Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 24.04.2009 по делу N А14-3976/08/163/10 Исследовав фактические обстоятельства дела и представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что оспариваемый ненормативный акт вынесен органом местного самоуправления в пределах предоставленной ему компетенции, с учетом потребностей населения в рынках того или иного типа и не нарушает прав и законных интересов истца, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2009 г. по делу N А14-3976/08/163/10

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение “Надежда“ на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.08.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 по делу N А14-3976/2008/163/10,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение “Надежда“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Воронежской области от 25.04.2008 N 342 “О внесении изменений в постановление администрации области от 04.05.2007 N 380“ в части исключения из плана организации розничных рынков на территории Воронежской
области подпункта 31.34.

Решением суда от 25.08.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, 27.08.1998 на основании постановления администрации г. Воронежа от 13.01.1998 N 42 “О реконструкции мини-рынка, расположенного на ул. Краснознаменной, 171“ между ООО НПО “Надежда“ и администрацией г. Воронежа заключен договор аренды земельного участка, предметом которого указан земельный участок площадью 1078 кв. м., расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Краснознаменная, 171. Срок действия договора определен до 13.01.2008, цель - для размещения мини-рынка.

Дополнительным соглашением от 30.01.2008 на основании приказа главного управления государственного имущества Воронежской области от 17.01.2008 N 119-з срок действия указанного договора аренды продлен до 01.01.2010.

В соответствии с постановлением главы городского округа город Воронеж от 28.12.2006 N 2095 внесены изменения, касающиеся в том числе адреса земельного участка, предоставленного для размещения рынка, - г. Воронеж, ул. Краснознаменная, 171 г.

Постановлением администрации Воронежской области от 04.05.2007 N 380 утвержден план организации розничных рынков на территории Воронежской области (далее - План организации розничных рынков), в который в соответствии с подпунктом 31.34 вошел универсальный рынок, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Краснознаменная, 171г.

Управлением инвестиций и развития потребительского рынка администрации городского округа город Воронеж на основании постановления главы городского округа город Воронеж от 25.09.2007 N 1453 “О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение “Надежда“ (ООО НПО
“Надежда“) разрешения на право организации рынка по адресу: г. Воронеж, ул. Краснознаменная, 171г“ ООО НПО “Надежда“ 01.10.2007 выдано разрешение на право организации розничного рынка.

26 марта 2008 года Общество обратилось к главе городского округа город Воронеж с заявлением о выдаче разрешения на право организации универсального рынка по вышеуказанному адресу.

Постановлением от 25.04.2008 N 342 в План организации розничных рынков на территории Воронежской области внесены изменения, в постановление администрации от 04.05.2007 N 380, в соответствии с которыми подпункт 31.34, предусматривающий организацию универсального рынка по адресу: г. Воронеж, ул. Краснознаменная, 171г, был исключен.

15 мая 2008 года постановлением главы городского округа город Воронеж N 845 Обществу отказано в продлении разрешения на право организации универсального розничного рынка по вышеуказанному адресу на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2006 года N 271-ФЗ “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации“ (далее - Закон N 271-ФЗ) в связи с несоответствием места расположения объекта недвижимости, принадлежащего заявителю, Плану организации розничных рынков на территории Воронежской области. ООО НПО “Надежда“ предписано прекратить деятельность рынка и в срок до 01.06.2008 осуществить демонтаж временных сооружений и иного торгового оборудования, расположенного на данном земельном участке, и привести данную территорию в первоначальное состояние, с учетом правил благоустройства и санитарного содержания.

Считая постановление от 25.04.2008 N 342 в части исключения из Плана организации розничных рынков на территории Воронежской области универсального рынка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Краснознаменная, 171г, незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с п. 1 ст.
4 Закона N 271-ФЗ рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.

Планом, указанным в части 1 настоящей статьи, должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы (п. 2).

Во исполнение Закона N 271-ФЗ администрация Воронежской области постановлением от 04.05.2007 N 380 утвердила План организации розничных рынков, в пункте 2 которого указано, что изменение Плана организации розничных рынков на территории Воронежской области осуществляется с учетом предложений исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления городских округов, поселений Воронежской области, обосновывающих включение розничных рынков в план или исключение розничных рынков из плана.

При этом обязательных требований к самому обоснованию, в том числе об учете потребностей муниципального образования в розничных рынках, не устанавливается.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с предложением об исключении универсального рынка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Краснознаменная, 171г, в администрацию обратилось Управление инвестиций и развития потребительского рынка администрации городского округа город Воронеж, являющееся в соответствии с Положением о данном структурном подразделении администрации города, утвержденным распоряжением главы городского округа город Воронеж от 15.02.2007 N 108-р, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, который осуществляет регулирование
формирования и деятельности рынков на территории городского округа город Воронеж.

В обоснование исключения указанного выше розничного рынка управление сослалось на окончание срока действия разрешения на организацию рынка и многочисленные нарушения при организации и функционировании данного рынка, несоблюдение законодательства о санитарном благополучии населения.

С учетом изложенного суд указал, что внесенное в администрацию Воронежской области предложение соответствовало требованию обоснования исключения рынка из Плана организации рынков.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом ненормативный акт может быть признан незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или
совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ фактические обстоятельства дела и представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что постановление в оспариваемой части вынесено администрацией в пределах предоставленной компетенции, с учетом предложения органа местного самоуправления и потребностей населения в рынках того или иного типа, и не нарушает прав и законных интересов Общества.

Судебная коллегия считает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам.

Доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.08.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 по делу N А14-3976/2008/163/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.