Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2009 по делу N А51-4948/2009 Иск о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка для строительства гидротехнического сооружения, и обязании принять такое решение частично удовлетворен, поскольку предпринимателем были представлены все необходимые документы и соблюден порядок для предоставления в аренду земельного участка.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 30 июня 2009 г. по делу N А51-4948/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 23 июня 2009 года.

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя М.

к Управлению лесным хозяйством Приморского края

о признании незаконными действий по отказу в предоставлении в аренду земельного участка,

установил:



Индивидуальный предприниматель М. (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления лесным хозяйством Приморского края (далее по тексту - управление), выразившихся в отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка площадью 35 га, расположенного в кварталах N 27, 28 Островного участкового лесничества Владивостокского лесничества.

Одновременно заявитель просит обязать управление принять решение о предоставлении в аренду спорного земельного участка.

В ходе судебного разбирательства предприниматель уточнил, что оспаривает отказ в предоставлении в аренду земельного участка площадью 35 га, расположенного в кварталах N 25, 27 Островного участкового лесничества Владивостокского лесничества (о. Рикорда), и просит обязать управление устранить допущенные нарушения и принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 35 га, расположенного в кварталах N 25, 27 Островного участкового лесничества Владивостокского лесничества (о. Рикорда), для строительства гидротехнического сооружения.

При этом заявитель указал, что обращался в управление с заявлением о предоставлении земельного участка в кварталах N 25 и N 27, а управление своим письмом от 13.03.2009 отказало в предоставлении земельного участка в кварталах N 27 и N 28, фактически допустив техническую опечатку.

В обоснование заявленных требований с учетом дополнительных пояснений предприниматель пояснил, что им в соответствии с требованиями статей 21, 44 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) был соблюден порядок для получения земельного участка в аренду для строительства гидротехнического сооружения.

Поскольку предпринимателем был представлен полный пакет документов для заключения договора аренды лесного участка для строительства гидротехнического сооружения, заявитель считает, что отказ в предоставлении земельного участка, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя.

Возражая на доводы управления, предприниматель указал, что управление правомочно принимать решение о предоставлении в аренду спорного лесного участка, тем более что последнее является единственным органом, обладающим полномочиями по заключению договоров аренды лесных участков. В связи с этим ссылки управления на решение арбитражного суда от 25 января 2006 года по делу N А51-2570/2004-3-64 как на основание для отказа предпринимателю в предоставлении земельного участка, по мнению заявителя, необоснованны.

Управление требования предпринимателя с учетом дополнительных возражений на заявление не признает, указывает, что в нарушение пунктов 13 - 15 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка в заявлении предпринимателя о предоставлении в аренду лесного участка были указаны недостоверные сведения о заявителе.

Кроме того, управление указало, что оно неправомочно принимать решение о предоставлении в аренду спорного лесного участка, расположенного в островном участковом лесничестве Владивостокского лесничества, до учета его в реестре федерального имущества и регистрации на него права собственности РФ.

С учетом изложенного управление считает свое решение законным и обоснованным и просит отказать в удовлетворении заявления предпринимателя.



Заслушав пояснения предпринимателя и возражения управления, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

М. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока 21 мая 2007 года, ОГРН 307253614100041, что подтверждается свидетельством серии 25 N 002852739.

06 июня 2007 года предприниматель обратился с заявлением N 57/3-П к начальнику Лесного департамента по Приморскому краю о заключении договора долгосрочной аренды между ИП М. и КГУ “Владивостокский лесхоз“ земельного участка площадью 35 га на острове Рикорда под строительство специализированного порта для швартовки, стоянки, ремонта и пополнения запасов маломерных судов и плавсредств отделения по выращиванию, воспроизводству и научному исследованию аква-марикультуры, приоритетной отрасли в области развития сельского хозяйства Приморья. К заявлению предприниматель приложил копию плана испрашиваемого земельного участка.

В ответ управление письмом от 06.07.2007 N 7-11/49/648 сообщило, что предпринимателю необходимо представить документы, подтверждающие, что планируемый объект относится к специализированному порту в соответствии с нормативными документами, а также заявление, оформленное в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

10 апреля 2008 года предприниматель вновь обратился с заявлением N 282/2 к управлению о заключении договора аренды спорного земельного участка на острове Рикорда. К заявлению были приложены соответствующие документы, в том числе, эскизный проект и программа планируемой деятельности на острове Рикорда, включающей схему функционального зонирования территории (генплан), топосъемка.

Одновременно этого же числа заявитель обратился с заявлением N 287/2 к вице-губернатору Приморского края с просьбой согласовать размещение специализированного порта на данном острове для обслуживания спортивных яхт, прогулочных, маломерных судов и катеров.

07 мая 2008 года управление письмом N 7-11/49/949 пояснило, что рассмотрело заявление предпринимателя, однако представленный заявителем пакет документов для заключения договора аренды лесного участка не соответствует требованиям, установленным пунктами 13 - 15 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

02 июля 2008 года предприниматель сопроводительным письмом N 302/2 представил необходимые документы, заверенные в нотариальном порядке.

01 августа 2008 года управление письмом N 7-11/49/1727 пояснило, что оно примет соответствующее решение, в случае если предприниматель представит положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В свою очередь, предприниматель письмом N 348 от 27.08.2008 ответил, что получение разрешения на строительство и государственная экспертиза проектной документации производится на основании правоустанавливающих документов на земельный участок. При этом заявитель указал, что положительный ответ на предпроектную документацию от Росприроднадзора он представил письмом от 04.03.2008 N 04-10-13/435.

26 сентября 2008 года управление письмом N 7-11/49/2145 вновь указало, что не может принять решение о передаче предпринимателю испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку последний находится в зеленых зонах защитных лесов земель лесного фонда Островного участкового лесничества Владивостокского лесничества. Ссылаясь на пункт 3 статьи 105 ЛК РФ, управление пояснило, что размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений, запрещается.

18 декабря 2008 года предприниматель вновь обратился в управление с заявлением о предоставлении спорного лесного участка в аренду сроком на 49 лет. При этом заявитель пояснил, что разработан новый инвестиционный проект, изменено название объекта строительства.

17 февраля 2009 года управление письмом N 49-02-74/348 сообщило, что не может принять решение о передаче спорного земельного участка в аренду на том основании, что в силу статьи 11 Водного кодекса РФ при использовании водного объекта для строительства гидротехнического сооружения требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Одновременно с письмом управление возвратило предпринимателю ранее направленные документы.

На этот ответ предприниматель обратился к Приморскому межрайонному природоохранному прокурору с просьбой принять меры прокурорского реагирования, на что прокуратура письмом от 12.03.2009 N 67ж-08 сообщила заявителю, что в адрес начальника управления было вынесено предписание об устранении нарушений, допущенных отдельными должностными лицами.

04 марта 2009 года предприниматель опять обратился в управление с заявлением N 44/2 о предоставлении в аренду лесного участка общей площадью 35 га, сроком на 49 лет, расположенного на территории Приморского края Владивостокского лесничества в квартале N 25 (выделы NN 21, 22 и части выделов NN 3, 10, 14, 15, 16, 17, 18, 19), в квартале N 27 (выделы NN 1, 2, 4 и части выделов NN 3, 4, 5, 6, 15) Островного участкового лесничества. Вид использования лесов - строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений и искусственного водного объекта. Одновременно заявитель приложил соответствующие документы.

Письмом от 13.03.2009 N 49-02-74/591 управление вновь возвратило предпринимателю документы и отказало в предоставлении лесного участка в аренду, поскольку заявление не соответствовало требованиям Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка противоречит лесному законодательству и нарушает права предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, М. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд находит требования предпринимателя подлежащими частичному удовлетворению в силу следующего.

Пунктом 2 статьи 71 ЛК РФ установлено, что предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом.

Согласно пункту 2 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЛК РФ использование лесов включает в себя, в том числе строительство и эксплуатацию водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 44 ЛК РФ использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.

Лесные участки используются для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов в соответствии с водным законодательством.

Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе, для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.

В силу пункта 2 статьи 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения аукциона в случаях, предусмотренных статьями 43 - 45 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ установлено, что до 1 января 2010 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.

Согласно пункту 19 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и форма примерного договора аренды лесного участка, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 (далее по тексту - Правила N 324), в случае принятия решения без проведения аукциона арендодателем обеспечивается проведение государственного кадастрового учета передаваемого в аренду лесного участка, после чего арендодатель и заявитель в течение 30 дней осуществляют подготовку и подписание договора по форме примерного договора аренды лесного участка.

Из материалов дела усматривается, что 04 марта 2009 года предприниматель обратился в управление с заявлением о принятии решения о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка на острове Рикорда площадью 35 га, в том числе: гидротехнические сооружения с линейными объектами - 32,30 га, объекты жизнеобеспечения и соцкультуры - 0,95 га, лесные тропы - 1,75 га.

Указанные данные следуют также и из основных технико-экономических показателей.

Одновременно предприниматель предоставил пакет документов, необходимых для предоставления спорного земельного участка площадью 35 га в аренду для строительства гидротехнических сооружений, в том числе: заявление с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, данных документа, удостоверяющего личность; местоположения и площади лесного участка, испрашиваемого в аренду; обоснованием цели, вида и срока использования лесов, расположенных на лесном участке, который предполагается взять в аренду; выписку из ЕГРИП, копию свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе, план-схему М 1:10000 запрашиваемого лесного участка; общие данные/основные технико-экономические показатели ГС (ОТЭП), план-схему “Причальная стенка“; генплан, согласование МЧС М 1:2000 Гидротехнические сооружения.

Поскольку предпринимателем в полной мере был соблюден порядок получения земельного участка в аренду для строительства гидротехнических сооружений, регламентированный статьями 21, 44 ЛК РФ, и были представлены все необходимые документы, предусмотренные законом, то при таких условиях у управления отсутствовали основания для отказа заявителю в предоставлении земельного участка площадью 32,30 га.

Делая указанный вывод, суд исходит из текста заявления предпринимателя от 04.03.2009, согласно которому для строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений предприниматель просил предоставить земельный участок площадью 32,30 га. Остальной земельный участок площадью 2,70 га, как следует из заявления предпринимателя от 04.03.2009, не связан со строительством гидротехнических сооружений и определен как участок необходимый для лесных троп и объектов жизнеобеспечения и соцкультбыта.

При таких обстоятельствах отказ управления не соответствует закону только в части отказа в предоставлении в аренду земельного площадью 32,30 га.

Соответственно, требования заявителя о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка площадью 2,70 га для строительства гидротехнических сооружений противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Доводы управления о том, что заявление предпринимателя было подано с нарушением пунктов 13 - 15 Правил N 324, поскольку в заявлении от 04.03.2009 были указаны недостоверные сведения о заявителе, судом отклоняются.

Пунктом 12 данных Правил установлено, что в случае заключения договора без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ заинтересованное в получении права аренды лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 Правил (арендодатель).

Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо указанные документы возвращаются заявителю с обоснованиями причин возврата, указанными в пункте 16 Правил.

Основанием для непринятия решения и возврата документов согласно подпункту “б“ пункта 16 Правил N 324 может служить подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных пунктами 13 - 15 настоящих Правил.

По мнению управления, о таких нарушениях свидетельствует то обстоятельство, что во вводной части заявления было указано “М.“, а заявление было подписано “индивидуальный предприниматель М.“.

В данном случае суд считает, что это обстоятельство не свидетельствует о разночтениях в поданном заявлении, тем более, что к заявлению от 04.03.2009 была приложена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, копия гражданского паспорта и свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, согласно которым М. и индивидуальный предприниматель М. совпадают в одном лице.

Ссылки управления на то, что оно неправомочно принимать решение о предоставлении в аренду спорного лесного участка, расположенного в Островном участковом лесничестве Владивостокского лесничества, до учета его в реестре федерального имущества и регистрации на него права собственности РФ, судом не могут быть приняты во внимание.

В данном случае суд исходит из того, что бездействие Росимущества, выраженное в том, что на земельный участок площадью 32,30 га, расположенный в кварталах N 25, 27 Островного участкового лесничества Владивостокского лесничества (о. Рикорда), не зарегистрировано право федеральной собственности, не может препятствовать предпринимателю в реализации своего права аренды на спорный лесной участок в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ.

К тому же, из материалов дела следует, что отсутствие регистрации права федеральной собственности на спорный лесной участок не препятствует управлению принимать решения о предоставлении в аренду лесных участков, прилегающих к спорному.

Кроме того, частично удовлетворяя требования предпринимателя, суд исходит из следующего.

Статьей 1 ЛК РФ провозглашено, что лесное законодательство основывается, в том числе, на принципе участия граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством порядке и формах.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов в Российской Федерации“ деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в том числе в соответствии с принципом верховенства Конституции Российской Федерации.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).

Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“.

В силу статьи 12 данного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения. Возможность продления срока рассмотрения обращения не более чем на 30 дней допускается в исключительных случаях.

Рассмотрение обращения считается оконченным, когда разрешены содержащиеся в нем вопросы, либо когда их разрешение компетентным органом невозможно, о чем сообщено заявителю.

Таким образом, данным Законом установлен принцип обязательности ответов в установленный срок на обращения граждан.

Кроме этого из смысла указанного Закона следует, что ответ дается с целью достижения результата.

Из материалов настоящего дела видно, что предпринимателем в период с 06 июня 2007 года велась переписка с управлением по вопросу предоставления в долгосрочную аренду земельного участка на острове Рикорда. При этом официальный отказ от управления последовал только 13 марта 2009 года, что свидетельствует о безосновательном затягивании рассмотрения обращения предпринимателя.

Кроме этого, все предыдущие ответы управления в период с 06 июля 2007 года нельзя расценивать как ответы уполномоченного органа на заявление предпринимателя, так как данные многочисленные ответы имели информативный характер и не разрешали заявление М. по существу.

На основании изложенного управление, предварительно указывая в своих письмах о предоставлении необходимых документов на испрашиваемый земельный участок, необоснованно отказало предпринимателю в предоставлении в аренду земельного участка, необходимого для строительства гидротехнических сооружений.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка в ходе судебного разбирательства не установлено, в связи с чем суд признает действия управления противоречащими Лесному кодексу РФ.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Подводя итог изложенному, суд считает, что отказ управления принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 35 га, расположенного в кварталах N 25, 27 Островного участкового лесничества Владивостокского лесничества (о. Рикорда) для строительства гидротехнического сооружения, оформленный письмом от 13.03.2009 N 49-02-74/591, противоречит закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя, в связи с чем требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению только в части земельного участка площадью 32,30 га.

С учетом изложенного нарушенное право на основании части 5 статьи 201 АПК РФ подлежит восстановлению путем обязания управления принять решение о предоставлении предпринимателю в долгосрочную аренду спорного земельного участка площадью 32,30 га.

На основании статьи 110 АПК РФ и статьи 333.17 НК РФ судебные расходы по госпошлине в связи с частичным удовлетворением требований заявителя подлежат взысканию с управления в пользу предпринимателя.

При этом учитывая, что заявителем в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ излишне уплачена государственная пошлина в сумме 900 руб. за подачу настоящего заявления, она на основании статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату из бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконными действия Управления лесным хозяйством Приморского края, выразившиеся в отказе принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 32,30 га, расположенного в кварталах N 25, 27 Островного участкового лесничества Владивостокского лесничества (о. Рикорда) для строительства гидротехнического сооружения, оформленном письмом от 13.03.2009 N 49-02-74/591, как не соответствующие Лесному кодексу РФ.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать Управление лесным хозяйством Приморского края в 30-дневный срок с даты вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос по вновь представленным документам и принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю М. в аренду земельного участка площадью 32,30 га, расположенного в кварталах N 25, 27 Островного участкового лесничества Владивостокского лесничества (о. Рикорда) для строительства гидротехнического сооружения.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Взыскать с Управления лесным хозяйством Приморского края, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Белинского, 3а, в пользу индивидуального предпринимателя М. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 (сто) рублей.

Возвратить индивидуальному предпринимателю М. из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 900 (девятьсот) рублей, излишне уплаченную по квитанции от 13.04.2009 через ОСБ N 8635/0170.

Исполнительные листы и справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, через Арбитражный суд Приморского края.