Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 17.02.2009 по делу N А09-2098/2008-20 Законом о регистрации не предусмотрена регистрация права хозяйственного ведения на недвижимое имущество без регистрации первичного права собственности. Поскольку на момент обращения предприятия в регистрирующий орган права общей долевой собственности РФ и области на спорный объект не были зарегистрированы, суд пришел к правильному выводу о том, что отказ управления в регистрации заявленного права правомерен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2009 г. по делу N А09-2098/2008-20

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия “Брянский молочный завод детского питания“ на решение Арбитражного суда Брянской области от 01.10.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу N А09-2098/2008-20,

установил:

государственное унитарное предприятие “Брянский молочный завод детского питания“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению федеральной регистрационной службы по Брянской области (далее - Управление) о признании отказа в государственной регистрации от 24.03.2008 N Ю9/20008-212 недействительным.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация
Брянской области в лице Управления имущественных отношений Брянской области.

Решением суда от 01.10.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Предприятие просит решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Брянской области 22.06.2007 по делу N А09-9806/05-6-18 за Предприятием признано право хозяйственного ведения на 12/100 долей объекта недвижимости - главный (производственный) корпус общей площадью 6359,8 кв. м, расположенного по адресу: Брянск, ул. 2-я Почепская, д. 35-а.

31 января 2008 года Предприятие обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации признанного права хозяйственного ведения (доля в праве 12/100) на указанный объект недвижимости.

Сообщением от 24.03.2008 N 01/009/2008-212 Предприятию отказано в государственной регистрации в связи с тем, что действующим законодательством не определена возможность государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним доли объекта недвижимости, равно как и возможность государственной регистрации доли в праве хозяйственного ведения.

Считая отказ Управления в регистрации указанной доли объекта недвижимости незаконным, Предприятие обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения
прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ одним из оснований государственной регистрации права является вступивший в законную силу судебный акт.

Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах 4, 6, 7, 9, 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона (п. 1 ст. 28 Закона).

В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Предприятие обратилось с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения (доля в праве 12/100) объекта недвижимости - главный корпус общей площадью 6359,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск ул. 2-я Почепская, д. 35-а, представив в качестве основания для регистрации решение суда от 22.06.2007

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику имущества принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу п. 4 ст. 214, ст. 294 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности закрепляется за государственными предприятиями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе переход этих прав, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат, в частности, право собственности, право хозяйственного ведения (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

Статьей
1 Закона N 122-ФЗ определено, что к недвижимому имуществу (недвижимости), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, относятся земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы

Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных муниципальных предприятиях“ имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).

В порядке п. 2 ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Законом о регистрации не предусмотрена регистрация права хозяйственного ведения на недвижимое имущество без регистрации первичного права собственности.

Судом установлено, что на момент обращения Предприятия в регистрирующий орган права общей долевой собственности Российской Федерации и Брянской области на спорный объект не были зарегистрированы.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что отказ Управления в регистрации заявленного права правомерен.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.

Нарушений процессуального права, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, не установлено.

Согласно ст. 101, ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы в виде госпошлины за подачу иска, апелляционной и
кассационной жалоб относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В соответствии с положениями ст. 333.41 НК РФ Предприятию была представлена отсрочка по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы до рассмотрения ее по существу.

С учетом того, что суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, государственная пошлина за подачу кассационной жалобы подлежит взысканию с ГУП “Брянский молочный завод детского питания“.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 01.10.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу N А09-2098/2008-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с государственного унитарного предприятия “Брянский молочный завод детского питания“ в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 1000 рублей.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.