

Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Доводы заявителя кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права.

Переоценка обстоятельств, установленных арбитражными судами, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов не установлено.

Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 10.10.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по делу N А68-739/08-92/17 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия.