Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.07.2009 по делу N А51-7739/2009 Отсутствие на спорном земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности (либо отсутствие регистрационных документов, подтверждающих право собственности на возведенные строения), не может служить препятствием для переоформления им права постоянного (бессрочного) пользования этим участком на право собственности на этот участок.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 6 июля 2009 г. по делу N А51-7739/2009

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества “Ремстройцентр“

к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края,

о признании незаконным бездействия,

установил:

открытое акционерное общество “Ремстройцентр“ (далее - “заявитель“, “общество“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее - “ответчик“, “Департамент“), выразившегося в уклонении от предоставления обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:107 площадью 6644 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 109 и обязании Департамент принять решение о предоставлении обществу на праве собственности данного земельного участка, направить заявителю копию решения и проект договора купли-продажи.



В ходе рассмотрения дела заявитель дважды уточнял предмет спора, в судебном заседании 30.06.09 уточнил предмет спора и просит признать незаконным бездействие Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, выразившегося в уклонении от рассмотрения по существу и принятия решения о представлении обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:107 площадью 6644 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 109 и обязании Департамент принять в двухнедельный срок с момента вступления в силу судебного акта по делу принять решение о предоставлении обществу на праве собственности данного земельного участка, направить заявителю копию решения и проект договора купли-продажи.

В судебном заседании заявитель поддержал требования, в обоснование которых сослался на положения статьи 36 Земельного кодекса РФ, пункт 2 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

По мнению заявителя, Департамент в нарушение пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок не принял решение о предоставлении земельного участка в собственность, чем нарушил права и законные интересы общества на приватизацию земельного участка.

Департамент по заявленным требованиям возразил, представил отзыв на заявление, указав на то, что заявитель при обращении в Департамент не представил документы, подтверждающие нахождение на испрашиваемом земельном участке принадлежащих ему объектов недвижимости.

При рассмотрении дела 24.06.09 судом объявлен перерыв в порядке ст. 163 АПК РФ, после чего 30.06.09 судебное заседание продолжено с участием тех же представителей сторон.

Резолютивная часть решения оглашена 30.06.09, изготовление мотивированного решения в полном объеме откладывалось судом на основании п. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Открытое акционерное общество “Ремстройцентр“ зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока 03.02.2003, предприятие создано путем реорганизации в форме разделения ОАО “МОКХ“.

На основании Государственного акта от 24.04.65 г. ОАО “МОКХ“ администрацией г. Владивостока выдан Государственный акт ПК-28 N 00379, который зарегистрирован Книге записей Государственных актов на право собственности, владения и пользования землей за N 379 от 25.01.94, о предоставлении 1.1538 га земли по ул. Снеговой, 109 в г. Владивостоке в бессрочное (постоянное) пользование в границах, указанных на чертеже, для размещения технической базы.

В результате разделения ОАО “МОКХ“ правопреемнику ОАО “Ремстройцентр“ в соответствии с разделительным балансом, приложением к нему в виде Соглашения N 12, к ОАО “Ремстройцентр“ перешло право пользования на часть земельного участка, расположенного по ул. Снеговой, 109, в границах, указанных в приложении N 1 (техплан территории) к соглашению.



25.12.08 общество обратилось в Департамент с заявлением N 282 о предоставлении в собственность земельного участка для дальнейшей эксплуатации технической базы площадью 6644 кв. м по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 109, с приложением кадастрового паспорта на участок с кадастровым номером 25:28:040014:107.

Согласно представленного кадастрового паспорта земельный участок площадью 6644 кв. м относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования (назначения) - для дальнейшей эксплуатации технической базы.

02.04.09 Департамент направил в адрес заявителя письмо N 29/02-20-2831 о необходимости представления документов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимости Лит. В, В1, В2, В, Е, Е1, Ж, расположенные на испрашиваемом земельном участке. Иных требований либо выявленного несоответствия поданного заявления и документов к нему предъявляемым требованиям Департаментом не указано.

Не согласившись с бездействием Департамента по непринятию решения, общество обратилось в суд.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает требования заявителя обоснованными по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как следует из приведенной правовой нормы, переоформление прав на земельный участок, предоставленный ранее в постоянное (бессрочное) пользование, является обязанностью всех юридических лиц независимо от того, возвели ли они строения на предоставленных им земельных участках или нет, при этом выбор права собственности или аренды принадлежит этим лицам,

Из разъяснения, содержащегося в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ следует, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти земельные участки.

Одинаковый порядок (административная процедура) предоставления прав на соответствующие земельные участки не означает, что пунктом 2 статьи 3 названного Закона и статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации регулируются одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.

Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие условия приобретения земли в собственность - наличие титула права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность - наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования.

Отсутствие на спорном земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности (либо отсутствие регистрационных документов, подтверждающих права собственности на возведенные строения), не может служить препятствием для переоформления им права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 20 в Законе N 137-ФЗ отсутствует, имеется в виду статья 3.

В данном случае статья 36 Земельного кодекса РФ указана в названной статье 20 Закона N 137-ФЗ лишь в качестве нормы права, регулирующей правила такого переоформления.

Таким образом, законодатель не связывает возможность предоставления земельного участка в собственность лицу, на праве постоянного (бессрочного) пользования, с нахождением на земельном участке зданий, строений, сооружений.

При изложенных обстоятельствах довод Департамента о непредставлении заявителем документов, подтверждающих нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, указанных в статье 36 Земельного кодекса РФ и обоснованности в связи с этим его действий, не соответствует положениям пункта 2 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

На основании изложенного, суд считает, что заявитель вправе был переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности, а Департамент является лицом, обязанным в силу прямого указания закона передать данный земельный участок в собственность общества, приняв соответствующее решение и оформив договор купли-продажи.

Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Таким образом, установленный Земельным кодексом Российской Федерации месячный срок на рассмотрение заявления общества о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, истек 26.01.09.

Вместе с тем, письмо Департамента N 29/02-20-2831 датировано только 02.04.09, то есть с превышением установленного срока рассмотрения заявления более чем на два месяца.

Кроме того, данным письмом заявитель поставлен в известность о необходимости представления дополнительных документов, однако, по существу обращение общества не рассмотрено по настоящее время.

Следовательно, несоблюдение Департаментом установленного пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срока рассмотрения заявления о приобретении прав на земельный участок является бездействием органа государственной власти, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В связи с этим подлежит удовлетворению требование заявителя о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в уклонении от предоставления обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:17 площадью 6644 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 109.

Исходя из смысла части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд вправе обязать соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган, должностное лицо совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, принять решение о предоставлении соответствующего земельного участка в собственность или в аренду, а также подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу с предложением о заключении соответствующего договора, в связи с чем суд принимает решение об обязании Департамент принять решение о предоставлении заявителю земельного участка в собственность за плату.

Возражения Департамента об установлении не менее месячного срока для рассмотрения заявления общества в соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК суд отклоняет, поскольку такой срок установлен для уполномоченного органа и предоставляется ему для рассмотрения заявления обратившегося лица и принятия соответствующего решения, в то время как в данном случае суд устанавливает пятнадцатидневный срок для принятия Департаментом решения в порядке восстановления нарушенных прав заявителя.

Поскольку п. 6 ст. 36 ЗК РФ установлены соответствующие сроки и процедура подготовки проекта договора купли-продажи и направления его заявителю после принятия соответствующего решения, суд считает достаточной мерой восстановления нарушенных прав обязание Департамента принять решение о предоставлении земельного участка в собственность.

Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным бездействие Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, выразившееся в уклонении от рассмотрения по существу и принятия решения о предоставлении в собственность за плату принадлежащего Открытому акционерному обществу “Ремстройцентр“ на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 6644 кв. м с кадастровым номером 25:28:040014:17, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 109, в связи с несоответствием нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Закону о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Обязать Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в пятнадцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении открытому акционерному обществу “Ремстройцентр“ в собственность земельного участка площадью 6644 кв. м с кадастровым номером 25:28:040014:17, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 109.

Взыскать с Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Бородинская, 12, в пользу открытого акционерного общества “Ремстройцентр“ судебные расходы на уплату госпошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.