Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.06.2009 по делу N А51-5200/2009 Непредставление заявителем в установленный срок распорядительного акта главы администрации муниципального образования об изменении вида разрешенного использования земельного участка является основанием для принятия регистрационным органом решения об отказе в государственной регистрации данных изменений. Распоряжение территориального управления не является надлежащим документом для изменения разрешенного использования земельного участка.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 июня 2009 г. по делу N А51-5200/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения от 02.06.2009.

Полный текст решения изготовлен 08.06.2009.

Арбитражный суд Приморского края

рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю

третьи лица: Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока, Управление восточного регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел России

об оспаривании решения,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю (далее - Территориальное управление ФАУГИ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю
(далее - Управление ФРС) от 11.01.2009 N 01/159/2008-491 о внесении изменений в отношении земельного участка площадью 6245,00 кв. м, местоположение: участок находится примерно в 35 м по направлению на запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Кирова, 54, и о понуждении Управления ФРС осуществить регистрационные действия по внесению изменений в запись от 31.07.2008 N 25-25-01/153/2008-023 регистрации на земельный участок площадью 6245,00 кв. м, имеющий местоположение: участок находится примерно в 35 м по направлению на запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Кирова, дом 54, в части разрешенного использования.

Территориальное управление ФАУГИ в судебном заседании заявленное требование поддержало, указав, что у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа во внесении изменений в отношении земельного участка, т.к. весь необходимый пакет документов со стороны Территориального управления был представлен. Полагает, что оспариваемый отказ регистрирующего органа противоречит требованиям Федерального закона “О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним“ и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю в судебном заседании заявление отклонило, указав, что заявителем не был представлен распорядительный акт администрации города Владивостока с принятием решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования. Данное обстоятельство послужило основанием для отказа в осуществлении соответствующих регистрационных действий.

Пояснило, что 15.05.2009 администрацией г. Владивостока издано постановление N 515 “Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Кирова, 54“, после издания которого, Управлением ФРС по Приморскому краю
произведены регистрационные действия в отношении спорного земельного участка.

Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока пояснило, что согласно генеральному плану г. Владивостока, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 27.09.1984 N 420 и N 138 от 25.04.1989, земельный участок по вышеуказанному адресу с кадастровым номером 25:28;05 00 38:0147 расположен в территориальной зоне жилой и общественной застройки. Соответственно использование данного земельного участка для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого комплекса соответствует требованиям территориальной зоны жилой и общественной застройки.

Указало, что администрацией г. Владивостока 15.05.2009 издано постановление N 515 “Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Кирова, 54“ согласно которому изменен вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Кирова, 54, кадастровый номер: 25:28:05 00 38:147 с “для благоустройства прилегающей к строящемуся объекту территории“ на другой вид использования “для строительства и дальнейшей эксплуатации комплекса жилых многоквартирных домов“.

Управление восточного регионального командования внутренних войск МВД России заявление поддержало, по основаниям, изложенным Территориальным управлением ФАУГИ. Считает, что вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка площадью 6245 кв. м не подлежал изменению, так как он был сформирован, предоставлен и используется в настоящее время правообладателем в совокупности с двумя другими земельными участками площадью 652,0 кв. м и 933,0 кв. м в соответствии с основным видом использования, установленным в соответствии с целью предоставления уполномоченным органом Администрацией г. Владивосток - для строительства комплекса многоэтажных жилых домов. При таких обстоятельствах, по мнению третьего лица, пункт 3 части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ, предусматривающий порядок принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка органом
местного самоуправления с учетом результатов проведенных публичных слушаний, не подлежит применению к данным правоотношениям.

Из материалов дела судом установлено, что Территориальным управлением ФАУГИ 19.09.2008 было подано заявление в Управление ФРС по Приморскому краю о внесении изменений в запись N 25-25-01/153/2008-023 от 31.07.2008 о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 6245, 00 кв. м, местоположение: участок находится примерно в 35 м по направлению на запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Кирова, 54, в связи с изменением цели использования земельного участка, в соответствии с распоряжением Территориального управления ФАУГИ от 03.09.2008 N 609-р. Дополнительно 11.11.2008 в Управление ФРС по Приморскому краю было представлено письмо от 10.11.2008 N 17674сп Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока о предоставлении земельного участка.

По результатам рассмотрения заявления Управлением ФРС было принято решение об отказе в государственной регистрации иных регистрационных действий (внесении изменений) в отношении земельного участка площадью 6245 кв. м, которое было доведено до заявителя письмом от 11.01.2009 N 01/159/2008-491.

Не согласившись с вынесенным решением, посчитав, что они не соответствуют закону, Территориальное управление ФАУГИ обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу
пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (- юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2 статьи 2 Закона).

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона “О государственной регистрации...“ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

- свидетельства о праве на наследство;

- вступившие в законную силу судебные акты;

- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти
в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 451, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация).

Пунктом 8 статьи 12 Федерального закона “О государственной регистрации...“ определено, что внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав, не соответствующие правоустанавливающему документу, осуществляется в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования земельных правоотношений является принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

Данный принцип корреспондирует принципу деления земель по целевому назначению на категории.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на предусмотренные указанной нормой материального права категории.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории
и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).

В настоящее время в городе Владивостоке правила землепользования и застройки, принятые в порядке, установленном статьями 30 - 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ в переходный период “вплоть до принятия в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие ГрК РФ решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний“.

На основании изложенных норм права, применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, суд полагает, что для внесения изменений в Единый государственный реестр прав в части разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах Владивостокского городского округа, необходим соответствующий распорядительный акт (постановление) главы администрации города Владивостока, принятый с учетом требований действующего законодательства; распоряжение территориального управления не является надлежащим документом для изменения разрешенного использования земельного участка.

Таким
образом Территориальному управлению ФАУГИ необходимо было представить регистрирующему органу соответствующий распорядительный акт (постановление) главы администрации города Владивостока, принятый с учетом требований действующего законодательства, об изменении разрешенного использования земельного участка.

В свою очередь из материалов дела усматривается, что данный документ в установленный для государственной регистрации срок со стороны заявителя представлен не был.

При проведении правовой экспертизы Управлением ФРС было правомерно установлено, что разрешенное использование для благоустройства прилегающей к строящемуся объекту территории указанного выше земельного участка меняется на разрешенное использование для строительства и дальнейшей эксплуатации комплекса жилых многоквартирных домов.

На основании изложенного суд считает, что при проведении правовой экспертизы документов, представленных Управление ФРС по Приморскому краю пришло к обоснованному выводу о невозможности внесения изменений в отношении спорного земельного участка.

При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации вынесено в пределах компетенции Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю и в соответствии с требованиями закона.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что 15.05.2009 администрацией г. Владивостока издано постановление N 515 “Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Кирова, 54“ согласно которому изменен вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Кирова, 54, кадастровый номер: 25:28:05 00 38:147 с “для благоустройства прилегающей к строящемуся объекту территории“ на другой вид использования “для строительства и дальнейшей эксплуатации комплекса жилых многоквартирных домов“.

После издания указанного постановления Управлением ФРС по Приморскому краю произведены соответствующие регистрационные действия. Соответственно отсутствует нарушение прав ТУ ФАУГИ, за восстановлением которых Территориальное управление обратилось в арбитражный суд.

Частью 3 статьи 201 АПК РФ определено, что если арбитражный
суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требования Территориального управления ФАУГИ по Приморскому краю о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю от 11.01.2009 N 01/159/2008-491 о внесении изменений в отношении земельного участка площадью 6245, 00 кв.м, местоположение: участок находится примерно в 35 м по направлению на запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Кирова, 54.

Поскольку оспариваемое решение, как установлено судом, является законным и обоснованным, а соответствующие регистрационные действия на момент рассмотрения спора Управлением ФРС по Приморскому краю осуществлены, то у суда отсутствуют основания для понуждении Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю осуществить регистрационные действия по внесению изменений в запись от 31.07.2008 N 25-25-01/153/2008-023 регистрации на земельный участок площадью 6245,00 кв. м, имеющий местоположение: участок находится примерно в 35 м по направлению на запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Кирова, 54, в части разрешенного использования.

От уплаты государственной пошлины заявитель и ответчик освобождены в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167 - 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю в удовлетворении заявления о признании незаконным
отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю от 11.01.2009 N 01/159/2008-491 о внесении изменений в отношении земельного участка площадью 6245,00 кв. м, местоположение: участок находится примерно в 35 м по направлению на запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Кирова, 54, и о понуждении Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю осуществить регистрационные действия по внесению изменений в запись от 31.07.2008 N 25-25-01/153/2008-023 регистрации на земельный участок площадью 6245 кв. м, имеющий местоположение: участок находится примерно в 35 м по направлению на запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Кирова, дом 54, в части разрешенного использования.

Проверено на соответствие Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый апелляционный арбитражный суд через Арбитражный суд Приморского края.