Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.10.2009 по делу N А19-8385/09 Суд удовлетворил исковые требования о признании недействительными в силу ничтожности пунктов государственного контракта энергоснабжения потребителя, финансируемого из федерального бюджета, поскольку при запрете, установленном правовыми актами, стороны были не вправе соглашением предусматривать в договоре иные условия.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2009 г. N А19-8385/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Воробьевой Н.М., Кулакова В.И.,

при участии в судебном заседании прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в арбитражном процессе прокуратуры Иркутской области - Ф.И.О. (служебное удостоверение), представителя открытого акционерного общества “Иркутская энергосбытовая компания“ - Ф.И.О. (доверенность от 11 января 2009 года N 87),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 июня 2009 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2009 года по делу N А19-8385/09 (суд первой инстанции: Аксаментова В.Г.; суд апелляционной
инстанции: Капустина Л.В., Даровских К.Н., Куклин О.А.),

установил:

заместитель прокурора Иркутской области обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском о признании недействительными в силу ничтожности пунктов 2.15, 6.1 государственного контракта N 262 энергоснабжения потребителя, финансируемого из федерального бюджета с присоединенной мощностью 750 кВА и выше от 01.03.2007 между обществом с ограниченной ответственностью “Иркутская энергосбытовая компания“ (далее - ООО “Иркутская энергосбытовая компания“) и Федеральным бюджетным учреждением “Объединение исправительных колоний N 8 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области (далее - ФБУ ОИК N 8 ГУФСИН России по Иркутской области).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 июня 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заместитель прокурора Иркутской области обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, по делу принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя, судебные акты приняты с нарушением норм материального права. Судами не применены подлежащие применению пункты 168, 177, 189 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530. Из указанных заявителем норм материального права следует, что полное ограничение режима потребления электроэнергии в отношении ФБУ ОИК N 8 ГУФСИН России по Иркутской области не допускается.

Пункты 2.15 и 6.1 государственного контракта N 31/31-08 не соответствуют положениям статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, поскольку допускают возможность приостановления и прекращения
подачи электрической энергии.

В отзыве на кассационную жалобу ООО “Иркутская энергосбытовая компания“ против доводов заявителя возразило, указав на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.

В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа прокурор Иркутской области и представитель ООО “Иркутская энергосбытовая компания“ подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

ФБУ ОИК N 8 ГУФСИН России по Иркутской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 16996), однако своего представителя в судебное заседание не направило, отзыв на кассационную жалобу не представило.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, между ООО “Иркутская энергосбытовая компания“ (гарантирующий поставщик) и ФБУ ОИК N 8 ГУФСИН России по Иркутской области (потребитель) заключен государственный контракт N 262 от 01.03.2007 энергоснабжения потребителя, финансируемого из федерального бюджета с присоединенной мощностью 750 кВА и выше, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязался отпускать потребителю электрическую энергию до электроустановок, а потребитель обязался оплачивать принятую электрическую энергию.

Согласно пункту 2.15 государственного контракта гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном законом и иными нормативными правовыми актами, приостановить исполнение обязательств по контракту (вводить полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии) после соответствующего предупреждения потребителя, в том
числе в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате.

Пунктом 6.1 государственного контракта предусмотрено, что в случае нарушения потребителем установленных пунктами 5.3, 5.4 данного контракта сроков оплаты, а также в случае нарушения потребителем иных обязательств, установленных контрактом, гарантирующий поставщик вправе ввести ограничение режима потребления электрической энергии потребителю с соответствующим его предупреждением.

Ссылаясь на ничтожность пунктов 2.15 и 6.1 государственного контракта N 262 от 01.03.2007, как противоречащих положениям статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 “Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики“, заместитель прокурора Иркутской области обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые пункты государственного контракта не противоречат действующему законодательству, поскольку определяют право энергоснабжающей организации прекращать отпуск электрической энергии полностью или частично только после предупреждения абонента и в порядке, установленном действующим законодательством.

Четвертый арбитражный апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился по аналогичным основаниям.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 июня 2009 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2009 года подлежащими отмене по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим
в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (для договора энергоснабжения - при неоднократном нарушении абонентом сроков оплаты потребленной энергии), за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

При этом порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии регулируется Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, согласно которым исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы и тюрьмы включены в перечень потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается (Приложение N 6).

Положением ФБУ ОИК N 8 ГУФСИН России по Иркутской области предусмотрено, что целью деятельности учреждения является исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы.

Любое ограничение или прекращение энергоснабжения указанного учреждения рассматривается как действие, которое может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, основания таких действий могут быть предусмотрены исключительно законом или принятым во исполнение данного закона иным нормативно-правовым актом и не могут быть расширены или изменены по усмотрению сторон, поэтому вывод судов о действительности оспариваемых пунктов договора является ошибочным.

Учитывая, что абонентом по спорному договору является бюджетное учреждение уголовно-исполнительной системы, относящееся в соответствии с постановлением Правительства от 29.05.2002 N 364 “Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства“ к организациям,
поставка топливно-энергетических ресурсов которым не подлежит ограничению или прекращению в случае несвоевременного поступления платежей на счета энергоснабжающих организаций, суд кассационной инстанции приходит к выводу о неправомерности условий государственного контракта о прекращении или ограничении подачи электроэнергии.

При запрете, установленном правовыми актами, стороны были не вправе соглашением предусматривать в договоре иные условия.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 июня 2009 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2009 года по делу N А19-8385/09 подлежат отмене.

Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но ими неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять новый судебный акт по делу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела в первой, апелляционной и кассационной инстанциях подлежит взысканию с ООО “Иркутская энергосбытовая компания“ и ФБУ ОИК N 8 ГУФСИН России по Иркутской области.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 июня 2009 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2009 года по делу N А19-8385/09 отменить.

Исковые требования удовлетворить.

Признать пункты 2.15, 6.1 государственного контракта N 262 энергоснабжения потребителя, финансируемого из федерального бюджета с присоединенной мощностью 750 кВА и выше от 01.03.2007, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью “Иркутская энергосбытовая компания“ и Федеральным
бюджетным учреждением “Объединение исправительных колоний N 8 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, недействительными.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Иркутская энергосбытовая компания“ и Федерального бюджетного учреждения “Объединение исправительных колоний N 8 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области по 2 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций в доход федерального бюджета.

Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительные листы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.М.СОКОЛОВА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

В.И.КУЛАКОВ