Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 13.02.2009 по делу N А14-5332/2008/195/19 Поскольку истцом на государственную регистрацию договора аренды спорного земельного участка представлены все необходимые документы, суд правомерно указал на отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации договора на земельный участок.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 февраля 2009 г. по делу N А14-5332/2008/195/19

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.09.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 по делу N А14-5332/2008/195/19,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Формматериалы“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее - Управление) о признании недействительным отказа в государственной регистрации договора аренды N 404-07/гз от 26.11.2007 на земельный участок площадью 63802 кв. м (кадастровый номер 36:34:02 11
002:0053), расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Антонова-Овсеенко, 20д, и с требованием обязать Управление произвести государственную регистрацию указанного договора.

Решением суда от 01.09.2008 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление просит решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей Общества и Управления, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, 17.01.2008 Общество обратилось в Управление за регистрацией договора аренды от 26.11.2007 N 404-07/гз на вышеуказанный земельный участок.

В адрес общества Управление направило уведомление от 02.02.2008 N 01/8/2008-19 о приостановлении регистрационных действий с 08.02.2008 по 08.03.2008, в котором предложило представить акт органа местного самоуправления об утверждении границ земельных участков, горный отвод, произведенный в соответствии с действующим законодательством, лицензию на право пользования недрами, с приложением графической части.

21 марта 2008 года Управлением вынесено решение об отказе в государственной регистрации указанного договора аренды на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Считая данное решение незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В силу ст. 9 упомянутого
Закона в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным статьей 13, проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен статьей 17 Закона N 122-ФЗ, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной (власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 17).

В соответствии со ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Отказывая в государственной
регистрации договора аренды земельного участка, Управление указало, что основанием для заключения договора является приказ Главного управления государственного имущества Воронежской области (далее - ГУГИ Воронежской области) от 26.07.2007 N 1313-3. Однако, по мнению Управления, ГУГИ Воронежской области не уполномочено на осуществление действий по утверждению границ земельного участка. Акт органа местного самоуправления о формировании и утверждении границ земельных участков площадью 63802 кв. м и 70413 кв. м на госрегистрацию заявителем не представлен. В связи с чем основанием для отказа в государственной регистрации послужило непредставление Обществом документа, подтверждающего формирование земельного участка в соответствии с действующим законодательством.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, постановлением главы городского округа город Воронеж от 30.06.2006 N 1396 утверждены проекты границ земельных участков по ул. Антонова-Овсеенко г. Воронеж N 1 площадью 134215 кв. м и N 2 площадью 186694 кв. м, которые ООО “Формматериалы“ предоставлены в аренду сроком на 10 лет.

В соответствии с приказом ГУГИ Воронежской области от 26.07.2007 N 1313-3 “О разделе земельного участка, расположенного в городском округе город Воронеж по ул. Антонова-Овсеенко, 20д“ земельный участок площадью 134215 кв. м без изменения разрешенного использования для разработки “Подгоренского месторождения формовочных песков“ разделен на земельный участок N 1 площадью 63802 кв. м и земельный участок N 2 площадью 70413 кв. м.

26 ноября 2007 года ГУГИ Воронежской области и ООО “Формматериалы“ заключен договор аренды земельного участка из категории земель населенных пунктов площадью 63802 кв. м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Антонова-Овсеенко, 20д, кадастровый номер 36:34:02 11 002:0053 сроком до 30.06.2016.

В соответствии с Законом Воронежской области от 28.06.2006 N 59-03 “О
распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Воронеже“, (действовавшего до 01.06.2008), Администрация Воронежской области определяет исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченный на организацию и проведение мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городском округе город Воронеж, и утверждает Положение о порядке расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся в городском округе город Воронеж.

Постановлением Администрации Воронежской области от 29.06.2006 N 514 “О первоочередных мерах по реализации полномочий Воронежской области в сфере земельных отношений“ (действовавшее в спорный период) ГУГИ Воронежской области определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно Положению о Главном управлении государственного имущества Воронежской области, утв. постановлением администрации области от 15.07.2005 N 630 в компетенцию ГУГИ Воронежской области входит принятие решения о разделе и слиянии сформированных земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и сформированных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу п. 6 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 N 396, образование новых земельных участков может осуществляться путем деления существующего земельного участка на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Территориальное землеустройство объектов землеустройства проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании договора по инициативе органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда (п. 2 Положения).

Пунктом 2
постановления администрации от 29.06.2006 N 514 определено, что распорядительным актом по вопросу распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является приказ ГУГИ Воронежской области.

На основании изложенного суд пришел к правильному выводу, что приказ ГУГИ Воронежской области от 26.07.2007 N 1313-3 издан уполномоченным органом, в пределах предоставленных полномочий, приказ не признан недействительным в установленном порядке и влечет наступление определенных юридических последствий. Учитывая, что Обществом на государственную регистрацию договора аренды спорного земельного участка представлены все необходимые документы, суд правомерно указал на отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды от 26.11.2007 N 404-07/гз на земельный участок площадью 63802 кв. м.

Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, и в силу ст. 286 АПК РФ не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятых судебных актов, поскольку не опровергают правильность выводов арбитражного суда.

Обжалуемые судебные акты отвечают нормам материального права, содержащиеся в них выводы - фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.09.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 по делу N А14-5332/2008/195/19 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.