Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 19.02.2009 по делу N А48-2177/08-2 Для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, НК РФ предусматривает определенный порядок принудительного взыскания налога и устанавливает соответствующие сроки, при истечении и нарушении которых уполномоченные органы не вправе в дальнейшем осуществлять бесспорное взыскание недоимок.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2009 г. по делу N А48-2177/08-2

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Советскому району г. Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 31.07.08 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.08 г. по делу N А48-2177/08-2,

установил:

Дочернее общество с ограниченной ответственностью “Передвижная механизированная колонна-259“ ОАО “Орелагропромстрой“ в лице конкурсного управляющего Широкова Н.В. (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением к Инспекции ФНС РФ по Советскому району г. Орла (далее - налоговый орган) о признании незаконными действий
по выставлению инкассовых поручений от 04.02.08 г. N 204, от 28.02.08 г. N N 482 - 498 и обязании отозвать из банка указанные инкассовые поручения.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 31.07.08 г. заявление удовлетворено.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.08 г. решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогового органа - без удовлетворения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителя налогового органа, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление судов следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Орловской области от 04.07.07 г. по делу N А48-143/07-16б Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим Общества утвержден Н.В.Широков.

Налоговый орган направил в адрес Общества требование N 2154 по состоянию на 10.04.07 г. об уплате налога на имущество в сумме 1504 руб. и пени в сумме 11,27 руб. в срок до 30.04.07 г. Поскольку налогоплательщик в добровольном порядке не исполнил указанное требование налогового органа, инспекция в порядке, установленном ст. 46 НК РФ, вынесла решение от 08.05.07 г. N 359 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. На основании данного решения выставлены инкассовые поручения от 08.05.07 г. N 797, 798.

Налоговый орган направил в адрес Общества требование N 3007 по состоянию на 23.04.07 г. об уплате ЕСН в сумме 108682 руб. и пени в сумме 5605,34 руб.
в срок до 14.05.07 г. Поскольку налогоплательщик в добровольном порядке не исполнил указанное требование налогового органа, инспекция в порядке, установленном ст. 46 НК РФ, вынесла решение от 16.05.07 г. N 407 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. На основании данного решения выставлены инкассовые поручения от 16.05.07 г. N N 972 - 977.

Налоговый орган направил в адрес Общества требование N 4832 по состоянию на 11.05.07 г. об уплате транспортного налога в сумме 11957 руб. в срок до 01.06.07 г. Поскольку налогоплательщик в добровольном порядке не исполнил указанное требование налогового органа, инспекция в порядке, установленном ст. 46 НК РФ, вынесла решение от 04.06.07 г. N 511 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. На основании данного решения выставлено инкассовое поручение от 04.06.07 г. N 1268.

Налоговый орган направил в адрес Общества требование N 5343 по состоянию на 14.05.07 г. об уплате налога на имущество в сумме 153 руб. и пени в сумме 7,74 руб. в срок до 04.06.07 г. Поскольку налогоплательщик в добровольном порядке не исполнил указанное требование налогового органа, инспекция в порядке, установленном ст. 46 НК РФ, вынесла решение от 06.06.07 г. N 594 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. На основании данного решения выставлены инкассовые поручения от 06.06.07 г. N N 1424, 1425.

Налоговый орган направил в адрес Общества требование N 7349 по состоянию на 25.07.07 г. об уплате ЕСН в сумме 16527
руб. и пени в сумме 279220,3 руб. в срок до 04.08.07 г. Поскольку налогоплательщик в добровольном порядке не исполнил указанное требование налогового органа, инспекция в порядке, установленном ст. 46 НК РФ, вынесла решение от 21.09.07 г. N 1099 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. На основании данного решения выставлены инкассовые поручения от 21.09.07 г. N N 2759 - 2762.

Налоговый орган направил в адрес Общества требование N 274 по состоянию на 08.08.07 г. об уплате ЕСН в сумме 167771 руб. и пени в сумме 4594,11 руб. в срок до 18.08.07 г. Поскольку налогоплательщик в добровольном порядке не исполнил указанное требование налогового органа, инспекция в порядке, установленном ст. 46 НК РФ, вынесла решение от 10.09.07 г. N 1078 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. На основании данного решения выставлены инкассовые поручения от 10.09.07 г. N N 2710, 2711.

Налоговый орган направил в адрес Общества требование N 677 по состоянию на 24.12.07 г. об уплате ЕСН в сумме 10110 руб. в срок до 03.01.08 г. Поскольку налогоплательщик в добровольном порядке не исполнил указанное требование налогового органа, инспекция в порядке, установленном ст. 46 НК РФ, вынесла решение от 04.02.08 г. N 138 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.

Поскольку на расчетных счетах Общества не было денежных средств, инкассовые поручения были помещены банками в картотеку. В связи с закрытием Обществом расчетных счетов в филиале ОРУ “МИНБ“, г.
Орел 26.12.07 г. и в Орловском РФ ОАО “Россельхозбанк“ 28.12.07 г. указанные инкассовые поручения были возвращены банками из картотек без исполнения.

17.01.08 г. Общество открыло расчетный счет N 40702810700000000411 в ЗАО АИКБ “Зенит Бизнес Банк“.

На указанный расчетный счет Общества инспекция выставила инкассовые поручения от 04.02.08 г. N 204, от 28.02.08 г. N N 482 - 498 на общую сумму 319060,46 руб.

Общество, полагая, что указанные инкассовые поручения нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявление Общества, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

Согласно п. п. 2 и 3 ст. 46 НК РФ налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет денежных средств после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, а затем направить в банк инкассовое поручение на списание и перечисление необходимых средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В
этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Данный порядок применяется также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора (п. 9 ст. 46 НК РФ).

Исходя из системного анализа указанных норм процедура принудительного взыскания недоимки и задолженности по налогам и пене проходит несколько взаимосвязанных этапов, начиная с выставления требования, вынесения решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и направления инкассового поручения в банк и заканчивая решением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.

Для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, НК РФ предусматривает определенный порядок принудительного взыскания налога и устанавливает соответствующие сроки, при истечении и нарушении которых уполномоченные органы не вправе в дальнейшем осуществлять бесспорное взыскание недоимок.

Поскольку статьи НК РФ, регламентирующие порядок принудительного взыскания налога, не содержат какого-либо иного срока, кроме предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ 60-дневного, данный срок применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке. Иное толкование закона привело бы к возможности осуществления налоговым органом бесспорного взыскания по инкассовым поручениям налоговых обязательств без ограничения срока.

Как установлено судом и следует из материалов дела, инкассовые поручения от 28.02.08 г. N N 482 - 498 выставлены во исполнение решений от 08.05.07 г. N 359, от 16.05.07 г. N 407, от 04.06.07 г. N 511, от 06.06.07 г. N 594, от 10.09.07 г. N 1078, от 21.09.07 г. N 1099, т.е. с нарушением названного срока.

Кроме того, начисленные суммы недоимки и пени ранее уже предъявлялись ко взысканию со
счетов заявителя. Как правомерно указал суд, законодательство о налогах и сборах не предусматривает такого процессуального действия, как перевыставление налоговым органом ранее выставленных инкассовых поручений путем направления в банк новых.

На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что налоговым органом не соблюден порядок принудительного взыскания спорной суммы недоимки и пени, в связи с чем правомерно признали действия инспекции по выставлению инкассовых поручений от 28.02.08 г. N 482 - 498 незаконными.

Признавая неправомерным выставление налоговым органом инкассового поручения от 04.02.08 г. N 204, суд обоснованно указал, что поскольку с момента введения процедуры наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам, налоговый орган, выполняя предписания Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, а также п. 2 ст. 854 ГК РФ, обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода и срок уплаты налога).

Как следует из материалов дела, в инкассовом поручении от 04.02.08 г. N 204 не содержится сведений, позволяющих отнести взыскиваемые налоги к текущим, следовательно, действия налогового органа по выставлению данного инкассового поручения правомерно признаны судами первой и апелляционной инстанций незаконными.

Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции инспекции по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.
287, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 31 июля 2008 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2008 года по делу N А48-2177/08-2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Советскому району г. Орла - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.