Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.05.2009 по делу N А51-12640/2008-7-296 Отказ таможенного органа в предоставлении тарифных преференций по грузовым таможенным декларациям признан незаконным, так как при рассмотрении дела было установлено, что страной происхождения спорного товара является Бразилия, на которую распространяется тарифный преференциальный режим. А также таможенным органом не были представлены доказательства ненадлежащего оформления спорных сертификатов либо наличия признаков содержания в них недостоверных сведений.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 мая 2009 г. по делу N А51-12640/2008-7-296

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании 22.04.2009 - 29.04.2009 дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Антур“

к Владивостокской таможне

третье лицо: Федеральная таможенная служба России

о признании незаконным отказа,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Антур“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Владивостокской таможни в предоставлении тарифных преференций по ГТД N 10702030/080708/0031854, N 10702030/020708/0030512, N 10702030/150708/0033677, N 0702030/300608/0029901, N 10702030/240608/0028212, N 0702030/260608/0028962, оформленный письмом от 14.11.2008 N 29-25/27763.

В настоящем судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержал, в обоснование заявленных требований пояснил, что представленные к таможенному оформлению сертификаты полностью
соответствовали требованиям, предъявляемым к их оформлению согласно Соглашению о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12.04.1996.

Считает, что, таможенным органом не представлено доказательств, достоверно свидетельствующих о том, какие факты установлены таможней в обоснование ее доводов о несоответствии оттисков печати, проставленных в графе 11 спорных сертификатов.

Представитель общества пояснил, что письмо Владивостокской таможни о невозможности восстановления преференциального режима не является отказом в предоставлении преференций, однако препятствует предоставлению преференций и возврату заявителю излишне уплаченных таможенных платежей.

Владивостокская таможня требования заявителя не признала, в обоснование возражений указала, что представленные сертификаты в отношении ввезенных товаров не могут быть приняты для предоставления тарифных преференций в отношении заявленных товаров, поскольку в нарушение требований к оформлению деклараций сертификатов о происхождении товара по форме “А“, утвержденных Постановлением Правительства N 479 от 23.04.1997 в графе 11 сертификат заверен печатью, оттиск которой не соответствует образцам, доведенным до таможенного органа ФТС России.

Ответчик указывает, что товар из развивающейся страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.

Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Федеральная таможенная служба России поддержала доводы Владивостокской таможни, по заявленным требованиям возразила. В своих пояснениях указала, что дополнительных исследований на предмет соответствия оттисков печати в оригиналах сертификатов и оригинала печати, представленным компетентным органом Бразилии, ГУТН и ТО ФТС не проводило.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК
РФ объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 29.04.2009. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей заявителя и третьего лица.

При рассмотрении дела суд установил, что общество с ограниченной ответственностью “Антур“ зарегистрировано в качестве юридического лица 23.04.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серии 25 N 01521012 и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1042504356608.

В июне - июле 2008 года во исполнение внешнеторговых контрактов, заключенных ООО “Антур“ с компанией “JBS S/A“, Бразилия, на таможенную территорию России в адрес ООО “Антур“ был ввезен товар - мясо говядина, мороженное.

В целях его таможенного оформления Общество подало во Владивостокскую таможню грузовые таможенные декларации (далее - ГТД) N 10702030/080708/0031854, N 10702030/020708/0030512, N 10702030/150708/0033677, N 0702030/300608/0029901, N 10702030/240608/0028212, N 0702030/260608/0028962, уплатив ввозную таможенную пошлину в полном объеме без заявления преференциального режима.

После выпуска товара в свободное обращение 31.07.2008 письмом N 16073 заявитель обратился во Владивостокскую таможню с заявлением о восстановлении преференциального режима в отношении товаров, выпущенных по ГТД N 10702030/080708/0031854, N 10702030/020708/0030512, N 10702030/150708/0033677, N 0702030/300608/0029901, N 10702030/240608/0028212, N 0702030/260608/0028962. При этом в таможенный орган декларантом были представлены сертификаты о происхождении товаров по форме “А“ N 1690-08/011252-7, N 1543-08/027993-8, N 1543-08/02990-3, N 1543-08/027988-1, N 1543-08/027987-3, N 1543-08/027992-0, N 1543-08/027989-0, N 1543-08/027997-0, N 1543-08/027995-4, N 1543-08/030487-8, N 2682-08/001346-9, N 2682-08/001347-7, N 1690-08/009440-5 на основании которых общество просило осуществить перерасчет таможенных платежей по ГТД.

12.08.2008 письмом N 29-25/19994 Владивостокской таможней указанные сертификаты направлены в Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования
Федеральной таможенной службы РФ для проверки их достоверности.

ГУФТДиТР ФТС РФ в свою очередь направило указанные сертификаты в Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление ФТС РФ для проведения экспертизы по определению их достоверности.

По результатам проведенных исследований Центральным криминалистическим таможенным управлением было установлено, что исследуемые оттиски штампов с реквизитами компетентного органа Федеративной Республики Бразилия с буквенным индексом “Banco do Brasil S.A.“, расположенных в графах 11 представленных сертификатов о происхождении товаров формы “А“ и образцы оттисков штампов органа Федеративной Республики Бразилия, уполномоченного выдавать и удостоверять сертификаты происхождения товаров по форме “А“ на товары, производимые и экспортируемые из данного государства, нанесены разными печатными формами.

Результаты проведенной экспертизы оформлены справкой специалиста от 10.09.2008 N 4/306-08.

21.10.2008 Федеральной таможенной службой РФ с сопроводительным письмом N 05-72/44124 сертификаты возвращены во Владивостокскую таможню. При этом Федеральной таможенной службой РФ указано, что вопрос о возможности принятия прошедших исследование специалистом ЦЭКТУ сертификатов в качестве документов, подтверждающих происхождение заявленных в них товаров, а также предоставления тарифных преференций в отношении этих товаров, следует решать с учетом результатов экспертизы ЦЭКТУ.

В связи с этим письмом от 14.11.2008 N 29-25/27763 Владивостокская таможня проинформировала декларанта о том, что вышеуказанные сертификаты не могут быть приняты Владивостокской таможней в качестве основания для предоставления тарифных преференций, поскольку в соответствии со справкой специалиста ЦЭКТУ от 10.09.2008 N 4/306-08 исследованные оттиски штампов с реквизитами компетентного органа Республики Бразилия в графе 11 данных сертификатов не соответствуют имеющимся в распоряжении ФТС России образцам оттисков штампов органа Федеративной Республики Бразилия, уполномоченного выдавать и заверять сертификаты о происхождении товаров по форме “А“ на товары, производимые и экспортируемые из данного
государства.

Не согласившись с решением Владивостокской таможни, посчитав, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Изучив материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Таможенного кодекса Российской Федерации определение страны происхождения товаров производится в соответствии с положениями Кодекса во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров. Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики (пункт 2 статьи 29 ТК РФ).

В силу пункта 1 статьи 37 Таможенного кодекса Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.

Бразилия входит в Перечень стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 N 1057.

Правила определения происхождения товаров развивающихся стран при
предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций (далее - Правила) содержатся в приложении к Соглашению стран СНГ от 12.04.1996 (далее - Соглашение) утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.04.1997 N 479.

В силу пунктов 5 и 6 Правил в удостоверение происхождения товара в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме “А“, принятой в рамках Общей системы преференций. Сертификат представляется таможенным органам в напечатанном виде, без исправлений, на русском или английском языке, вместе с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при таможенном оформлении товара. Государства - участники СНГ получают от развивающихся стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся страны, которая не предоставила вышеуказанную информацию.

В случае возникновения обоснованных сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие компетентные органы страны, предоставляющей тарифные преференции, могут обратиться в компетентные национальные органы развивающихся стран, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения. Товар развивающейся страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения. Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Требования к оформлению декларации-сертификата о происхождении товара по форме “А“ изложены в приложении к Протоколу от 07.10.02
о внесении изменений и дополнений в Правила. В частности, графа 11 сертификата должна содержать данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать органа, уполномоченного в соответствии с национальным законодательством удостоверять происхождение товаров, а также подпись должностного лица указанного органа, уполномоченного подтверждать достоверность сертификата. Печать должна иметь четкий оттиск, позволяющий при необходимости осуществить идентификацию на предмет ее подлинности. Подпись рассматривается в качестве дополнительной информации, подтверждающей достоверность сертификата.

По правилам пункта 4 статьи 36 ТК РФ и пункта 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.04.1997 N 479, сертификат о происхождении товара не является надлежащим образом оформленным, если имеются:

- подчистки, помарки или незаверенные исправления,

- отсутствуют необходимые подписи или печати,

- сведения в сертификате не позволяют установить их отношение к декларируемым товарам,

- в сертификате неоднозначно указаны страна происхождения товаров либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товаров, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В указанных случаях, а также, если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения.

В силу абзаца 2 пункта 1 Распоряжения ГТК России от 13.05.2003 N 223-р “О сертификатах происхождения товара формы “А“ (далее - Распоряжение N 223-р) таможенные органы обязаны направлять оригиналы сертификатов в Главное управление тарифного и нетарифного регулирования для последующей проверки в случае, если заполнение граф сертификатов не соответствует Правилам.

При этом принятие решений о достоверности сертификатов или сведений, указанных в
них, относится к исключительной компетенции Главного управления тарифного и нетарифного регулирования, что прямо установлено пунктом 2 Распоряжения N 223-р.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенных исследований, оформленных справкой специалиста от 10.09.2008 N 4/306-08, Центральным криминалистическим таможенным управлением было установлено, что исследуемые оттиски штампов с реквизитами компетентного органа Федеративной Республики Бразилия с буквенным индексом “Banco do Brasil S.A.“, расположенных в графах 11 представленных сертификатов о происхождении товаров формы “А“ и образцы оттисков штампов органа Федеративной Республики Бразилия, уполномоченного выдавать и удостоверять сертификаты происхождения товаров по форме “А“ на товары, производимые и экспортируемые из данного государства, нанесены разными печатными формами.

Данные обстоятельства являются основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий, в том числе обращения в компетентный национальный орган Бразилии. Именно такие правовые последствия ненадлежащего оформления документа о происхождении товара либо возникновения обоснованных сомнений в его безупречности предусмотрены как приведенными выше нормами международного права, так и национальным законодательством (пункты 4 и 5 статьи 36 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений ФТС России не обращалось в Посольство Федеративной Республики Бразилия в РФ с запросом о достоверности сертификатов соответствия сертификатов о происхождении товаров формы “А“.

В то же время, судом установлено, что доказательств ненадлежащего оформления сертификата формы “А“ и наличия признаков содержания в нем недостоверных сведений, перечисленных в пункте 4 статьи 36 ТК РФ, таможенным органом на момент проведения контрольных мероприятий установлено не было.

Ссылки таможни на то, что результаты сравнения оттиска печати в графе 11 сертификата с образцом оттиска печати имеющегося у таможни свидетельствуют о ненадлежащем оформлении сертификата,
судом отклоняются, поскольку данные обстоятельства не указаны в пункте 4 статьи 36 ТК РФ в качестве признаков ненадлежащего оформления сертификата.

В свою очередь, суд установил, что предоставленный заявителем сертификат формы “А“ N 1690-08/011252-7, N 1543-08/027993-8, N 1543-08/02990-3, N 1543-08/027988-1, N 1543-08/027987-3, N 1543-08/027992-0, N 1543-08/027989-0, N 1543-08/027997-0, N 1543-08/027995-4, N 1543-08/030487-8, N 2682-08/001346-9, N 2682-08/001347-7, N 1690-08/009440-5 надлежащим образом свидетельствует о происхождении спорного товара.

Так, для разрешения вопроса о достоверности сертификата заявитель обратился в Приморскую торгово-промышленную палату с просьбой о направлении запроса в уполномоченный орган Бразилии.

Министерство Развития, Промышленности и Внешней Торговли Бразилии в ответе N 49/2009/DEINT от 05.03.2009 подтвердило подлинность сертификатов происхождения товаров по форме “А“ N 1690-08/011252-7, N 1543-08/027993-8, N 1543-08/02990-3, N 1543-08/027988-1, N 1543-08/027987-3, N 1543-08/027992-0, N 1543-08/027989-0, N 1543-08/027997-0, N 1543-08/027995-4, N 1543-08/030487-8, N 2682-08/001346-9, N 2682-08/001347-7, N 1690-08/009440-5, выдачу данных сертификатов бразильскими властями, уполномоченными на такую выдачу (Банк Бразилии), и указало на то, что соответствующая продукция полностью произведена в Бразилии.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 34 ТК РФ, а также пунктом 1 статьи 35 ТК РФ, документом, удостоверяющим страну происхождения товаров, в соответствии с настоящим Кодексом может служить декларация о происхождении товара, составленная в произвольной форме, при условии, что в ней указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров; в качестве такой декларации могут использоваться коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров.

Таможенному органу при декларировании ввезенного товара были представлены внешнеторговые контракты, инвойсы, коносаменты и иные коммерческие и товаросопроводительные документы,
свидетельствующие о том, что страной отправления импортируемого товара является Бразилия.

Исследовав и оценив материалы дела, суд считает, что в отношении товара, ввезенного по ГТД N 10702030/080708/0031854, N 10702030/020708/0030512, N 10702030/150708/0033677, N 0702030/300608/0029901, N 10702030/240608/0028212, N 0702030/260608/0028962 общество выполнило требования, необходимые для представления льготы, так как при рассмотрении дела было установлено, что страной происхождения спорного товара является Бразилия, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, а факты ненадлежащего заполнения сертификатов судом не установлены.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

По правилам пункта 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ таможенный орган освобожден от уплаты государственной пошлины, уплаченная заявителем при обращении в суд с настоящим заявлением государственная пошлина подлежит возврату из бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконными незаконным отказ Владивостокской таможни в предоставлении тарифных преференций по ГТД N 10702030/080708/0031854, N 10702030/020708/0030512, N 10702030/150708/0033677, N 0702030/300608/0029901, N 10702030/240608/0028212, N 0702030/260608/0028962, оформленный письмом от 14.11.2008 N 29-25/27763 в связи с его несоответствием Таможенному кодексу РФ.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью “Антур“ из федерального бюджета 2 000 (две тысячи) руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 484 от 20.11.2008.

Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд месячный срок с момента его принятия в порядке главы 34 АПК РФ и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в порядке главы 35 АПК РФ.